Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО – НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕДРЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН)

Авторы:
Город:
Душанбе
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

В статье рассматриваются вопросы необходимости и предпосылок внедрения электронного правительства в Республике Таджикистан.

Ключевые слова: электронное правительство, информационно-коммуникационные технологии, предпосылки внедрения, электронный документооборот, Интернет, граждане.


E – GOVERNMENT- THE NEED BACKGROUND AND INTRODUCTION (ON EXAMPLE OF TAJIKISTAN)

Amonov D.R.

Russian-Tajik Slavonic University (Dushanbe)

 

The article considers the issues of necessity and prerequisites for the introduction of electronic government in the Republic of Tajikistan.

Keywords: electronic government, information and communication technologies, the prerequisites for the implementation, electronic document management, Internet, citizens.

На современном этапе развития государства и, в более общем смысле, всего общества социальные институты все более трансформируются, многие формы экономического, политического и культурного взаимодействия изменяются и перемещаются в виртуальную среду и этот процесс необратим. Налицо все возрастающая роль информации и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В свою очередь, информатизация общества является причиной изменений всей системы современных социальных институтов. Не исключение из этого и взаимодействие публичной власти и населения. Сегодня на смену старым формам такого взаимодействия приходят новые формы, которые основаны прежде всего на клиентоориентированном подходе посредством использования информационно-коммуникационных технологий. [1]

Меняются не только формы взаимодействия, но даже суть и значение ролей двух сторон – граждан и представителей власти, видоизменяются ценности и приоритеты. Сегодня формой такого взаимодействия является электронное правительство, которое представляет собой систему взаимодействий посредством информационно-коммуникационных технологий. Мы можем рассматривать государство как развитую информационную систему, так как весь процесс государственного управления основывается на получении, анализе и распространении информации. Интересно, что именно государство в свое время инициировало и финансировало развитие современных информационных технологий, в частности Интернета. Поэтому парадоксален факт существенного отставания многих государств от собственного частного сектора в сфере использования информационно-коммуникационных технологий.

Еще на заре возникновения и внедрения ИКТ коммерческие организации быстро осознали огромное значение ИКТ и с целью повышения конкурентоспособности и увеличения прибыли взяли их на вооружение. Хотя государственные организации гораздо позднее пришли к такому пониманию роли ИКТ, они добились значительных результатов. Государственные организации четко осознали, что без полномасштабного использования информационно-коммуникационных технологий их деятельность не будет соответствовать требованиям, которые предъявляет к ним общество. Поэтому можно констатировать, что использование ИКТ в государственных организациях является ответом на все возрастающие требования к эффективности функционирования и являются частью неизбежных реформ. Надо отметить, что в наиболее развитых странах мира такие реформы проводятся начиная с 1970-х годов.

Каждой эпохе человеческой истории присущи свои собственные нововведения, которые и определяют ее характер, особенности и отличия. Например, в эпоху индустриализации с появлением новых видов скоростного транспорта совершенно изменились экономические отношения: поезда сделали массовыми, быстрыми и дешевыми перевозки, вследствие этого изменились рынки сбыта. У производителей и посредников появилась невиданная ранее возможность налаживания новых контактов с потребителями товаров или поставщиками сырья и запасных частей. В свою очередь, самолеты расширили возможности путешествий людей, увеличили скорость и повысили комфорт перемещений. В течении нескольких часов люди могли долететь туда, куда раньше могли добираться месяцами. Все это принесло огромную пользу, повысило эффективность экономических отношений, открыло невиданные ранее возможности перед участниками рынков.

Во внедрении этих новшеств велика роль государства, которая обеспечила законодательную и финансовую поддержку, политическую стабильность, вследствие этого государственные и частные инвесторы смогли быстро построить сети железнодорожных и воздушных дорог. И проводя аналогию с этим, отметим, что сегодня в роли нового средства коммуникации выступает сеть Интернет, которая все больше влияет новые и старые экономические структуры, помогает стоить новые отношения между участниками рынков и сообществ, выходить на новые рынки сбыта продукции, экономить время и материальные ресурсы, получать дополнительную прибыль. В новой эпохе информатизации именно информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) отведена главная роль в развитии общества, поднятии экономических, политических и социальных взаимоотношений на качественно новый уровень.

