Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМИ КОММЕРЧЕСКИМИ ОПЕРАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 апреля 2019г.

Статья посвящена современным проблемам управления международными коммерческими операциями как основной составляющей международной коммерческой деятельности. В рамках исследования рассматривается понятие и сущность международных коммерческих операций, их основные виды, отличия от внутренних коммерческих операций, а также рассматриваются особенности и сложности управления международной коммерческой деятельностью и международными коммерческими операциями в современном мире.

Ключевые слова: управление международными коммерческими операциями, методы осуществления международных коммерческих операций

Введение

На сегодняшний день принято говорить об уже сформировавшейся мировой торговой системе. Всемирная торговая организация (ВТО) прямо говорит о том, что мировая торговая система тождественна системе ВТО. Нормы и правила, принятые ВТО, являются обязательными для исполнения всеми странами участниками указанной торговой организации, касаются области торговли товаров, услугами и интеллектуальной собственностью по единым принципам регулирования в данной сфере. При этом нескончаемое многообразие внешнеторговых сделок, которые представляют собой действия, направленные на установление, изменение и прекращение правовых отношений в области внешней торговли, имеющих своим содержанием ввоз или вывоз товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности, базируются на совершении соответствующих международных коммерческих операций, речь о которых пойдет в рамках указанной статьи.

Цель работы заключается в изучении сущности международных торговых операций и в выявлении сложностей и особенностей их управления в современных условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить понятие, сущность, виды и оценить роль международных коммерческих операций в процессе осуществления международной торговой деятельности;

-   рассмотреть основные методы осуществления международных коммерческих операций;

- изучить особенности и сложности управления международной торговой деятельностью и международными коммерческими операциями на примере России и Китая.

Понятие, сущность и виды международных коммерческих операций, их значение в международной торговле 

Международная торговля в качестве одной из основных форм международных экономических отношений осуществляется при помощи проведения соответствующих коммерческих операций, представляющих собой определенны технические приемы по подготовке и реализации торгового сотрудничества. Иными словами, международные коммерческие операции выступают как инструмент осуществления международной коммерческой деятельности, а соответственно два указанных понятия связаны как общее и частное, где в качестве последнего выступают международные коммерческие операции.

Раскрывая понятие международных коммерческих операций, следует отметить, что они представляют собой комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) операций, которые осуществляются на возмездной основе между контрагентами различных государств для того, чтобы совершить сделки, оформляемые внешнеторговыми договорами или же контрактами [1].

К основным операциям в международной торговле относятся [2]:

-   Операции по купле-продаже или обмену товарами в материально-вещественной форме.

- Операции по купле-продаже или обмену научно-техническими знаниями (в форме торговли патентами, лицензиями, «ноу-хау»).

- Операции по купле-продаже или обмену научно-техническими услугами (консалтинг, инжиниринг).

-   Международные арендные операции; операции по международному туризму.

- Операции по предоставлению консультационных услуг в области управления, информации; операции по обмену кино - и телепрограммами и т.д.

К вспомогательным или обеспечивающим операциям, связанным с продвижением товаров от продавцов к покупателям, относятся:

-   операции по международным перевозкам грузов; операции по международным расчетам;

-   таможенные операции;

-   операции по страхованию;

-   операции по финансированию самих операций;

-   операции по заключению соглашений с посредниками;

-   операции по заключению соглашений с организациями, исследующими рынок и т.д. [3].

В зависимости от сложности основных операций одна основная может содержать до 10 вспомогательных.

Таким образом, оценивая роль международных коммерческих операций, можно сделать вывод о том, что ни одна международная коммерческая сделка не сможет пройти без осуществления соответствующих международных коммерческих операций.

Методы осуществления международных операций

Международные коммерческие операции не могут осуществляться в хаотичном порядке. Осуществление международных коммерческих операций требует применения определенных правовых норм и использования конкретных методов их проведения.

В международной торговой практике используются два основных метода осуществления операций: прямой и косвенный метод.

Рассмотрим указанные методы наиболее подробно.

1.    Прямой метод. Он подразумевает под собой установление соответствующих связей между непосредственными производителями и конечным потребителем, поставку товара (услуги) конечному потребителю, закупку товара или услуги у производителя такого товара или услуги, основываясь при этом на договоре купли-продажи. Обычно прямой метод используется в следующих случаях:

-   в процессе реализации (торговли) крупногабаритного и дорогостоящего оборудования;

- в процессе реализации и осуществления закупок промышленного сырья на основе долгосрочных договор и контрактов;

- в процессе экспортирования стандартного многопартийного оборудования через собственные зарубежные филиалы и дочерние компании, которые имеют свою розничную сеть;

- при осуществлении закупок сельскохозяйственных товаров непосредственно у производителей (в лице фермеров) в развивающихся странах.

