Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА РЫНКА КАПИТАЛА - ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Авторы:
Город:
Ташкент
ВУЗ:
Дата:
22 апреля 2017г.

Аннотация

В условиях глобализации и интеграции стран с переходной экономикой в мировое хозяйство требуется развитие экспортного потенциала, производство конкурентоспособной продукции. С приобретением Узбекистаном независимости решение этих проблем стало первостепенной задачей для экономики страны. Руководством Узбекистана была поставлена задача привлечения иностранных инвестиций, а также мобилизация внутренних источников для осуществления ускоренной модернизации.

    Ключевые слова :

Глобализация, инвестиции, трансакции, капитальные ресурсы, непроизводительные расходы, фондовый рынок, внутренние ресурсы, малый и средний бизнес, основной капитал, инвестиционная политика.

 

AN EFFECTIVE CAPITAL MARKET SYSTEM IS AN IMPORTANT CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF COUNTRIES WITH ECONOMIES IN TRANSITION

Nabiullin R.X. Annotation

In the conditions of globalization and integration of countries with a transitional economy development of export

potential, production of competitive goods, is required in a world economy. With acquisition the decision of these problems became Uzbekistan of independence by a primary task for the economy of country. By guidance of Uzbekistan the problem of bringing in of foreign investments, and also mobilization of internal sources, was set for realization of speed-up modernisation.

Keywords: Globalization, investments, transactions, capital resources, unproductive expenditures, stock market, internal resources, small, medium business, fixed capital, investment policy.


На современном этапе интернационализации экономических межгосударственных отношений странам с переходной экономикой без интеграции в мировое хозяйство включиться в разряд стран со стабильно развивающимися производительными силами и адекватно совершенствующимися производственными отношениями очень непростая и необходимая задача.

Вхождение Узбекистана в мировое хозяйство требует развития её экспортного потенциала, повышения конкурентоспособности отечественной продукции. А для этого, ни для кого не секрет, необходимо современное высокотехнологическое производство. Поэтому, чтобы преодолеть унаследованное от социалистического прошлого технологическое отставание от промышленно- развитых стран, как отметил в своем докладе по итогам 2016 года и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год Президент страны, Мирзиёев Ш.М.: «На повестке дня стоят и гораздо более серьёзные вопросы: Это конкурентоспособность отечественных технологий, разработка ноу-хау…» [1], а также использование зарубежных достижений и привлечение иностранных инвестиций. Наличие и функционирование эффективной системы рынка капитала является одним из наиболее важных условий экономического развития страны.

В структуре рынка капиталов можно выделить такие элементы, как страховые компании, банки, инвестиционные компании, паевые инвестиционные фонды и государственные учреждения.

Следует отметить, что при перераспределении либо перемещении ресурсов на рынке капитала происходит понижение их эффективности. Отрицательный эффект связан с тем, что при взаимодействии возникают определённые затраты ресурсов, именуемые в современной экономической теории «трансакционными издержками» или издержками взаимодействия.

Понятие трансакционных затрат позволяет объяснить, почему в странах с переходной экономикой при низкой фондовооружённости труда так мало инвестиций.

Это, как нам представляется, связано с высокими в этих странах трансакционными затратами: потенциальную прибыль моментально съедают непроизводительные расходы (проволочки, агентские издержки, охрана имущества компании и др.).

При выборе стратегии трансакционные издержки должны  учитываться всегда. Например, если рассматривать фондовый рынок эти издержки включают в себя брокерскую комиссию, комиссию клиринговой организации и плату за членство на бирже. Кроме того, возникают затраты при открытии, ликвидации и корректировки позиции.

Таким образом, рынки капитала в эффективной форме при нулевых трансакционных издержках практически не достижимы.

Проведенный анализ современного  узбекского рынка капитала позволяет утверждать, что он имеет комбинированную модель развития, формированию которой способствовали исторические этапы развития рынка капитала. Наследуя исторически сложившуюся инфраструктуру, рынок сформировался на основе доминирования банковского институционального элемента.

С первых дней независимости, опираясь на собственные внутренние ресурсы Первым Президентом Республики Узбекистан Каримовым И.А. была поставлена задача привлечения в экономику иностранных инвестиций. Об этом Первый Президент Каримов И.А. подчеркивал в своем докладе: «Ключевым приоритетом реализации антикризисной программы стало привлечение инвестиций, прежде всего за счет мобилизации внутренних источников на осуществление ускоренной модернизации, технического перевооружения важнейших отраслей экономики, опережающее развитие транспортных коммуникаций и строительство объектов социальной инфраструктуры» [2].

В Узбекистане разработана и принята отвечающая международным стандартам законодательно-правовая база - тем самым создан благоприятный инвестиционный климат для привлечения иностранных капиталов. Это такие нормативно – правовые документы как «Закон об иностранных инвестициях», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта продукции производимой предприятиями с иностранными инвестициями», «Об инвестиционной деятельности», «О соглашениях о разделе продукции» и ряд других.

В результате за последние годы наблюдается динамичный рост объемов притока иностранных капиталов, из которых основная приходится на реальный сектор экономики.

