Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ СЕТЕВОГО МАРКЕТИНГА В РОССИИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

    Сетевой маркетинг в России появился относительно недавно. Его появление приходиться на тяжелый период экономической ситуации в России. Сетевой маркетинг прошел несколько этапов развития в России. На данный момент, он является частью современной экономической системы и представляет собой один из способов ведения бизнеса. Привлекая своей простотой и преимуществами, число присоединившихся к нему с каждым годом растет. Так, по данным организации Ассоциации прямых продаж число распространителей и покупателей в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилось на 3,1% и достигло уровня в 141,5 млрд.[1]. Поэтому тема, поднятая в статье актуальна в современном мире. Цель работы – рассмотреть этапы развития сетевого маркетинга в России.

    Сетевой маркетинг (или многоуровневый маркетинг; англ. Multi level marketing, MLM) — вид прямых продаж, форма внемагазинной реализации товаров и услуг. В его основе лежит создание сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции,  также занимается привлечением партнѐров. Суть сетевого маркетинга заключается в том, что люди увеличивают свой доход за счет расширения охвата рынков, что увеличивает потребление и постоянно расширяет потребительскую сеть. Данный вид бизнеса предполагает создание многоуровневой сети покупателей-продавцов [2]. Форму многоуровневого сетевого маркетинга используется такими современными фирмами, как Vitamax, Oriflame, Talk Fusion, Avon Products, Neways, Faberlic, Amway, Mary Kay, Primerica, Shaklee, Kirby, корпорация «Сибирское Здоровье» и др.

    Сетевой маркетинг или, как его еще называют, многоуровневый маркетинг получил развитие в России в первой половине 90-х годов XX века. Он завоевал российский рынок, предлагая уникальные товары, которых еще не было в стране, а именно БАДы, разные косметические товары и т. д.

    Затем на территории страны стали появляться официальные представительства иностранных фирм, отечественные кампании, основой которых являлись принципы сетевого маркетинга. Надо сказать, что этот период был сложным для России. Экономика перестраивалась от социализма к капитализму. Происходила либерализация цен, ликвидация предприятий, увеличилась безработица, многие потеряли работу и оказались на грани выживания, среди них были и врачи, и преподаватели, и инженеры и т. д.Этот вид бизнеса привлек многих своей простотой, своими  преимуществами и при  вхождении в сеть не существовало  никаких ограничений, распространением мог заниматься любой. Кроме того, люди здесь получали уважение, признание, помощь других участников многоуровневого маркетинга. Это и объясняет его мощное развитие в России. Именно в этот период стали распространять свою продукцию такие кампании как, Herbalife, NutriPlus, NewLife, Oriflameи т. д.

   Итогом этого периода стало разделение всех сетевиков на две группы. Первая потерпела поражение, не добилась успеха, возможно из-за неправильного понимания сути многоуровневого маркетинга. Другие получили опыт ведения бизнеса, добились успехов. Последние стали продолжать развивать сетевой бизнес в России.

     Следующий период приходится на вторую половину 90-х годов XX века. На этот период уже сформировалось поколение, имеющее опыт в ведении сетевого бизнеса. Именно они стали создавать сетевые структуры в других регионах России и в иностранных странах. Однако надо заметить, что не всегда методы, которые применялись за рубежом имели тот же эффект, что и в России. Они не были приспособлены к российским условиям и поэтому оказывались неэффективными. Материнские кампании за рубежом не успевали за быстро развивающим бизнесом страны. И поэтому в это время стали появляться отечественные кампании, которые стали адаптировать маркетинг-планы к российским условиям. В результате появились: «Арго», «Артлайф», «Витамакс», «Мирра-Люкс», «Русская линия» и т. д.Из иностранных: MaryKey и Avon. Однако не все фирмы выжили, некоторые оказались неконкурентоспособными, не имели достаточно сильного маркетинг-плана. В это время произошел финансовый кризис 1998 года, который способствовал уходу слабых сетевых фирм из рынка.

    К первому десятилетию XXI века начинает увеличиваться ассортимент продукции. Стали появляться сетевые кампании, предлагающие услуги телефонии, обучение в интернете, различные финансовые продукты: банковские вклады, инвестиции и т. д.

     Следующий период приходится на конец первого и начало второго десятилетия XXI века. На это время приходится финансовый кризис 2008 года, который затронул все сферы экономики. В не выгодном положении оказались фирмы, консультанты которых ориентировались на потребление и не заводили  постоянных покупателей. Выигрышную позицию заняли те фирмы, которые занимались продажей продукции и работой с клиентами.