Помимо всего вышеперечисленного, следует отметить, что операции по экспорту и импорту

предприятий государственного значения также осуществляются при помощи прямого метода [4].

Преимущества прямого метода осуществления торговли заключается в том, что он позволяет установить с клиентом наиболее тесные отношения, а также лучше изучить современные условия соответствующего рынка.

Говоря об особенностях данного метода, следует отметить, что он носит целенаправленный характер (то есть создает систему коммерческих связей) и предусматривает заблаговременную организацию процедуры поставки, что является крайне важным, если поставляется сложное и комплектное оборудование. Указанный метод торговли создает длительные и весьма устойчивые отношения потребителей и поставщиков, что является одним из основополагающих фактором в процессе торговли сырьем и материалами. При этом, необходимо уточнить, что установившиеся в процессе торговой деятельности связи не прекращаются и после поставок, монтажа, наладки и пуска оборудованию в эксплуатацию.

Прямой метод широко применяется различными транснациональными компаниями (ТНК) в процесс реализации товаров и услуг посредством своих сбытовых, производственных и дочерних компаний, находящихся за рубежом.

2. Косвенный метод, в свою очередь, используется в процессе реализации товаров на отдаленных, труднодоступных и малоизученных рынках, в процессе продвижения новых товаров, в случае монополизации ввоза товаров крупными посредническими предприятиями, а также в процессе реализации товаров массового спроса.

В процессе осуществления международной торговли при помощи указанного метода осуществляется примерно 50% реализуемых товаров и услуг. Цель привлечения посредников заключается в том, чтобы повысить эффективность внешнеторговых операций путем ускорения оборачиваемости капитала, умелого использования конъюнктуры рынка и предоставления всех необходимых торговых услуг.

В целом можно отметить, что эффективность осуществления международных коммерческих операций, в первую очередь, зависит от следующего:

- наличие теоретических знаний в сфере международной торговли и умелого их использования в каждой конкретной ситуации;

-   правильное и грамотно планирование операции;

-      выбор оптимального и наиболее эффективного сочетания основных и обеспечивающих операций;

- знание особенностей правового режима, который действует в процессе осуществления международной торговли.

Управление в международной коммерческой деятельности (международных коммерческих операциях)

Международная     коммерческая      деятельность      представляет      собой      определенный      ряд взаимосвязанных коммерческих операций, которые обслуживают международный обмен материальными ценностями и услугами. Иными словами, управление международными операциями в полной мере зависит от управления международной коммерческой деятельностью, и наоборот.

Так, для того, чтобы совершить соответствующий обмен, иными словами, заключить международную коммерческую сделку, необходимо следующее:

-   найти покупателя товара и услуги;

- заключить с покупателем сделку (договор), в котором оговариваются все условия и соблюдены нормы соответствующего законодательства;

-   исполнить условия договора.

Все эти сделки носят коммерческих характер, а в случаях, когда сделка осуществляется с иностранными контрагентами, то она будет рассматриваться в качестве внешнеэкономической деятельности предприятия.

Говоря об управлении, следует отметить, что при осуществлении международных коммерческих операций на предприятиях (которые осуществляют такую деятельность) создается соответствующий аппарат управления, который решает ключевые вопросы в сфере осуществления международных коммерческих операций.

На различных предприятиях может быть создан не только аппарат управления, но и соответствующие подразделения, каждое из которых действует в своей компетенции. Таким образом, может быть создано подразделение международной аренды, международного туризма и т.д.

Помимо вышеуказанного, важной стороной управления международными коммерческими операциями является использование национальных кадров на руководящих постах в заграничных филиалах и дочерних компаниях. Иными словами, чаще всего все важные решения по осуществлению международных операций принимаются лицами из материнской организации.

Анализ использования международных коммерческих операций на примере России и Китая

Россия и Китай на сегодняшний день представляют собой две крупные мировые державы, которые активно сотрудничают между собой в рамках товарооборота. В рамках указанной статьи предлагается рассмотреть основные показатели экспорта и импорта между Россией и Китаем за 2017 и 2018 годы. Так, в Таблице 1 представлены данные (по месяцам) товарооборота в России в категории все товары.

Таблица 1 – Товарооборот России (общие итоги по месяцам)

 

Год

2017, млрд. дол.

2018, млрд. дол.

Август

8,54

9,63

Сентябрь

7,19

-

Октябрь

7,32

-

Ноябрь

8,67

-

Декабрь

9,37

-

Январь

-

8,44

Февраль

-

7,54

Март

-

8,11

Апрель

-

8,06

Май

-

8,64

Июнь

-

9,12

Июль

-

9,33

Итого:

110

 

На основании данной таблицы, можно сделать вывод о том, что за рассматриваемый период август 2017 – август 2018, общий товарооборот России составил 110 млрд. долларов США.

