Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ И ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОРСКОГО ПАРОХОДСТВА НА ОСНОВЕ ОПТИМИЗАЦИОННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Симферополь
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

В последние годы встал вопрос развития российского национального морского флота на государственном уровне, поскольку флот – это стратегическая отрасль государства. В настоящее время развитие флота сталкивается с рядом внутренних и внешних проблем: экономических, финансовых, организационных, административных, институциональных. Это приводит к таким негативным последствиям:

1.    Небольшое количество судов во владении национальными компаниями значительно ограничивает сферу деятельности компаний.

2.      Направления движения приоритетных (доминирующих) товарных потоков на мировом рынке известны и распределены между мировыми лидерами-перевозчиками с огромными доходами.

3.   Падение конъюнктуры фрахтового рынка привело к снижению нормы прибыли при одновременных высоких операционных затратах относительно других отраслей хозяйства.

Судоходная компания не может повлиять на внешнеэкономическую ситуацию, а способна лишь отреагировать на нее. Поэтому сосредоточим внимание на внутренних проблемах, являющихся предметом управления предприятием.

Среди финансово-экономических проблем весомой является нехватка средств как на операционную, так и на инвестиционную деятельность, связанную с построением новых судов для осуществления операционной деятельности. Теоретически существует возможность использования современных новых судов без инвестиций в их строительство через механизм лизинга, но это практически невозможно. Рынок насыщен, следовательно, грузоотправители обеспечивают минимальную прибыль перевозчикам. Часть этой прибыли в случае эксплуатации собственного судна можно использовать на модернизацию или для построения нового судна. Если использовать арендованное по тайм-чартеру, то практически вся прибыль будет уплачена как лизинговая маржа лизингодателю, что исключает возможность аккумулировать средства для построения собственного флота. Лизинг, как правило, целесообразно использовать для аренды контейнеров. Государство может финансировать судоходство, поэтому путем решения экономических проблем является совершенствование использования фондов денежных средств предприятия.

В российских судоходных компаниях существует ряд административно-управленческих проблем. Традиционно применялись административно-командные методы управления, которые не могут преобладать в условиях рыночной экономики. В прошлые годы методы финансового управления при неограниченной финансовой поддержке государства были направлены на получение максимальной валютной выручки, независимо от размера операционных расходов национальной валюте. Сейчас управление финансами должно быть направлено на минимизацию операционных расходов, поскольку норма прибыли является относительно однородной на рынке, что связано с современной тенденцией спада конъюнктуры фрахтового рынка.

Таким образом, из всего комплекса проблем можно выделить существенное несовершенство методов финансового управления судоходной компании, и является предметом данного исследования.

Отдельно учеными-экономистами рассматривался вопрос финансовой деятельности предприятия. Эту теорию разрабатывали И.А. Бланк, И.П. Хоминич, Г.Н. Степанова. Они демонстрируют три различных подхода, как к определению понятия финансовой деятельности, так и конкретных методик ее управления. И.П. Хоминич рассматривает процесс совершенствования финансовой стратегии как социально-экономическую модель [4], Г.Н. Степанова – как генеральный план [3], И.А. Бланк – как конкретную практическую деятельность по управлению пассивами и активами предприятия [2].

В данной работе предлагается более широкое понятие финансовой деятельности предприятия в ее взаимосвязи с операционной деятельностью, и тем самым устраняется противоречие концепций авторов [1-5]. Под совершенствованием деятельности компании будем понимать план действий, как в операционном, так и в финансовом секторе, которые подчинены достижению единой цели – повышению конкурентоспособности пароходства в отношении иностранных компаний-перевозчиков.

Одной из задач совершенствования операционной и финансовой деятельности является оптимизация структуры флота судоходной компании.

Графически модель управления судоходной компанией можно описать так:

1)   задача – совершенствование деятельности флота;

2)   минимизация затрат флота;

3)   максимизация доходов;

4)    оценка финансового состояния, приспособления существующих коэффициентов к специфике работы флота;

5)   оптимизация маршрута – выбор оптимального пути, минимизация балластных переходов;

6)     выбор типа судна  – по  его технико-эксплуатационным характеристикам с учетом характеристик грузов и маршрута плавания;

7)   оптимизация загрузки судна;

8)   проектирование тарифов для морских перевозок;

9)   создание единого алгоритма принятия решений в ходе управления судоходной компанией.


Как видно из Рисунка.1, задачи управления судоходной компанией можно представить в виде четырехуровневой иерархической структуры. Задача первого уровня носит общий характер и представляет собой цель данного исследования – усовершенствовать работу судоходной компании. Эту задачу можно решить с помощью решения задач 2 уровня – минимизации затрат и максимизации доходов. Каждая из этих задач определяет критерий оптимальности моделей, направленных на решение задач третьего уровня, то есть конкретных задач операционного управления предприятием: выбор наилучшего маршрута, выбор типа судна, оптимизация загрузки, проектирования тарифов. Задача 4 – оценка финансового состояния второстепенная задача, поскольку может осуществляться в процессе решения задач любого уровня. Задача 4 уровня объединяет результаты решения всех вышеназванных задач. Это задача создания единого алгоритма для управления судоходной компанией лучшим образом.

Таким образом, в работе рассмотрены проблемы, связанные с функционированием судоходных компаний, среди которых главным является несовершенная методика управления фондами средств предприятий.

Исходя из условий рынка, на котором действуют эти компании, совершенствование системы управления денежными средствами должно быть направлено на минимизацию расходов предприятия. При этом практика показала, что внедрение отдельных мероприятий не дает ожидаемого результата, поэтому было сформировано комплекс действий судоходной компании, который позволяет максимизировать прибыль, исходя из текущих условий функционирования, для того чтобы аккумулировать средства для построения новых судов и выхода на мировой рынок. Этот комплекс действий, алгоритмизированный с помощью набора оптимизационных моделей задач транспортного типа, приспособленных под особенности деятельности судоходных компаний. Эти модели позволяют выбрать лучший маршрут доставки, выбрать оптимальное транспортное средство, при этом тарифы на перевозки экономически обоснованы.

В модели учитывается работа компании на линиях, которая подлежит прогнозированию. В дальнейшем в модели предполагается учитывать работу по чартерам (трамповое судоходство), для прогнозирования которой следует применять вероятностные методы.

 

Список литературы

1.     Ансофф А. Стратегическое управление. – М.: Мир, 1990. – 484с.

2.     Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. – М.: Ника-Центр, 2012. – 720с.

3.     Степанова Г.Н. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии [Электронный ресурс]:- Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook097/01/part-001.htm

4.     Хоминич И.П. Финансовая стратегия компаний / М.П. Хоминич – М.: Российская экономическая академия, 2010 – 298с.

5.     Чандлер А. Стратегия и структура. – М.: Мир, 1975. – 520с.