И здесь государственные органы должны обеспечить эффективный и своевременный переход участников на новую платформу взаимоотношений,  идти в ногу со временем, разработать правовую основу и гарантировать внедрение новых, справедливых правил в практику. Государственные службы должны переходить на новый вид предоставления услуг, основанный на использовании ИКТ, чтобы выполнять свои функции. Ведь сегодня граждане в целом и участники рынков в частности больше не полагаются безоговорочно на централизованные методы предоставления государством услуг населению, а ожидают улучшения качества услуг, снижения материальных затрат и экономии времени, роста конкурентоспособности и повышения эффективности. Люди сами хотят быть участниками этого информационного обмена, советовать, комментировать, создавать информацию и использовать ее в свое благо. Мы живем при информационной экономике, в которой информация является главным ресурсом и обладание ею дает огромное конкурентное преимущество. Сегодня, когда границы стран и континентов становятся все более условными, когда рынки товаров и услуг стали глобальными и каждая компания может стать их участником, когда скорости заключения сделок стали очень высокими и возможности ограничены только воображением каждого человека, именно информация играет решающую роль. [2] Следовательно, нужно освоить лучшие способы ее получения, обработки, хранения и использования.

Зачастую именно государственным органам предстоит возглавить переход к информационной эпохе. Они должны охватить все аспекты: от правового обеспечения до предоставления услуг населению, от политического и экономического регулирования до создания необходимых условий для эффективного участия всех заинтересованных сторон в процессе развития информационного общества [4]. Но в первую очередь, государственные органы должны видоизменить свои взаимоотношения друг с другом и с гражданами, а также с частными и общественными организациями. В этой связи и возникает необходимость внедрения электронного правительства.

Сегодня нет единого определения этого термина, так как существует множество толкований и определений, от предельно коротких до слишком длинных и объемных. Если привести наиболее короткое определение, то «электронное правительство подразумевает автоматизацию процесса предоставления государственных услуг». Обобщая различные формулировки отметим, что под электронным правительством можно понимать непрерывную оптимизацию процесса предоставления госуслуг, политического и экономического участия граждан, а также управления путем изменения внутренних и внешних отношений между госорганами посредством информационно-коммуникационных технологий (Интернет, электронная почта, мобильная и стационарная голосовая связь, СМИ) и технических средств (телефон, компьютер, планшет и др.).

Какие же выгоды несет в себе внедрение концепции электронного правительства для государственных органов и других организаций независимо от форм собственности и вида деятельности? Рассмотрим наиболее важные из них:

1.     Предоставление услуг посредством сети Интернет удобно для граждан и выгодно для организаций [3]. Граждане экономят время и силы, а организациям не нужно содержать множество отделений и офисов на местах, а также неоправданно большой штат.

2.     Внедрение принципа «одного окна» также отменяет множество ранее существовавших трудностей в виде посещения нескольких государственных организаций, потери времени, которое сегодня ценно как никогда, малоэффективного растрачивания сил, которые можно использовать с большей выгодой.

3.     Внедрение электронного правительства помогает преодолеть информационное неравенство, ведь государству вполне по силам сделать доступными новые технологии для менее обеспеченных слоев общества, научить пользоваться компьютерами и другой техникой молодых людей и стариков.

4.     Посредством внедрения электронного правительства государство может способствовать всестороннему развитию экономики. Ведь создавая необходимую инфраструктуру, сети обмена информацией и предоставляя доступ к Интернету государство по сути помогает участникам рынков работать эффективно, использовать новые возможности для контактов и сбыта продукции, выхода на мировые, ранее недоступные рынки. Соответственно, будет постоянно расти профессиональный уровень сотрудников.

5.     Государство путем внедрения электронного правительства по сути перестроит взаимоотношения с гражданами. Уравниловка и предоставление одинаковых услуг всем уйдут в прошлое, дав место персонализации, которая  учитывает индивидуальность людей и характер отдельных социальных групп. В итоге, граждане чувствуя заботу и не безразличие государства, вновь обретают доверие к нему, что особенно важно на фоне кризиса доверия, наблюдаемого в странах, недавно переживших экономический или политический кризис.

6.     Особенностью информационно-коммуникационных технологий является то, что в процессе их использования пользователям приходится постоянно обучаться, ведь правило, что прогресс не стоит на месте особенно ярко проявляется именно в этой динамично развивающейся сфере. Поэтому, с внедрением компонентов электронного правительства государство по сути стимулирует население постоянно повышать уровень своего образования и навыков. Непрерывный рост ресурсов Интернет, появление новых гаджетов, увеличение числа услуг, оказываемых госорганами посредством ИКТ открывают новые возможности для обучения, личного развития и, как следствие, улучшения качества жизни для граждан.

7.     Электронное правительство  позволяет создавать  различные  формы правления,  подразумевающие большее участие граждан, это приводит к устойчивому развитию государства и минимизирует риски возникновения политических проблем. Используя, например, опросы населения через Интернет, госорганы могут узнать мнение граждан, выявить слабые места в своей деятельности, своевременно реагировать на различные угрозы и быть в постоянной связи с гражданами, интересам которых и должны по сути служить. В итоге появляется так называемая «прямая демократия», исключающая существование посредников, которые могут исказить, а иногда и не передавать мнение или волю граждан людям, принимающим решения. Таким образом, использование электронного правительства в первую очередь выгодно государственных органам власти, это убережет их от многих ошибок и перекосов в деятельности, в итоге упрочит положение и послужит всеобщему прогрессу. [6]

8.     Как следствие, при использовании электронного правительства государство сможет принимать разумные, отвечающие чаяниям граждан законы и вести разумную, всесторонне правильную политику. У современного человека множество требований и с развитием информационного общества их будет только больше. Сегодня интересы людей настолько переплетены и многогранны, что это поразило бы самого прогрессивного человека, жившего, скажем, сто лет назад. Чего стоит факт проживания каждого из нас в двух измерениях – в физическом и виртуальном. И если физически люди давно приспособились защищать свои права и выполнять обязанности, то в виртуальном мире все совсем по-другому. Возникают вопросы конфиденциальности данных в глобальном информационном пространстве, их хранения и защиты, правильной идентификации личности, налогообложение электронной коммерции, юридических взаимоотношений в виртуальном мире, защиты от кибер-атак злоумышленников. Именно правильно работая в этой сфере, государство может сохранить доверие граждан, а справедливые законы подвигнут людей их соблюдать и верить в лучшее будущее своей страны.

Правительство Республики Таджикистан уже на протяжении нескольких лет внедряет электронное правительство в практику и данный проект разрабатывается в рамках реализации государственной стратегии «Информационно-коммуникационных технологий для развития Республики Таджикистан», утвержденной Указом Президента РТ 5 ноября 2003 года.

Следующим шагом в этом направлении стало принятие Концепции формирования электронного правительства в Республике Таджикистан Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 декабря 2011 г., №643 (далее — Концепция), которая разработана в целях реализации Государственной стратегии «Информационно-коммуникационных технологий для развития Республики Таджикистан», утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан от 5 ноября 2003 года, № 1174, Государственной программы развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в Республике Таджикистан, утвержденной постановлением  Правительства Республики Таджикистан от 3 декабря 2004 года, № 468, Концепции государственной информационной политики Республики Таджикистан, утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан от 30 апреля 2008 года, № 451 и Стратегии реформирования системы государственного управления Республики Таджикистан, утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан от 15 марта 2006 года, № 1713.

По состоянию на 2015 год в рейтинге стран мира по уровню электронного правительства ООН среди 193 стран Республика Таджикистан занимает 129 место. Для сравнения, Российская Федерация находится на 27 строке, а Казахстан на 28. [5] Отсюда ясно, что Таджикистану предстоит еще многое сделать в этом направлении. И ученые с полным осознанием реального положения дел должны, во-первых, выявить причины отставания Республики Таджикистан в этой сфере и, во-вторых, обозначить пути решения этой проблемы.

Таким образом, исследование процесса информатизации общества и внедрения электронного правительства является актуальным для Республики Таджикистан.

 

Список литературы

1.     Агамирзян, И. Р. Мировой опыт реализации концепции электронного правительства  [текст] // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество – СПб. – 2002.

2.     Валлерстайн, И. Конец знакомого мира. Социология 21 века [текст] / Пер. с англ. под ред. Б. Л. Иноземцева; Центр исследований постиндустриального общества. – М.: Логос, 2003.

3.     Госуслуги в Интернете. Насколько распространена практика пользования госуслугами в Интернете?[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-internet/10850.

3.     Дятлов, С. А. Принципы информационного общества [текст] / С. А. Дятлов // Информационное общество. – 2000. – № 2.

4.     Таджикистан в рейтинге развития электронного правительства ООН 2015 [текст] / Информационный обзор. Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/e-government-survey/info.

5.     Хасанов Ю.Х., Амонов Д.Р. Современное состояние и перспективы развития электронного правительства// Труды республиканской научно-практической конференции «Вопросы ресурсного обеспечения информационно-коммуникационных технологий в образовании». – Душанбе, 2007. С. 16-22.