Вместе с тем, следует отметить, что огромное количество товара ежегодно поставляется из России в Китай и наоборот. Так, за рассматриваемый период из России было экспортировано товара на сумму 53,3 млрд. долларов США, что почти половина от общего товарооборота в России. Из Китая в Россию, в свою очередь, было импортировано товара на сумму 56,7 млрд. долларов США, что составляет более 50% от общего товарооборота России (см. Рисунок 1) [5].



Таким образом, можно сделать вывод о том, что из Китая в Россию поставляется большее количество товаров, однако, это значение не сильно отличается от поставок товаров из России в Китай. В этой связи можно говорить о взаимовыгодном сотрудничестве между указанными государствами.

Вместе с тем в 2018 году наблюдалось сокращение прямых инвестиций из Китая в России почти в четыре раза. За Январь – Июль китайские компании вложили 65 млрд. долларов США в 4 тысячи иностранных предприятий в 152 странах и регионах мира, что на 14% больше показателя за прошлый год.

Но России из этих средств не досталось ничего. По данным ЦБ, отток китайских инвестиций продолжается четвертый квартал подряд.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что товарооборот в форме экспорта/импорта между Россией и Китаем не прекращается, однако наблюдается активное сокращение прямых инвестиций со стороны Китая.

Говоря о Российской Федерации, следует отметить, что основные прямые инвестиции государство осуществляет в следующие страны (см. Таблица 2).


Таблица 2 – Объем прямых инвестиций из России

 

 

Государство

Объем инвестиций, млн. долларов

США 1 квартал 2018

Объем инвестиций, млн. долларов

США 2 квартал 2018

Страны СНГ (в частности

Беларусь, Казахстан, Азербайджан)

 

13 391

 

4 995

Болгария

156

334

Бермуды

91

189

Багамы

61

898

Виргинские острова,

Британские

 

493

 

92

Гонконг

1 002

- 1 063

Кипр

6 810

3 399

Китай

2

4

 

На основании данной таблицы, можно сделать вывод о том, что основной объем прямых инвестиций осуществляется на Кипр, Виргинские остров, а также в страны СНГ. Россия как и Китай осуществляет крайне мало прямых инвестиций в Китай.

Одной из причин сокращения объемов взаимных прямых иностранных инвестиций может являться развитие интернет торговли между странами, что значительно упростило прямой экспорт из Китая в Россию. По данным РБК [6], 20 млн. россиян в год осуществляют регулярные покупки только через Aliexpress, а подобных платформ только для китайских товаров в России функционирует несколько. В 2018 году выручка от продажи китайских товаров через Aliexpress в России составила 212 млрд. руб.

Заключение

По итогам проделанной работы можно сделать вывод о том, что международные коммерческие операции представляют собой комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) операций, которые осуществляются на возмездной основе между контрагентами различных государств, для того, чтобы совершить сделки, оформляемые внешнеторговыми договорами или же контрактами. Вместе с тем, они являются незаменимым инструментом осуществления всех международных коммерческих сделок. Оценивая роль международных коммерческих операций, можно сделать вывод о том, что ни одна международная коммерческая сделка не сможет пройти без осуществления соответствующих международных коммерческих операций.

Основные методы осуществления международных коммерческих операций: прямой и косвенный.

Подводя итоги управления международными коммерческими операциями, был сделан вывод о том, что для эффективного их осуществления в различных международных компаниях создаются соответствующие аппараты управления и подразделения.

На примере Российско-Китайских торгово-экономических отношений видно, что в настоящее время наблюдается тенденция снижения объемов прямых иностранных инвестиций между странами, и растут показатели экспортно-импортной активности. Одной из причин данного явления может являться развитие интернет-торговли.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были выполнены, а цель – достигнута.

 

 

Список источников и литературы

 

1.   Дергачев В.А. Международные коммерческие операции. / Учебник для вузов, - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005. – 368 с.

2.    Колганова Е.В. Международные коммерческие операции. Учебное пособие для направления подготовки "Менеджмент" -080200 квалификации (степени) выпускника бакалавр/Е. В. Колганова; М-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Гос. ун-т упр.", Ин-т междунар. бизнеса. Москва, 2010

3. Сущность и основные виды международных коммерческих операций. [Электронный ресурс]:https://www.economy-web.org/?p=64.

4. Методы осуществления   международных коммерческих операций. [Электронный ресурс]:https://megapredmet.ru/1-36538.html.

5. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. [Электронный ресурс]: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs.                   22.10.2018                  [Электронный                   ресурс]: https://www.rbc.ru/technology_and_media/22/10/2018/5bcc74a89a7947e052d7afac