Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВЭД: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПАНИЙ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
22 апреля 2017г.

В условиях активной интеграции России в мировое экономическое пространство вопрос планирования ВЭД отечественными предприятиями становится одним из наиболее актуальных. От точности составления плана ВЭД, уровня его детализации и степени контроля за выполнением плановых показателей зависит эффективность осуществления ВЭД предприятия.

Планирование ВЭД является одним из важнейших элементов системы планирования предприятия, осуществляющего внешнеэкономические операции. Под ним понимается процесс разработки плановых нормативов в области ВЭД, направленных на эффективное обеспечение предприятия необходимыми ресурсами и оптимизацию хозяйственных решений с целью реализации поставленных задач посредством максимизации использования имеющегося потенциала [1].

С точки зрения продолжительности временного промежутка можно выделить три уровня планирования ВЭД предприятия:

1.      Стратегическое, разрабатываемое на долгосрочную перспективу и включающее  в себя

выработку стратегических целей и задач, разработку стратегии ВЭД, определение масштабов и сфер деятельности предприятия на качественно новом уровне.

2.    Тактическое, основными задачами которого являются: конкретизация стратегических целей применительно к среднесрочному периоду, осуществление финансового планирования внешнеэкономических операций, выбор наиболее эффективных путей реализации стратегии ВЭД.

3.         Оперативное, охватывающее краткосрочный период деятельности предприятия и основывающееся на анализе конкретных показателей, например: физический объем поставок, объем реальных затрат и др.

В условиях активных изменений экономического, политического и нормативно-правового характера на мировом рынке наиболее важными уровнями планирования ВЭД являются стратегическое планирование ВЭД, позволяющее предприятию разработать стратегию ВЭД, и оперативное планирование ВЭД, позволяющие отслеживать успешность ее реализации.

Опыт стратегического и оперативного планирования ВЭД отечественными предприятиями нельзя назвать богатым, что непосредственно сказывается на результатах внешнеэкономической деятельности как отдельных экономических субъектов, так и страны в целом. К основным проблемам в области планирования ВЭД отечественных предприятий можно отнести следующие: сложность и трудоемкость процесса составления плана; ориентирование финансового планирования на выполнение текущих задач; недостаточный уровень контроля выполнения планов и другие.

Неэффективность планирования ВЭД отечественных предприятий непосредственно сказывается, например, на таких показателях как объем экспортируемых из России и импортируемых в Россию товаров. Согласно аналитическим  данным Central Intelligence Agency по  состоянию на конец 2016 года Россия занимала 20 место в мире по объему экспорта (объем экспортируемых товаров составил 259, 3 млрд. долл. США) и 25 место по объему импорта с общим объемом импортируемых товаров в 165, 1 млрд. долл. США [4]. Важно отметить, что среди мировых лидеров по объемам экспорта и импорта находятся такие страны как Соединенные Штаты Америки, Китай, Германия, Япония, Франция и другие.

Исходя из приведенных аналитических данных, можно сделать вывод, что российские предприятия нуждаются в повышении эффективности ВЭД, в частности – за счет совершенствования механизма планирования ВЭД. Один из эффективных способов совершенствования стратегического и оперативного планирования ВЭД отечественных предприятий – применение успешного опыта стран-лидеров в области ВЭД с его адаптацией под современные реалии российской экономики.

Одним из возможных путей совершенствования стратегического и оперативного планирования ВЭД российских предприятий на основе применения зарубежного опыта является использование методики индикативного планирования. Под индикативным планированием понимают комплексный метод социально-экономического планирования развития экономической системы, основанный на разработке системы показателей  (индикаторов), носящих информирующий и  ориентирующий характер. Главными достоинствами индикативного планирования являются снижение неопределенности при принятии решений и увеличение стабильности экономической системы.

Понятие индикативное планирование тесно связано с понятием индикатора. Индикаторы определяются как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться в направлении реализации общенациональной цели (например, удвоения ВВП) [3].