Так, за 2010-2015 годы иностранных инвестиций по государственным и региональным программам было привлечено 22 млрд 563,6 млн долларов США, а в 2016 году 3,5 млрд долларов США. На 2017 год запланировано освоить иностранных инвестиций на 4,5 млрд долларов США. Рост по сравнению с предыдущим годом, составит более 11 %. При этом общий объем инвестиций, освоенных в Узбекистане только в 2015 году, составил в эквиваленте к национальной валюте 15,7 млрд долларов США, что составляет 20,1 % от всего объема капитальных вложений, реализованных в Республике Узбекистан [3]. Рост инвестиций в 2015 году по сравнению с 2000 годом составил 178%. При этом, по источникам финансирования снизилась доля централизованных инвестиций с 29 % в 2000 году до 20,6 % в 2015 году. За эти годы наблюдался рост свободных средств предприятий с 27 - 32 %, а также рост средств населения с 12 - 20 % в 2015 году [4].

Эти статистические данные показывают стимулирование в развитие малого и среднего бизнеса, а также частного предпринимательства. За 2000-2015 годы было упрощено налоговое администрирование и другие трансакционные издержки ведения бизнеса. Доля малого бизнеса в ВВП увеличилась с 33,8 % до 55,8 %. Это способствовало созданию большого количества рабочих мест  и соответсвующему росту доходов населения. Доля доходов населения от предпринимательской деятельности в общей структуре доходов выросла с 27 до 50,7 % [5].

За последние годы для экономики Узбекистана характерны высокие устойчивые темпы роста ВВП. На уровне 8 процентов в год. Это результат того, что инвестиции в основном идут в основной капитал. С середины 2000 годов инвестиции в основной капитал составили 395 %, что обеспечило рост основного капитала в ВВП до 27,9 %. Инвестиции в основном приходятся на топливно-энергетический комплекс: 36 % на нефтегазовую промышленность, 13,9 % на энергетику [6].

Необходимо особо подчеркнуть, что существенно выросли прямые иностранные вложения капитала с 3,3 % в 2000 году до 14,7 % в 2015 году. Огромную роль в привлечении иностранного капитала в экономику страны сыграл Указ Первого Президента страны И.А. Каримова «О привлечении прямых иностранных инвестиций в экономику Узбекистана». Согласно этому Указу большое внимание уделено необходимости создания самых благоприятных и надёжных условий для притока иностранных капиталов в экономику Узбекистана. После принятия вышеуказанного Указа за 2005-2015 годы объемы привлеченных иностранных инвестиций увеличились более чем в 17,6 раз.

Все вышеприведенные статистические данные свидетельствуют о создании в Узбекистане благоприятного инвестиционного климата и о повышенном интересе иностранного капитала, инвесторов в экономику Узбекистана, которая с каждым годом динамично растет.

Активная Государственная инвестиционная политика, проводимая руководством страны тесно связана с промышленной политикой, направленной на изменения структуры экономики в сторону увеличения в её составе производственных и перерабатывающих отраслей, увеличении доли локализации производства, привлечения новых промышленных технологий, выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, повышение конкурентоспособности и росту экспорта выпускаемый продукции.

Перспективы развития мировой экономики говорят о том, что начавшийся кризис 2008-2010 годов привёл глобальную мировую экономику в замкнутый круг. В докладе Всемирного банка в июне 2016 года говорится о росте мировой экономики до 2,4 %. Столь низкий показатель связан со спадом темпов роста в странах с развитой экономикой, сокращения потоков капитала. Так, за относительно короткий срок темпы роста ВВП Китая упали с 10 % до 6,8 % в год. Причем этот показатель имеет тенденцию к дальнейшему снижению. У Китая кроме этого высокий государственный долг около 300 % ВВП. Экономика Китая интегрирована с такими странами как США, ЕС, Япония [7].

В сложившийся ситуации экономическое развитие Узбекистана может быть эффективным за счет использования инвестиций наличных, внутренних ресурсов и их вложения в те проекты, которое дадут максимум отдачи в долгосрочной перспективе даже при условии длительной кризисной ситуации. При этом важно не создавать избыточные производственные мощности, не замораживать капитальные вложения.

Кроме того, одним из лучших инструментов капитальных вложений в исполняемые проекты является инвестиционный кредит, который выдается под конкретный бизнес-план с серьезными расчетами.

Чтобы увеличить инвестиционные потоки иностранных компаний необходимо упростить регистрацию предприятий с иностранным капиталом, открыть специальные индустриальные зоны в трудоизбыточных регионах страны и информировать об инвестиционном потенциале региона, опубликовав через интернет и средства массовой информации.



Список литературы

 

1.   Ш.М. Мирзиёев: Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя. Ташкент – Узбекистон, 2017. с. 66.

2. И.А. Каримов: Наша главная задача дальнейшее развитие страны и повышение благосостояние народа. Узбекистан, 2010, с.37-38.

3.    Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике.

4.   «Экономическое обозрение», журнал №11, 2016. с. 23.

5. Альманах «Узбекистан», 2016. с. 36.

6. Информация Министерства внешнеэкономической связи и торговля.

7.   «Экономическое обозрение», журнал №7, 2016. с. 71-73.