Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИЙ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

Особенностью высокотехнологичных предприятий вообще и авиационных в частности являются длительные жизненные циклы продукции, включающие продолжительные циклы производства и технического обслуживания, необходимость проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, быстрые темпы обновления производственных фондов, постоянная потребность в высококвалифицированных кадрах.

Этой отрасли присуща необходимость высоких капиталовложений и большого количества промышленно-производственного оборудования. Для неё характерно большое количество участников и необходимость разветвленной и многоуровневой кооперации.

Авиационная промышленность РФ в настоящее время включает две ключевые корпорации: авиационная авиастроительной (ОАК) и ОАО «Оборонпром», в составе ОАО «Вертолеты России» и ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК)». Вопросами стратегического управления в ключевых корпорациях занимаются дирекции корпоративного управления и стратегического развития. Эти подразделения выполняют следующие функции стратегического управления:

1.     Занимаются сбором и анализом стратегической информации по внешней среде и возможности использования внутреннего потенциала предприятий.

2.     Разрабатывают стратегии развития корпорации.

3.     Организуют выполнения стратегических планов.

4.     Координируют работу подразделений предприятия по разработке функциональной стратегии и крупных продуктовых программ, а так же осуществляет их стыковку.

5.     Осуществляют мотивацию на достижение стратегических результатов.

6.     Контролируют процесс выполнения стратегий.

7.     Формируют стратегическое мышление на предприятиях корпораций.

Планирование стратегии предполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, разработка стратегии и бюджетирование.

Прогнозирование предшествует собственно составлению стратегических планов. Оно основывается на проведении анализа широкого круга внутренних и внешних факторов-условий функционирования предприятия с целью предвидения возможности развития и оценки риска. Систематический прогноз позволяет выработать обоснованный подход к стратегии корпорации. С учетом результатов проведенного анализа руководство предприятия формулирует миссию (сферу бизнеса, глобальную цель), видение (идеальная картина того, как будет выглядеть предприятие через 20-25 лет), определяет перспективы развития организации и разрабатывает стратегию. В рамках прогнозирования составляются Форсайт- проекты и дорожные карты.

Форсайт проекты позволяют определять инновационные направления, оказывающие максимальное влияние на развитие авиационных предприятий и отрасли в целом. В рамках данных проектов лежат Форсайт- технологии, представляющие комплексный механизм, достигающий результатов за счет сочетания системы методов экспертного анализа и сценарного планирования.

Проанализировав отличительные особенности Форсайт-технологии (Табл.1), можно утверждать, что к их основным чертам относится переход к пространственному сценарному прогнозированию, участие в Форсайте множества независимых экспертов и проектирование желаемого будущего.


Таблица 1  

Основные отличия технологии Форсайта от других форм прогнозирования и планирования

  

 

№ п.п.

Виды

планирования

 

Отличия

 

1.

 

Прогнозирован ие вообще

Форсайт это именно проектирование, так как позволяет получить план того,

как приблизить желаемое будущее, то есть это инструмент не просто предсказания, но и изменения будущего.

 

 

 

 

2.

Перенос современных тенденции вперед по оси времени

При использовании Форсайт технологии стремятся представить общую

картину: какие тенденции в будущем станут доминирующими, а какие сойдут на нет, какие технологии приобретут решающий характер в изменении экономического пространства как это всё взаимосвязано, какие из выделенных связей наиболее значимы, чем соответствующая картина отличается от современной. И всё осуществляемое в дальнейшем проектировании уже исходит именно из этой картины будущего в противовес настоящему.

 

 

 

3.

 

Линейное сценарное прогнозирован ие

Сверхтекучесть и сверхдинамичность организационной среды современного

высокотехнологичного предприятия постоянно демонстрируют неэффективность линейного сценарного прогнозирования, так как удержать маршрут без отклонений оказывается почти невозможным и заставляет переходить к пространственному сценарию.

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

Долгосрочное планирование

Долгосрочное планирование переводит тенденции прошлого на будущее и

учитывает идеи долгосрочного, директивного планирования. Отказ от директивности подразумевает, что сложные объекты управления зависят от совершенно независимых (в юридическом и в управленческом смысле) игроков, тех самых центров принятия решения. Причем их достаточно много. Векторы влияния совершенно разнонаправлены, их сила – величина динамичная, и потому удержать «единый и неизменный» план действий оказывается чрезвычайно трудно – он постоянно должен меняться. Форсайт – технологии позволяют на основе этого прогнозирования перейти собственно к стратегическому планированию, то есть к учету неожиданных, непредсказуемых ранее событий.

 

В любом случае, Форсайт - технологии – эта целый комплекс, используемых процедур и отдельных форматов, который является достаточно гибким, т.к. позволяет создавать различные сочетания методов экспертных оценок.

Так, согласно Форсайт проекту в авиационной отрасли в 20-е годы нынешнего столетия планируется переход на новый этап развития компоновочных и конструктивно-силовых схем гражданских самолетов, а именно композитные, гибридные и интеллектуальные конструкции. Существующие схемы с металлическими конструкциями не позволяют повысить транспортную эффективность полетов, в качестве характеристики которой принята величина, обратная стоимости перевозки одного пассажира на 1 км, при обеспечении соответствующего уровня комфорта, а также принятых  требований по безопасности и экологии. Сценарии проектирования, технология разработки и эксплуатации гражданского транспорта, при переходе на новый этап развития предоставляет Форсайт технологии.

Форсайт-проект по авиационной отрасли включает развитие по направлениям, представленные в Табл.2.

Применение методов Форсайта необходимы при разработке стратегических планов развития авиационной промышленности. Практическое использование выводов, сделанных в ходе проведения Форсайт-проектов, будет способствовать устойчивому развитию авиационной отрасли, формированию стратегий превентивного учета будущих возможностей и угроз и повышению конкурентоспособности отечественного авиастроения.


Таблица 2  

Направления развития авиационной отрасли


№п.п.

Направления

Развитие

1

2

3

 

 

1

 

Развитие облика ЛА

Нетрадиционная компоновка летательных аппаратов, связанная с

интеграцией, либо путем объединения крыло и фюзеляж в направлении развития крыла (схема «летающее крыло») или в направлении развития фюзеляжа(схема с несущим фюзеляжем).

 

2

Развитие

деловых самолетов

 

Мировое авиастроение близко к освоению нового типа транспорта для деловых поездок - сверхзвукового делового самолета (СДС).

3

Вертолеты

гражданского применения

 

Разработка перспективных скоростных вертолетов (ПСВ) с крейсерской скоростью 450-490 км/час и ЛА конвертируемых схем.

 

 

 

 

 

4

 

 

 

Развитие авиационных материалов

Композиционные и керамические материалы нового поколения.

Кристаллические материалы и материалы со специальными свойствами.

Металломатричные композиционные материалы на основе легких сплавов. Новые полимерные основы и связующие для композиционных материалов. Высокопрочные и высокомодульные конструкци-онные и функциональные композиты. Аморфные материалы и покрытия.Сверхвысокотем-пературные конструкционные и функциональные керамические.

 

Список литературы

1.     Комарова Н.В. Стратегическое управление в авиационной промышленности. М.,«Доброе слово», 2016 г

2.     Карасев О.И., Вишневский К.О, Веселитская Н.Н. Применение методов Форсайта для выявления приоритетов технологического развития авиационно-промышленного комплекса.// Электронный журнал «Труды МАИ». Выпуск № 53, www.mai.ru/science/trudy/.М.,2012