Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ Г.МОСКВЫ: МЯСОПЕРЕРАБОТКА, ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

    Известно, что потребительский рынок Москвы имеет ряд особенностей. В частности, он является основным рынком сбыта продукции мясоперерабатывающих комбинатов, расположенных как в г. Москве так и в Московской области. Стабильная и высокая платежеспособность, высокие серьезные требования к качеству продукции и максимально высокий спрос на продукцию класса «премиум» - на наш взгляд , являются основными отличиями от региональных рынков. Розничные торговые сети, несетевые магазины активно сотрудничают со всеми крупными поставщиками и производителями продукции мясопереработки. Задачи сохранения качества при перевозке и хранении решается при помощи развитой транспортно - логистической инфраструктуры. Ограниченные сроки хранения вынуждают проводить исследование состояния отрасли, ограничив рынок г.Москвой и Московской областью. Получается , что в данном случае, определяющими факторами для развития отрасли являются динамика жизненного уровня населения и изменение предпочтений потребителей.

    Рассматривались статистические данные с 2000г. по 2009 г.

   На данном рынке были выделены лидеры по рыночным продажам и по использованию эффективных технологий. Главенствующей компаниями в мясоперерабатывающей отрасли г.Москвы безоговорочно определены ОАО "ОМПК", ОАО "Черкизовский мясоперерабатывающий завод" (далее ОАО "ЧМПЗ"). Но фирмой-доминантой стал ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» (далее ОАО «ОМПК»). Основной причиной, того что на рынке они занимали в исследуемом периоде главенствующее положение, является использование более эффективных технологий. Следом за лидерами шли «догоняющие», такие как: ЗАО "Микояновский мясокомбинат", ООО "ДЫМОВСКОЕ КОЛБАСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО", ОАО "ЦАРИЦЫНО". И на конец фирмы аутсайдеры: ООО "Колбасный  комбинат "Богатырь", ООО "МПЗ "КампоМос", ОАО "ИКМА", ОАО "ТАМП", ОАО "Лианозовский колбасный завод", ФГУП ЭЗ "Хладопродукт" Россельхозакадемии. Но уже в 2014 году некоторые из фирм аутсайдеров стали банкротами.

   Следующим показателем разделения в данной отрасли выделили разделение по показателю специализации. К высокоспециализированным фирмам относят: ОАО "ЧМПЗ", ЗАО "Микояновский мясокомбинат", ООО "ДЫМОВСКОЕ КОЛБАСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО", ОАО "ЦАРИЦЫНО", ООО "МПЗ "Рублевский", ООО "МПЗ "Москворецкий", ООО "МПЗ "Сетунь", ООО "ММПЗ "Коломенское", ЗАО "Партнер Ф", ЗАО "ВЕГУС", ООО "Колбасный комбинат "Богатырь", ООО "МПЗ "КампоМос", ОАО "ТАМП", ОАО "Лианозовский колбасный завод", ФГУП ЭЗ "Хладопродукт" Россельхозакадемии. К среднеспециалированным: ОАО "ОМПК", ОАО "МЯСОПРОМ-КОРОВИНО". И, наконец, фирма, которая практически не специализированна – это ОАО "ИКМА" [1].

     Используя статистические данные системы СПАРК и авторскую методику [2,16], ранжируем предприятия по объему производства, выделим наиболее крупные из них и определим соответствующий им коэффициент охвата.

Воспользуемся данными Табл.1:


Таблица 1

Номер

Наименование

Объем производства, т

1

ОАО "ОМПК"

85 900

2

ЗАО "Микояновский мясокомбинат"

66 400

3

ОАО "ЧМПЗ"

62 000

4

ОАО "ЦАРИЦЫНО"

58 400

5

ОАО "МЯСОПРОМ-КОРОВИНО "

19 700

6

ООО "ДЫМОВСКОЕ КОЛБАСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО"

19 500

7

ООО "МПЗ "КампоМос"

12 500

8

ООО "МПЗ "Рублевский"

9 000

9

ЗАО "Партнер Ф"

7 300

10

ЗАО "ВЕГУС"

7 000

11

ООО "Колбасный комбинат "Богатырь"

6 000

12

ОАО "Лианозовский колбасный завод"

4 000

13

ООО "МПЗ "Москворецкий"

3 900

14

ООО "МПЗ "Сетунь"

3 000

15

ООО "ММПЗ "Коломенское"

2 900

16

ОАО "ТАМП"

2 600

17

ФГУП ЭЗ "Хладопродукт" Россельхозакадемии

1 200

18

ОАО "ИКМА"

450

ИТОГО

381 083

 

   Путем несложных расчетов получаем, что первые ведущие пять компаний в 2009 году занимали примерно 77 % рынка.

   Индекс концентрации соответственно примерно равен 76,7 , а индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH) равен 1526,85. Оба эти показателя характеризуют уровень конкуренции для рынка мясопереработки г.Москвы в 2009 году.

Определим эффективность использования ресурсов в выбранной отрасли. В начале найдем численность занятых в производстве, объем реализации на одного занятого для этого потребуется численность занятых и индекс специализации [СПАРК].


Таблица 2

 

 

Место

 

Компания

Объем реализации колбасы

Руб.

Cпеци ализац ия

Число занятых в производстве

Реализация на одного занятого Руб.

1

ОАО "ОМПК"

21126264705,00

0,819

2287

9237544,69

2

ОАО "ЧМПЗ"

10876193544,00

0,948

1385

7852847,32

3

ЗАО "Микояновский мясокомбинат"

9159238754,00

0,862

2147

4266063,70

 

4

 

ООО "Дымовское колбасное производство"

 

6911391000,00

 

1

 

1200

 

5759492,50

5

ОАО "Царицыно"

6602606750,00

0,8783

322

1463

4513059,98

 

    Видно, что у компаний с высоким уровнем специализации самая высокая производительность труда.

   Предприятия лидеры так же имеют высокие показатели труда.

    Какие же можно сделать выводы?

    Рынок является олигополистическим и конкурентным , несмотря на высокий уровень концентрации. Компании, находящиеся в "хвосте рынка" и не рассматриваемые вполне могут соревноваться с компаниями - лидерами за исключением первой тройки. Очевидно, что именно первые компании являются ценоустанавливающими. И здесь им приходится быть крайне осторожными в ценовой политике, так как лидерство кроме выгод, накладывает еще и дополнительные обязательства. Государство внимательно следит за такими рынками, с точки зрения поддержки конкурентной среды согласно Приказам Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации [3]. В ходе исследования было выявлено также, что проблемы кризиса 2008 года были решены предприятиям за счет повышения цен, а не роста эффективности. Возможно такой же сценарий будет применен и на современном этапе в условиях внешних вызовов.

 

Список литературы

1.     Система Профессионального Анализа Рынков и Компаний http://spark.interfax.ru/Front/index.aspx

2.     Щербина М.В. Отраслевые рынки России: опыт системного анализа // Мир новой экономики. - М.,2013, №1. - С.16-39

3.     Приказ ФАС России №220 "Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке"