Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОПРОСЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

     В условиях развития форм международной экономической интеграции возрастает значимость научных исследований, связанных с оценкой эффективности деятельности субъектов хозяйственной деятельности, в меняющихся условиях внешней экономической среды. Экономическая теория, позволяет сформулировать множество подходов к разработке алгоритма реализации расчетов, предлагая расширительные трактовки понятия «эффективность» и многокритериальные подходы к ее оценке в различных сферах экономики.

   Понятие таможенного дела можно трактовать как сложную многоуровневую систему, реализующую комплекс горизонтальных и вертикальных связей, нацеленных на достижение общенациональных интересов посредством воздействия на различные категории участников рынка как методами тарифного и нетарифного регулирования, так и посредством создания благоприятных условий для ведения бизнеса. Такая  трактовка представляется особенно актуальной при переходе к следующему этапу международной экономической интеграции в рамках ЕАЭС, основанной на принципах общего рынка, развитии внутренней кооперации предприятий различных государств в рамках интеграционного объединения, расширения внутренних рынков сбыта продукции. Таможенное регулирование, направлено на снижение внутренних издержек предприятий в целях создания для них конкурентных преимуществ в отношении третьих стран.Соответственно, эффективность таможенного дела должна рассматриваться в контексте его влияния как на результаты, достигнутые национальной экономикой в целом, так и на отдельные субъекты национальной экономики, действующие в предлагаемых условиях.

    Исходя из  сказанного, концептуальная модель оценки эффективности таможенного дела должна предусматривать следующее.

1.Выбор альтернативных вариантов решений на основе синтеза данных, связанных с достижением поставленной цели. Среди них, например, следующие виды задач.

На макроуровне - выбор альтернативных вариантов реализации таможенной политики, в том числе:

-       выбор альтернативы повышения ставки налогообложения, или достижение заданного уровня внутреннего валового продукта за счет расширения объемов деятельности;

-   выбор между увеличением ставок налогов, взимаемых при ввозе и вывозе и уровнем ставок внутренних косвенных налогов;

-   выбор вариантов пропорций между объемами экспорта и импорта для поддержания сбалансированного уровня экономики;

-      выбор удовлетворения платежеспособного спроса, за счет импорта или за счет собственного производства;

-     выбор между стимулированием закупки импортного оборудования (промежуточный импорта), для изготовления товаров, или закупка готовой продукции.

2.    Наличие иерархии в рассматриваемой системе, включающей вертикальные и горизонтальные связи, например на трех уровнях системы:

-   национальный;

-   региональный;

-   уровень хозяйствующих субъектов, в том числе:

§ предприятия, осуществляющие внешне-экономическую деятельность;

§ предприятия, работающие на внутреннем рынке.

3.    Необходимость решения нескольких взаимосвязанных задач на каждом уровне иерархии, например оценку влияния технологических и организационно – структурных изменений в таможенных органах на деятельность различных категорий хозяйствующих субъектов: торгующих организаций, перевозчиков, организаций работающих на рынке коммерческих таможенных услуг и самих таможенных органов.

4.Наличие возможности учета случайных событий, например, изменения законодательства, срыв сроков поставок и т.п.

5.    Наличие описания бизнес-процессов, определяющих результаты деятельности в рамках отдельных структурных звеньев и бизнес – процессов их взаимодействия между собой в процессе перемещения товаров (таможни, покупатели/отправители, таможенные представители, перевозчики и т.п.).

6. Формализацию таких задач, как изменение организационной структуры, процессов интеграции и т.п.

7.    Разработку и проверку различных альтернативных гипотез и сценариев развития событий, внесение изменений в процесс моделирования и принятие решения на основе критериев оптимальности.

   Учитывая, необходимость учета фактора времени в исследуемых процессах и наличие возможности использовать данные статистики, представляется, что обоснованным будет выбор системно-динамического класса имитационных моделей, позволяющих описывать множественность положительных и отрицательных, прямых и обратных связей и позволяющих решать трудно формализуемые задачи в условиях неопределенности.

   Целевой функцией построения модели является достижение внутренней и внешней сбалансированности экономики при определенных параметрах реализации таможенной политики и должном уровне таможенного администрирования. В упрощенном виде алгоритм ее реализации состоит в следующем.

   Первый –верхний уровень иерархии, представлен функциональными блоками, характеризующими, соотношение динамики экспорта, импорта и внутреннего валового продукта, при ограничениях, связанных с инфляцией, безработицей и параметрами определяющими соотношение между затратами на экспорт и экономии затрат на импорт.

 

L≤ l; R≤r; Ze ≤ Эi,

гдеE- объем экспорта; I – объем импорта;

V-   объем валового внутреннего продукта; 

Ze - затраты на экспорт;

Эi – экономия затрат на импорт;

L,l – ограничение по определенному уровню безработицы; 

Rr – ограничение по определенному уровню инфляции.

     Формирование указанных пропорций зависит от:

-   объемов деятельности организаций на внутреннем и внешнем рынках;

-   уровня совокупного спроса;

-уровня налогообложения, внешнеэкономической деятельности;

-   уровня внутренних налогов;

-   эффективности защитных мер в отношении отечественных производителей.

