Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

Закон о контрактной системе по сравнению с Законом № 94-ФЗ уточнил предмет регулирования законодательства в сфере государственных закупок. Теперь в него вошли планирование государственных закупок, мониторинг этих закупок, аудит в указанной сфере и контроль в сфере закупок. Схематично сфера действия нового Закона в сравнении с предыдущим представлена на Рисунке 1.

Способы определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при осуществлении закупок указаны на Рисунке 2 (курсивом выделены новые способы, введенные Законом № 44-ФЗ). Федеральный закон № 44-ФЗ [1] вводит новые конкурентные способы определения поставщиков: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, запрос предложений.

Закон о контрактной системе предусматривает, что открытый конкурс является методом закупок, применяемым по умолчанию. Кроме того, Законом предусмотрены методы закупок для различных видов контрактов, таких как простые стандартные поставки (запрос котировок, электронный аукцион), поставки с низкой ценой (запрос котировок), поставки узкоспециализированной и сложной продукции (конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений). Четко определены случаи закупки из единственного источника. Обоснование выбора метода закупки осуществляется заказчиком на стадии планирования закупок. Закон о контрактной системе вернул в практику госзакупок России предварительный квалификационный отбор, однако сейчас он предусмотрен как часть процедуры лишь для таких методов закупки, как конкурс с ограниченным участием и запрос котировок для нужд оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [1].

Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [2] регламентирует порядок осуществления закупок отдельными видами юридических лиц. Действие данного Закона распространяется на юридических лиц Российской Федерации, к которым относятся:

а) Государственные корпорации и государственные компании. б)  Субъекты естественных монополий.

в) Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

г) Государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия. д) Автономные учреждения.

е) Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

ж) Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит всем указанным выше юридическим лицам.

В настоящий момент введены существенные изменения в законодательство о государственных закупках,

приближающее его к мировым стандартам в данной сфере. Тем не менее, при анализе нового Закона на соответствие лучшей мировой практике в российском законодательстве существуют некоторые проблемы:

–      большое число случаев закупки у одного поставщика;

–      отсутствие требования наличия конкурентного рынка, как условия выбора электронного аукциона для проведения закупки;

–      возможность у заказчика закупать путем проведения электронного аукциона товары, работы, услуги, не включенные в перечень, установленный Правительством РФ, без соблюдения определенных в Законе условий выбора электронного аукциона и установление требования, что продукция, которая закупается путем электронного аукциона, определяется в перечне товаров, работ и услуг, утверждаемом Правительством РФ;

–      чрезмерная открытость информации по всем ключевым вопросам процедуры закупки, включая результаты обжалования;

–      отсутствие требования публикации извещений о процедуре закупки в форме и источниках доступных для международных участников;

–      отсутствие требований к содержанию решений по результатам досудебного рассмотрения жалоб;

–      требование установления начальной (максимальной) цены контракта;

–      отсутствие требования отклонить предложение (заявку) участника в случае конфликта интересов, подкупа или необоснованного преимущества» .

Законодательство в сфере осуществления государственных закупок претерпело существенные изменения с выходом Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ. Новый закон приближает российскую практику осуществления закупок к мировым принципам, требованиям и стандартам. Но несмотря на проделанную органами законодательной власти работу, в законодательстве в сфере закупок и в практике применения еще имеются пробелы и не решенные вопросы. В частности, это касается определения таких уникальных объектов закупок, как интеллектуальные услуги.

За последние годы неоднократно пересматривались процедуры организации конкурсных государственных заказов, но практически оказались не развиты инструменты формирования и исполнения государственного заказа на разработку инновационной продукции путем реализации научно-технических проектов [3].

Таким образом, можно утверждать, что современная инновационная деятельность, осуществляемая на всех уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном), нуждается в государственном регулировании, в развитии инновационного менеджмента, однако пока данное направление развития государственного управления не получило достаточного развития в части управленческого инструментария. Аналогично – в отношении управления на уровне предприятий [4].

 

Список литературы

1.     Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ

2.     Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ

3.     Захарова Л.Ф., Новиков С.В. Стратегические изменения в крупномасштабных организационно- экономических системах: обоснование и реализация // Электронный журнал «Труды МАИ». –2012. – № 53. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=29363

4.     Тихонов А.И., Новиков С.В. Конкурсный отбор инновационных проектов в условиях импортозамещения. Международный Научный Институт "Educatio", г. Новосибирск, Ежемесячный научный журнал, № 4 (11) / 2015, часть 1.