Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ЕС НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
14 мая 2016г.

В современном мире развитие человеческого капитала все в большей мере становится источником жизненной силы любого предприятия, государства и мирового сообщество в целом. Именно человеческий капитал, а не природные ресурсы и накопленное материальное богатство является определяющим фактором экономического роста и эффективности самой экономики.

Для большинства развитых стран в настоящее время инновационная экономика обеспечивает их конкурентоспособность, поэтому они инвестируют огромные средства в человеческий капитал. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность и поиск информации. Тем самым человеческий капитал определяет не только уровень экономического роста страны, но также и ее соответствующее место в мировой экономике [1, С. 626-629].

«Человеческий капитал это мера сформированных в результате инвестиций и накопленных человеком запасов здоровья, знаний, мотивов, которые при целесообразном использовании приводят к росту производительности труда и доходов» [3, С. 29]. Наука, образование, здравоохранение – основные сферы, определяющие формирование ЧК, и именно в них всегда активно государство. Инвестирование в человеческий капитал не только выгодно, но и необходимо в условиях прогрессивного развития науки, техники, когда знания и сама наука превращаются в важнейший элемент социально-экономического развития общества.

«Эффективное функционирование и приращение человеческого капитала возможно только при условии осуществления социальных инвестиций со стороны человека (семьи), бизнеса, государства, направленных как на его формирование и производство, так и на обеспечение высокого качества жизни. При этом, социальные инвестиции рассматриваются как все виды вложений в денежной или иной форме, которые способствуют росту производительности труда и повышению доходов человека» [1, С. 13].

«Ресурс здоровья является основой и условием функционирования человеческого капитала. Потенциал здоровья может быть использован для получения других ценностей, таких как работа, деньги и другие. На уровне коллектива (группы) значение ресурса здоровья можно рассмотреть в случае болезни работника. Это значит, что предприятие недополучает прибыль, следовательно оно должно быть заинтересовано в здоровье своих сотрудников. На уровне общества состояние здоровье нации влияет на уровень таких важнейших макроэкономических показателей, как ВВП, национальный доход и т. д.» [1, С. 16 ].

Инвестиции в образование рассматриваются как инвестиции в качество человеческого капитала. Это не только затраты на строительство новых и реконструкцию действующих объектов образования, но это также и вклад в развитие творческих способностей, профессионализма, повышение социального статуса каждого индивида. В странах, где высшее образование развивается наиболее быстрыми темпами, наблюдаются и наиболее высокие темпы экономического роста.

Исследование проблем, связанных с функционированием человеческого капитала, является не только актуальным, но и выдвигается на разряд первоочередных в условиях необходимости интенсификации экономического развития стран в соответствии с мировыми тенденциями и ориентирами.

Страны ЕС на современном этапе экономического развития сталкиваются с рядом проблем в сфере человеческого капитала - от  недостатка квалифицированных кадров для экономики знаний до недоинвестирования здравоохранения. В Европейском союзе конкурентоспособность на рынках рассматривается в сочетании с повышением качества жизни при возможно наименьшей норме безработицы. Рынок сам по себе не может обеспечить оптимальное совмещение факторов производства. Регулирующая роль в этом процессе отводится государству. Инвестиции, направленные на развитие человеческого фактора и в сферу НИОКР, являются одним из основных направлений деятельности ЕС на перспективу.

Группа с очень высоким индексом развития человеческого потенциала включает 25 стран ЕС, кроме Румынии и Болгарии. На 2015 год в десятку лидеров данного рейтинга вошли: Норвегия (0,944), Австралия (0,935), Швейцария (0,930),   Дания (0,923),   Нидерланды   (0,922),   Германия (0,916),   Ирландия (0,916), Соединённые Штаты Америки (0,915), Канада (0,913) и Новая Зеландия (0,913) [6].

Нельзя не отметить значимость проблемы роли образования и инвестиций в него для формирования человеческого капитала. Доля расходов на образование в ВВП выше среднего по ЕС (4,9%) во всех новых членах — странах ЦВЕ. Выделяются Латвия и Литва (по 9,0%), Венгрия и Польша (по 9,1%), Болгария (11,2%) [5, С. 84]. В то же время остается крайне актуальной проблема качества образования в рамках заочного, дистанционного и даже «суррогатного образования», когда имеет место титул наличия образования в виде диплома, не подкрепленный реальными знаниями.

В среднем по миру инвестиции в образование за каждый год обучения дают 5—15% дополнительных доходов. Тем самым в Бельгии благодаря наличию диплома о третичном образовании преимущества в зарплате достигают 30%, а в Венгрии – 117%. В Испании, Ирландии, Нидерландах, Великобритании в гендерном аспекте в возрасте 25—64 лет преимущества в зарплате больше для женщин, чем для мужчин. В других странах ЕС при равном уровне образования разница в доходах объясняется различиями в выборе профессии, продолжительности рабочего дня и частичной занятости [5, С. 89].

В Европейском союзе разработаны ориентиры общей политики в сфере школьного образования в соответствии с национальными особенностями и традициями.  Следует признать,  что  эволюция школьной системы в направлении демократизации и диверсификации не гарантирует социальной мобильности, поэтому государство пытается решить эту неблагоприятную для развития человеческого капитала проблему.

