Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Петропавловск, Казахстан
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

   Качество экономического мышления субъекта (индивида) экономической деятельности, без сомнения, определяет его социальное, материальное благополучие, его достаток. В то время как низкий материальный достаток обусловлен, в том числе и неспособностью индивида гибко реагировать на происходящие социально- экономические преобразования, причем, тем в большей степени, чем более низкое качество экономического мышления индивид имеет.

   Можно заключить, что низкое качество экономического мышления приводит к неудовлетворению потребностей в безопасности, в принадлежности к обществу, социальным группам, потребности в уважении, самоуважении и т.п. Все это одновременно есть причина и следствие стрессов, роста заболеваний, падения рождаемости, увеличения смертности, неконтролируемых миграционных процессов, различных форм девиантного поведения и пр. В этой связи рассмотрение проблемы экономического мышления как фактора, обусловливающего качество жизни индивидуального субъекта хозяйствования представляется весьма актуальным.

   Однако чтобы понять возможности повышения качества экономического мышления, сущность которого изучается как в отечественной, так и в зарубежной экономической науке [1, 2, 4, 5] и, соответственно, понять особенности социально-экономической адаптации субъекта, прежде рассмотрим процессы становления мышления и адаптации более глобально.

    Как известно, ключевым результатом эволюции является адаптация. Чтобы вид или индивидуальный организм выжил в окружающей среде, он должен уметь адаптироваться к изменениям в ней. Подобно тому, как плохо адаптирующиеся представители вида могут погибнуть при столкновении с враждебной средой, могут умереть в чьем-то уме плохо адаптирующиеся идеи, когда они сталкиваются с логическими противоречиями. Рассматривая социально-экономическую адаптацию, мы имеем адаптирующегося экономического человека, задача которого выжить в постоянных экономических трансформациях. При этом неготовность экономического мышления, или то, что мы называем низкое качество экономического мышления, гибко реагировать на новые экономические обстоятельства, понимать их, правильно интерпретировать приводит к неконкурентоспособности субъекта.

   Поэтому, процесс видоизменения существующих представлений об окружающей действительности так, чтобы они лучше соответствовали требованиям окружающей среды, есть основа мыслительной деятельности и, в целом, интеллектуального развития. Приспособление схем к среде есть суть эволюции адаптации. Приспособление же этих схем предполагает соответствующие знания, умения, навыки; готовность мышления вообще и экономического мышлении в частности. Яркими примерами, подтверждающими выше обозначенный тезис, могут быть экономические кризисы, при которых отдельные индивиды или группы становятся экономически сильнее, их благосостояние растет. И даже, если они что-то теряют, то быстро восстанавливают и преумножают. Так работает их экономическое мышление. Другие же, и таких, как правило, большинство, только теряют.

   Просматривая ретроспективно историю экономического учения мы отчетливо наблюдаем такое явление, когда экономическое мышление современников в своей интерпретации экономической действительности отражает именно общие представления о социально-экономическом устройстве своего времени. Но вместе с тем, последующие поколения несут в себя опыт предшествующих поколений.

    Таким образом, каждый индивид в своем онтогенетическом становлении усваивает с одной стороны экономические представления, сформированные всей экономической наукой до конкретного исторического момента, а с другой стороны те образцы экономической деятельности, которые он наблюдает непосредственно в социально-экономической ситуации вокруг себя.

Вот с этими усвоенными представлениями экономического мышления и поведения нам приходится иметь дело, когда мы говорим об экономической компетентности, экономической эффективности, социально- экономической адаптации и конкурентоспособности. Поэтому один индивидуальный субъект хозяйствования более успешен, другой менее, один более эффективен в своей экономической жизнедеятельности, другой менее эффективен. Но эта ситуация подвластна сознательной коррекции.

   Сделанный нами анализ содержания экономического мышления, представленный в современной литературе, не позволил выделить сколько-нибудь ясные акценты на предмет повышения социально- экономической адаптации экономического человека через его экономическое мышления, в связи с чем, мы считаем необходимым обратить внимание на данную проблему и предложить свои варианты решения через формирование и развитие субъектного экономического мышления [3], понимающего обучаемого и воспитываемого в качестве субъекта экономической деятельности, в качестве ее организующего начала. И мы считаем, что при непосредственном, активном включенном участии субъекта экономической деятельности и только при таком участии, должны быть реализованы соответствующие экономические образовательные программы.

   Субъектный подходы к экономического мышлению дает возможность говорить о ведущей роли обучаемого субъекта в процессе обучения и воспитания. Способность к осознанию своей экономической деятельности в целом и экономического мышления в частности является составляющей субъектного экономического мышления, а значит, должна быть ориентирующей целью экономического образования.

   Процесс экономической интериоризации проходит через усвоение стратегий экономического деятельности. Эти стратегии определяют дальнейшую социально-экономическую адаптацию и конкурентоспособность субъекта, его успешность и не успешность. Поэтому, в процессе экономического воспитания в контексте формирования субъектного экономического мышления больше внимания следует уделять и возможности переформирования экономических стратегий, поскольку сформированные однажды и эффективные в каких-то экономических ситуациях они могут оказаться неэффективными в новых ситуациях

   Проблема экономического мышления, формирования экономического мышления, поиски путей повышения экономической эффективности субъекта обозначают свою актуальность и приобретают свое важнейшее значение с одной стороны в кризисные периоды развития экономики, а с другой стороны являются атрибутом рыночной экономики вообще. И когда страны постсоветского пространства вышли на новый этап своего социально-экономического развития, от каждого гражданина  потребовались  новые знания, умения и навыки для своего экономического самоопределения. Ситуация, когда тебе самому нужно принимать решения, в самом себе находить защиту себя и защиту своих близких предполагает качественно иную экономическую компетентность, чем это было в той же плановой экономике.

   Сегодня, последние политические, социально-экономические события показывают нам, что требования к экономической компетентности каждого отдельно взятого индивида как хозяйствующего субъекта возрастают. И в этой связи, перспективы развития экономического мышления субъекта должны предполагать развитие понимания хозяйствующего субъекта в качестве организующего начала экономической деятельности, в качестве определяющего и управляющего экономическими процессами, явлениями. При таком понимании, субъект экономического мышления, с высоко развитым качеством экономического мышления должен быть способен обнаруживать и изучать те явления, процессы, которые детерминируют его жизнь, обретать ориентацию в них, быть вовлеченным в анализ вариантов, в осуществление выбора, приобретать определенное чувство экономической свободы.

    Таким образом, субъектное экономическое мышление реализует активную преобразующую роль индивида, его понимание себя в качестве субъекта, которому самому нужно принимать экономические решения.

 

Список литературы

1.     Абалкин Л. И. Новый тип экономического мышления. - М.: 1987. – с. 9.

2.     Архипов А.Ю. Современное экономическое мышление: вопросы теории и практики развития. Дис. док. эконом. наук. – Ростов-на-Дону, 1999. – 341 с.

3.     Богунов Л.А. Свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права под названием Субъектное экономическое мышление (СЭМ) «Subject economic thinking (SET)» (сборник научных статей) №431 от 10.04.2012 г. в Комитете по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан.

4.     Улыбии К.А. Современное экономическое мышление. - М.: Политиздат, - 1986. – 238 с.

5.     Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Экономический образ мышления, 10- издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 544 с.