Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

    Управление образовательным учреждением (далее ОУ) необходимо рассматривать с позиций системы, потому что только через систему можно добиться положительных результатов развития [2, с. 80-86]. Система управления ОУ рассматривается через признаки: декомпозиция на подсистемы, которые состоят из совокупности взаимосвязанных элементов, нацелены на выполнение определенных функций с учетом иерархичности управления, целеустремленности в поведении, взаимодействии с внешней средой [2, с. 80-86].

   В данной статье обратим особое внимание на взаимодействие ОУ с внешней средой, так как среда динамична, и часто ее непредсказуемые изменения бросают вызов образовательному учреждению, определяют направленность его деятельности, порождают возможности, ограничения или угрозы. Это связано с тем, что общество:

-   учреждает ОУ как социальную организацию, дает ему определенный статус, компетенцию, права и обязанности;

- создают некий общий социальный фон жизнедеятельности (более или менее благоприятный);

-   имеет определенные ожидания от ОУ, является источником выдвижения требований к нему, формирует и предъявляет социальный заказ на образование;

-   выступает источником необходимых ресурсов для нормальной жизнедеятельности образовательного учреждения;

- дает партнеров для решения задач ОУ, «потребителей» продукции ОУ;

- является конкурентной, так как в ней представлены различные конкурирующие организации.

   Чтобы ориентироваться во внешней среде, управленцам необходимо упорядочить свое восприятие окружающей среды, различать в ней важные элементы для образовательного учреждения. Кроме того, необходимо управлять образовательным учреждением как объектом стратегического назначения, чтобы обеспечить ему наилучшее конкурентное положение во внешней среде и достичь поставленных целей. Для этого ОУ понадобится последовательность действий по разработке и реализации стратегии, включающей постановку целей, определение ресурсов и поддержание конкурентных взаимоотношений с внешней средой. Соответственно, стратегия определяет долгосрочные перспективы развития образовательного учреждения и обеспечивает совместимость всех частей плана, благодаря анализу сильных и слабых стороны и определению возможностей и препятствий. Кроме того, стратегическое управление всегда связано с решением неожиданно возникающих задач, то есть одновременно нужно заниматься уточнением стратегии и решением возникших стратегических задач. Как правило, причиной зарождения стратегического управления выступают достаточно быстрые изменения, непредсказуемость во внешней среде.

   На образовательное учреждение, в первую очередь, влияет его социальное окружение. Принято выделять следующие группы социального окружения образовательного учреждения: клиенты; заказчики; потребители, пользователи; поставщики ресурсов (в том числе – инвесторы, спонсоры, меценаты); создатели мнения; партнеры; конкуренты и т.д. [1, с.155-162].

   Для работы с перечисленными группами социального окружения необходимо учитывать факторы влияния внешней среды на деятельность ОУ. Назовем основные из них:

1.     Факторы прямого воздействия: поставщики трудовых ресурсов, конкуренты, государственные органы.

2.     Факторы косвенного воздействия: общественно-политические, научно-технические, социокультурные, природно-экологические, социально-бытовые, производственно-экономические, духовно-нравственные, культурные.

3.     Экономические факторы. Увеличение финансирования образовательных учреждений на государственном, республиканском, областном, муниципальном уровнях оказывает положительное влияние на развитие как системы образования в целом, так и отдельных образовательных учреждений.

4.     Социокультурный фактор. Пропаганда здорового образа жизни, культурного наследия, привитие жизненных ценностей, традиций, установок, развитие коммуникативных способностей учащихся.

5.     Демографический фактор. Демографический спад или всплеск оказывает отрицательное воздействие на деятельность образовательных учреждений различных уровней, и это связано с переизбытком или нехваткой педагогических кадров и помещений для комфортного функционирования.

6.     Снабженческий фактор. Поставщики оборудования и пособий должны предоставлять ОУ только качественные пособия и оборудование, экологически чистую продукцию, эргономически проверенную.

7.     Производственный фактор. Предприятия принимает решения по целевому направлению на обучение своих работников или их детей, осуществляя кадровую политику, вкладывая финансовые средства в развитие системы образования.

8.     Профессиональный фактор. Уровень развития той или иной отрасли производства оказывает влияние на структуру системы образования, на перечень наиболее востребованных специальностей и видов образования.

   Перечисленные факторы могут оказывать и положительное, и отрицательное влияние на систему образования.

   Положительное воздействие факторов на систему образования следующее:

1. Финансирование образования из средств государственного бюджета.

2. Рост потребности в высококвалифицированных специалистах.

3. Востребованность в технических специальностях.

4. Выделение дотационных средств на финансирование образовательных учреждений.

5. Целевое направление на обучение работников за счет вложения финансовых средств предприятий.

- Пропаганда здорового образа жизни.

- Повышение культурного развития обучающихся.

   Но для того, чтобы представить полную картину воздействия факторов на систему образования, необходимо учитывать их отрицательное влияние:

1. Коммерческие учебные заведения.

2. Политические конфликты.

3. Демографический спад или всплеск.

4. Высокие цены на пособия и оборудование.

    Факторы внешней среды оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие, поэтому управленцам образовательных учреждений важно направлять действия на то, чтобы получить максимальную выгоду из представленной  возможности через постоянный анализ и сопоставление между собой фактов и явлений.

Для эффективного управления ОУ руководители должны уметь:

1.     Вступать в диалог с заказчиком, который, в конечном счете, позволит согласовать разумные и выполнимые требования к школе.

2. Обращаться к поддержке местной власти.

3. Работать с общественным мнением.

   Сегодня любое образовательное учреждение   для эффективного взаимодействия с внешней средой не может обойтись без диалога и взаимодействия. Для этого необходимо:

a.     правильно  поставить цели образовательного  процесса (так  как  работники, в  силу своей  огромной занятости, не в курсе всей ситуации в обществе, тенденций его развития и вытекающих из них требований);

b.     выполнить поставленные цели, располагать необходимыми для этого ресурсами, которые могут быть взяты, прежде всего, в социуме;

c.      наметить стратегию развития ОУ и следовать ее реализации с системных позиций.

    Все перечисленное дает основание утверждать, что понимание современной образовательной стратегии требует от руководителей образовательных учреждений внимательного изучения внешней среды, социального заказа, соотнесения полученных результатов с ценностями и ресурсными возможностями образовательного учреждения для успешного его функционирования.

 

Список литературы

1.     Корзникова Г.Г. Менеджмент в образовании, практический курс, 2006. –С.155-162.

2.     Попова Н.Е. Система непрерывного образования педагога//ESSI. № 7, Т.3, 2014. - С.80-86.