    Следующий уровень иерархии модели связан с осуществлением внешнеторговой деятельности на уровне первичного звена. При рассмотрении факторов, определяющих эффективность работы предприятий на внешнем рынке, следует выделить два аспекта:

-   факторы, связанные с внутренней деятельностью предприятия;

-    факторы, связанные с внешним воздействием на его деятельность, связанные с условиями проведения таможенных операций.

   Сравнивая уровень эффективности работы на внутреннем рынке, стран экономического союза и внешнем рынках экспортер или импортер принимает соответствующее решение. Эффективность внешнеторговой деятельности определяется соотношением полученной прибыли и затрат, с учетом налоговых отчислений.

   При расширении рынка сбыта, за счет выхода на внешний рынок, может получить, так называемую маржинальную прибыль, поскольку затраты растут не пропорционально расширению объемов продаж, прибыль увеличивается за счет снижения удельных издержек на единицу продукции в результате стабильности постоянных издержек. В связи с этим, при оценке эффективности экспортной деятельности предприятия, необходимо сравнивать переменные издержки.

   При импорте, следует выделять два аспекта внешнеторговой деятельности:

- закупки  для собственных нужд, в том числе материалов и средств производства (промежуточный импорт);

- закупки для продажи на внутреннем рынке.

  В первом случае эффект от закупки выражается в экономии затрат в связи с более высоким уровнем цен на внутреннем рынке.

   Во втором случае, сделка считается эффективной, если затраты на закупку, будут покрыты прибылью от продаж с нормальным уровнем доходности и при условии оплаты пошлин и налогов.

   Следующий аспект моделирования, связан с формированием горизонтальных связей на уровне первичного звена, включающего взаимодействие получателей и отправителей товаров, перевозчиков, организаций, предоставляющих коммерческие услуги в регионе деятельности предприятия, заключившего контракт и таможенных органов. Основным результатом слаженной работы всех звеньев цепочки продвижения товаров, является сокращение сроков доставки, которые влияют на:

-   уровень затрат и соответственно эффективность предприятий;

-   скорость поступления в бюджет таможенных платежей;

-     скорость поступления в бюджет других налоговых поступлений, связанных с уплатой внутренних налогов.

Проведение таможенных операций воздействует на формирование затрат предприятия двумя способами:

-   прямо - в результате оплаты, предусмотренных законом услуг (СВХ, таможенного представителя и т.п.)

-    косвенно – в результате увеличения скорости оборота материальных активов при ускорении сроков проведения таможенных операций.

   При разработке модели следует учитывать тот факт, что большинство предприятий ведут одновременно деятельность и на внутреннем и на внешнем рынках, используя для этого одну и туже материально-техническую базу. В связи с этим, для выделения влияния на эффективность работы предприятия внешнеэкономической деятельности в модели вводится коэффициент, учитывающий долю внешнеэкономической деятельности в общей деятельности предприятия, исчисленную на основе объемов внешнеторговых сделок.

   Таким образом, эффективность внешнеторговой деятельности на уровне первичного звена формируется под влиянием следующих факторов:

-   уровня цен на товары, как характеристика спроса, на внутреннем и внешнем рынке);

-   уровня ставок налогообложения на внутреннем рынке;

-   уровня ставок налогообложения на внешнем рынке;

-   объемов затрат на производственную деятельность (торгово-закупочную, или производственную);

-   уровня затрат на проведение таможенных операций;

-     увеличения скорости оборота оборотных активов в связи с сокращением сроков проведения таможенных операций.

    Следующим блоком модели является оценка возможностей расширения деятельности отечественных производителей, осуществляющих поставки на внутренний рынок. Выделение этого блока связано с тем, что механизмы реализации таможенной политики воздействуют на эффективность работы отечественных производителей через механизмы введения квот, применение компенсационных, защитных и антидемпинговых пошлин и прямых количественных ограничений импорта ряда товаров. Это позволяет отечественным производителям сохранить свои позиции на рынке или расширить их и как результат, увеличить, или хотя бы сохранить на достигнутом уровне объемы деятельности, прибыли и соответственно объемы перечислений внутренних налогов в бюджет. При этом внутренние налоги могут не меняться.

    Моделирование процессов различных вариантов воздействия налоговой нагрузки на предпринимательскую активность позволяет получить различные варианты значений искомых целевых пропорций на макроуровне, выражающейся в оптимизации пропорций налоговых потоков в бюджет, поступающих из различных источников и их доли в ВВП.

    Для оценки выбора между ростом налоговых ставок и расширением налогооблагаемой базы в модель следует ввести зависимость определяющую прирост поступления налогов от расширения налогооблагаемой базы.

   В модели также требуется выделить объемы налогооблагаемой базы по поступлению таможенных платежей, и по внутреннему налогообложению.

   Пропорции, сформированные на макроуровне, оцениваются с позиций целесообразности выбора следующих альтернатив:

-   увеличения динамики внешнеторгового товарооборота или развития внутреннего производства;

-   расширения масштабов товарооборота или повышения ставок пошлин и налогов;

-    объемов поступлений налогов от внешнеэкономической деятельности или от увеличения внутренних налогов, полученных на основе расширения объемов деятельности внутренних товаропроизводителей.