В зарубежной практике активно используется индикативная экспресс-оценка внешнеэкономической деятельности предприятия, которая представляет собой метод оценки ВЭД предприятия, включающий в себя формирование максимальных и минимальных порогов показателей ВЭД путем проведения экспертного оценивания по группам показателей, заранее определенных для оценивания. Такой подход позволяет сформировать информационно-аналитическую базу, используемую в качестве ориентира при разработке плана ВЭД предприятия. Метод экспресс-индикативного планирования активно используется такими производственными предприятиями, как Procter & Gamble (США), Bayer (Германия), Toyota Motor Corporation (Япония) и др.

В процессе индикативного планирования ВЭД формируется система показателей (индикаторов), характеризующих состояние и развитие ВЭД предприятия. В качестве индикаторов ВЭД могут использоваться следующие: 1) объемы производства важнейших видов продукции; 2) объемы экспорта и импорта; 3) объем использования трудовых ресурсов; 4) размеры цен на поставку сырья и материалов; 5) объемы международных инвестиций и другие.

Другой путь совершенствования системы планирования ВЭД отечественных предприятий - изменение подхода к планированию ВЭД, который заключается в использовании в качестве основы для разработки планов ВЭД результатов маркетинговых исследований рынка. Это необходимо для наиболее полного удовлетворения потребностей  клиентов, эффективного  использования ресурсов, формирования конкурентных преимуществ и получения обширной экономической и финансовой информации.

Как показало обобщение опыта ряда зарубежных корпораций (Nestle, Toyota Motor Corporation и др.), эффективная работа на внешнем рынке невозможна без творческого и гибкого использования комплекса маркетинговых методов: правильного выбора сбытовой организации, контроля за работой торговых посредников, выбора и применения различных методов стимулирования сбыта, рекламы и т.д. При этом применение методологических подходов международного маркетинга выступает в качестве основополагающей части разработки планов ВЭД предприятий.

Методическая часть данного подхода заключается в выделении типов международных маркетинговых исследований, общие положения по которым приведены в табл. 1.




Таблица 1  

Типы и содержание международных маркетинговых исследований


Тип исследования

Основное содержание

1. Общие и

предварительные исследования

Определение коммерческого интереса страны или географической зоны, в

которой планируется осуществление ВЭД, с целью использования полученной информации при разработке международной стратегии предприятия.

2. Исследования

функционирования внешнего рынка

Проведение полного комплексного анализа внешнего рынка, рассматриваемого

в качестве потенциального места экспорта и создания филиалов, путем использования четырех типов маркетингового анализа: анализ среды; анализ спроса; анализ конкуренции; анализ посредников.

3. Тестирование

Систематическое      проведение      тестирования      по      ключевым       пунктам

коммерческой политики (например, выпуск нового товара на рынок,  выбор новой марки и упаковки товара и др.) с целью снижения уровня риска.

4. Специальные исследования

Сбор информации о налогообложении, характере отношений с местными    властями, возможных ограничениях деятельности и т.п. при принятии решения о создании нового заграничного филиала.



 

Стоит подчеркнуть, что процесс изучения рынка должен предшествовать процессу разработки стратегических и оперативных планов ВЭД.

Подводя итоги, стоит отметить, что внедрение успешной зарубежной практики в области стратегического и оперативного планирования ВЭД в деятельность отечественных предприятий будет способствовать повышению эффективности ВЭД только при условии ее адаптации к условиям современного российского бизнеса.

 

Список литературы

 

1.        Горемыкин В.А., Суркова Е.А. Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия// Справочник экономиста. – 2014. - № 1. – С.36.

2.        Рябова Е.В., Природа и причины возникновения стратегических изменений в экономических системах // Межвузовский сборник научных статей «Экономика, финансы и управление в современных условиях». – 2011. - № 7 (9). – С. 95.

3.        Смирнов С.А. Опыт индикативного планирования в российской практике // Научно- образовательный центр «Технологии товароведческой, таможенной и криминалистической экспертизы»: сборник научных работ. – 2015. - № 6. – С. 331.

4.        Сайт «Total-Raiting.ru» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://total-rating.ru (Дата обращения: 01.02.2017).