    Но и как любое явление в экономике сетевой маркетинг имеет положительные и отрицательные черты. К положительным можно отнести: гибкий график труда, создание рабочих мест, что способствует  снижению безработицы в стране, эффективное и  быстрое распространение товаров и  услуг (Происходит экономия на складских помещениях), механизмы мотивации продаж, создание системы поощрений, таких как: премии, бонусы, льготы, некоторые из этих методов стали применять некоторые фирмы. Так, например, Уральский шинный завод зимой 2009 года провел акцию «Пригласи друга на работу». Руководство кампании обещало выплатить 500 рублей сотруднику завода, который пригласит на работу в собственный цех друга, знакомого. Вознаграждение выплачивалось по истечении 1 месяца со дня трудоустройства нового работника[7]. Кроме того, человек, подключенный к данной системе, ощущает признание своих заслуг, поддержку единомышленников. Может проявить собственную инициативу.

    К отрицательным чертам можно отнести: теневую деятельность, так как большинство занятых в сетевом маркетинге официально не зарегистрированы в качестве предпринимателей, поэтому в официальной статистике их деятельность не отражена, большую текучесть кадров, отрицательный имидж сетевого маркетинга в России, его часто сравнивают с финансовыми пирамидами, кроме того в начале его появления применялся агрессивный стиль привлечения клиентов и новых дистрибьюторов, что приводило к разочарованиям и утрате доверия к таким структурам.

    На данный момент мировой сетевой бизнес оценивается приблизительно в 150—200 млрд долл. Крупнейшие корпорации имеют оборот от 5 до 9 млрд долл. в год [3].В России можно отметить рост объема продаж в 2013 году, он вырос на 3.1%, достигнув цифры в 141.5 млрд рублей по сравнению с 2012 годом 137.3 млрд рублей[1].

    В настоящее время в России складывается нестабильная экономическая ситуация. И в связи со сложной обстановкой в стране под воздействием санкций, падения курса рубля, что привело к росту цен, снижению производства, оттоку капитала за границу. Многие предприятия позакрывались, а значит произошло сокращение рабочих мест, увеличение безработицы и сокращение доходов населения. Согласно Росстату по сравнению c январем 2015г. численность занятого населения в феврале 2015г. уменьшилась на 342 тыс.человек или на 0,5%, численность безработных - увеличилась на 243 тыс.человек, или на 5,8%[4]. А как показывает опыт, многоуровневый маркетинг распространен в странах с нестабильной экономикой. Так в России в начале 90-х годов он быстро стал развиваться благодаря тяжелой экономической ситуации в стране, когда много людей потеряли свои рабочие места. Второй всплеск приходиться на после кризисное время 1998 года, в это время увеличилось людей, присоединенных к сетевому маркетингу. И третий всплеск происходит после финансового кризиса 2008 года.

   Поэтому многие специалисты прогнозируют рост сетевого маркетинга в 2015 году. Президент Ассоциации Прямых Продаж Тамара Шокарева пишет: "В условиях кризиса такие тенденции подтверждают возрастающую привлекательность индустрии прямых продаж как возможности приобретения продукции со скидкой напрямую у производителей продукции, а также появление новых возможностей для граждан, потерявших работу или желающих компенсировать уменьшившиеся доходы".

 

Список литературы

1.     Ассоциация прямых продаж. – URL: http://www.rdsa.ru/news/56/385

2.     Голубков Е. П. Маркетинг как концепция рыночного управления./Е.П. Голубков //Маркетинг в России и за рубежом-2000, № 1.

3.     Джон Вон Эйкен Дневник сетевика.-М.: Альпина Паблишерз, 2010.

4.     Занятость и безработица в Российской Федерациив феврале 2015 года. –URL: http://http://www.gks.ru

5.     (4)Калегаева Е.  Особенности многоуровневого  маркетинга в условиях расширения сбытовых каналов продукции/Е. Калегаева//Современный менеджмент: основные проблемы, тенденции и перспективы: сб. ст. Современные проблемы права и управления. 3-я Международная научная конференция. – Тула: ИЗУ ВПА, 2013.

6.     (5)Серикова Г.Н., Сериков А.Л. Мотивационные механизмы многоуровневых продаж/Г.Н. Серикова, А.Л. Сериков//Известия Томского политехнического университета. – Томск: ТПУ, 2012.

7.     (6)Синамати А. Сетевой маркетинге в России/А. Синамати//SINAMATI-спецвыпуск,2012.

8.     (7)URL:https://ru.wikipedia.org