В связи с этим во Франции с начала 1980-х годов были созданы «зоны приоритетного образования», которые направлены на укрепление образовательного процесса в местах, где социальные условия являются препятствием для успешной учебы проживающих там детей и подростков. В Нидерландах с 1986 г. в рамках государственной политики в области образования действуют 70 «зон приоритетного образования».

Вопрос эффективности вложений в человеческий капитал также актуален и на уровне фирмы, где существует проблема высокой мобильности персонала. «В ряде европейских стран данная проблема решается с участием государства. Например, устанавливается обязательный минимум расходов на обучения. В Германии эти вопросы решаются на стадии заключения отраслевых договоров» [2, c. 54].

Как показывает практика, человеческий капитал чувствителен к изменениям ставок подоходного налога, налогов на капитал. Так в ЕС ужесточение налоговой политики заставляет предпринимателей, бизнесменов, квалифицированных специалистов переезжать в такие страны как Бельгия, Швейцария, где они могут создать предприятия и рабочие места. Такая политика государства подталкивает бизнес к бегству от налогов. В то же время человеческий капитал уходит из страны, а межстрановые соглашения об обмене информацией на деле оказываются малоэффективными.

Человеческий капитал, основным компонентом которого являются запасы здоровья в настоящее время определяет ход экономического развития. Экономика ЕС держится на Германии и Франции, на грани банкротства находятся Греция, Ирландия, Португалия и Испания. По данным ООН к 2050 году население Германии сократится до 71 миллиона человек, в Италии - до 43 миллионов, а в Испании - до 31 миллиона. Население Франции вырастет за счёт арабской и африканской общин. В целом население Европейского Союза упадёт с 376 миллионов до 339,3 млн. одной из причин данной статистики является нежелание европейских женщин рожать, а делать карьеру [7]. Другими причинами являются ожирение, проблемы с курением, неправильным питанием, недостатком физической активности.

Во всех странах Европейского союза некоторые медицинские услуги частично оплачиваются потребителем, чаще всего это относится к амбулаторному назначению лекарственных средств и стоматологическим услугам. В немногих странах ЕС существует разрыв между тем, что «официально» предоставляется, и тем, что действительно доступно, а распространенность неофициальных платежей в дополнение к официальной плате за медицинские услуги или взамен нее представляет угрозу  реформам здравоохранения.

Немаловажным фактором является и уровень жизни населения, потому что «при низком качестве жизни невозможно в полной мере воспроизводство и развитие человеческого капитала, так как человек в свою очередь озабочен, прежде всего, проблемами самосохранения и выживания, а не повышением уровня образования и поддержанием здоровья» [2, с. 63]. Германия  имеет устойчивые государственные гарантии и социальные программы. Жить и воспитывать детей одно удовольствие, но только если человек сумел устроиться на хорошо оплачиваемую работу, поскольку стоимость жизни очень высока. Швеция является не самой богатой страной, но имеет наивысший уровень доверия граждан к медицине, тем самым 75% граждан считают, что им легко получить квалифицированную помощь врача в случае заболевания [3, С. 61].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что большинство стран Евросоюза хоть и имеют очень высокий уровень индекса человеческого развития, но также имеют ряд проблем, без решения которых невозможно будет расширять производство, развивать инновационную экономику и экономику знаний. Одним из наиболее негативных с точки зрения качества воспроизводства человеческого является тот факт, что все большее число детей воспитывается в неполных семьях, что в свою очередь связано с ростом разводов и доли внебрачных рождений. Необходимы более серьезные инвестиции в направлении науки, образования и здравоохранения, охраны материнства и детства.

 

Список литературы

1.     Kasaeva T.V. Human capital contribution into innovation progress: world experience / T. V. Kasaeva, N.N. Kiseleva, N.Y. Rud // Life Science Journal. – 2014 – Т. 11. – № 11. – С. 626-629

2.     Касаева Т. В. Ресурс здоровья в функционировании человеческого капитала / Т.В. Касаева // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Пятигорск: ПГЛУ, 2007. – 25 с.

3.     Касаева Т.В. Особенности и проблемы функционирования человеческого капитала в условиях формирования инновационной экономики / Т. В. Касаева // Монография. – Краснодар: Изд –во ЮИМ, 2011, - 167 с.

4.     Касаева Т. В. Проблемы производства запасов здоровья / Т. В. Касаева // Вопросы экономики и права. – 2013. – №7. – с. 61-64

5.     Клинова М.В. Человеческий капитал в Европейском Союзе: государственный и наднациональный контексты / М.В. Клинова, Е.А. Сидорова // Вопросы экономики. – 2012. – №8. – с. 80-97

6.     Программа развития ООН – Индекс человеческого развития в странах мира в 2015 году [Электронныц ресурс] – URL: http://gtmarket.ru/news/2015/12/16/7285

7.     Геополитика – Основные внутренние проблемы Европы [Электронный ресурс] – URL: http://topwar.ru/4154-osnovnye-vnutrennie-problemy-evropy.html