Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

У ИСТОКОВ ПРОГРАММЫ ЗАЩИТЫ СВИДЕТЕЛЕЙ: США И РОССИЯ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2018г.

Правительство РФ не раз поднимало вопрос о развитии программы государственной защиты, уделяя внимание безопасности свидетеля. Однако закон о программе защиты свидетелей был принят лишь в 2004 г. Федеральным законом № 119-ФЗ от 20 августа 2004 г. В уголовное судопроизводство были введены меры безопасности для защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. На момент принятия данного закона в России федеральная программа по защите свидетелей в США действовала уже более 30 лет. Удалось ли России обойти США в развитии программы защиты свидетелей, стоит изучить подробнее.

Идея создания программы по защите свидетелей в США в 1960 г. была предложена Юридическим Департаментом по борьбе с организованной преступностью. Сама программа появилась позднее, в 1970 г., начала свою реализацию в 1971 г. На сегодняшний день по этой программе предоставляется защита более чем 8600 свидетелям и 9900 членам их семей, которые за это время получили 24-х часовую охрану, новые документы, сменили место жительства и получили всю необходимую медицинскую помощь, вплоть до проведения пластических операций. Таковы сведения, предоставленные официальным сайтом судебных исполнителей США, а конкретно руководителем программы по защите свидетелей Дэвидом Харлоу [2]. При этом Геральд Шур, создатель программы, уточняет, что не все граждане, подпадающие под программу защиты свидетелей в США, являются законопослушными гражданами, из них 95% американцев, являются нарушителями закона, либо находятся в тесной связи с криминалом.

Проблемы, возникающие в США у свидетелей при вступлении в программу, вполне логичны: как быть с водительскими правами, социальными картами, страховкой, работой, своим домом? Выплаты, которые предоставляет программа, не являются постоянными, а лишь позволяют покрыть короткий период времени, необходимый для поиска работы на новом месте. Программа придерживается простой формулы: жизнь в большом городе стоит дороже, поэтому она предполагает переселение в небольшие города удаленных штатов [1].

В России первые шаги по созданию программы государственной защиты были предприняты в ст. 2 Конституции РФ, где защита прав и свобод человека и гражданина входит в обязанность государства, а ст. 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина РФ. Базой же для обеспечения безопасности лиц в уголовном судопроизводстве послужила ст. 11 УПК РФ «Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве», ч. 3 которой предусматривает, что при наличии достаточных данных об угрозе безопасности, компетентными органами должны быть приняты необходимые меры в защиту лиц, принимающих участие в уголовно процессе. Данные нормы послужили отправной точкой для принятия Федерального закона № 119-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

В 2007 г. был издан Приказ МВД России № 281, который утвердил Административный регламент по исполнению государственной функции обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц, участников уголовного судопроизводства и их близких. Функция обеспечения безопасности участников судопроизводства первоначально лежала на подразделении по борьбе с организованной преступностью. Однако уже в 2008 г. Указом Президента РФ данное подразделение было расформировано. На базе подразделения был создан отдел по обеспечению безопасности лиц, которые подлежат государственной защите [3, с. 22].

На сегодняшний день в России действует Постановление Правительства РФ от 13 июля 2013 г. № 586 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы»». Согласно данной программе, общий объем ассигнований федерального бюджета составил 1405,55 млн. рублей. Лишь на 2017-2018 годы правительство выделило 280 млн. рублей на каждый год для обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Такие большие траты связаны с актуальностью проблемы, проверенной на практике при реализации программы государственной защиты на 2009-2013 годы, количество участников которой составило около 10 тыс. человек. Предполагается, что с к 2018 году количество участников составит около 20 тыс. человек. Динамика роста количества защищаемых лиц указывает на факт необходимости развития программы. Приоритетами программы выступают повышение доверия к органам безопасности, предотвращение посягательств на защищаемых лиц, повышение эффективности уже задействованных мер безопасности.

Важно отметить тот факт, что в России процесс реализации данной программы возложен на несколько ведомств, таких как МВД РФ, ФСБ РФ и ФСИН РФ. Между тем, хорошо известно, что если реализация одних и тех же задач возлагается на разные органы, ответственность размывается, и вместо достижения цели можно получить обратный результат [6, с. 100]. Поэтому при таком количестве министерств, задействованных в решении данного вопроса, сам факт взаимодействия ставится под сомнение, т.к. четкость механизма исполнения почти невозможна.

В сравнении с Россией, в США вопрос безопасности свидетелей и потерпевших находится под юрисдикцией Службы маршалов США, насчитывающей более десятка региональных представительств и офисов в каждом городе. Решение о необходимости принятия мер безопасности лежит на Генеральном прокуроре. Несомненно, нахождение программы в единых «руках» Службы маршалов позволяет более четко выработать механизм реализации, соблюдая Свод Законов США. Данный факт позволяет в полной мере отслеживать как процесс осуществления программы, так и дальнейшую жизнь участников по ее окончании.

В США из предложенных параграфом 3521 Сводов Закона мер безопасности предпочитают перемещение лица в безопасное место. Несомненно, такая мера имеет и свои минусы, учитывая затратность данного предприятия. Более того, обращая внимание на то, что 95% свидетелей являются лицами «вне закона», сам факт предоставления им такого рода защиты ставится под сомнение [5, с. 252].

Проведя сравнительный анализ реализации программы США и России, нельзя не отметить наличии в США «индульгенции» на ранее совершенные преступления. Речь идет об отмене уголовного наказания за предоставление необходимой информации. Кроме того, в США такому свидетелю предоставляется место жительства со сменой документов. Наличие такого обмена скорее отменяет сам факт правосудия, чем ставит под сомнение истинные намерения уголовного судопроизводства США. В России же подобное нарушение законодательства не предусмотрено.

Анализируя программу защиты свидетелей, стоит отметить основные слабые места, характерные для данных программ и в США, и в России. В законодательстве обеих стран не предусмотрены четкие критерии отбора свидетелей для участия в программе защиты; не представлен договор с указанием прав и обязанностей обеих сторон программы; бюджет программы не позволяет в полной мере осуществлять все меры безопасности, предусмотренные Федеральным законом № 119-ФЗ. Нельзя обойти стороной и факт лжесвидетельства, который присутствует при реализации программы [4, с. 167].

На сегодняшний день программу защиты свидетелей нельзя назвать достаточно разработанной: и в США, и в России главной проблемой реализации данной программы выступает финансирование. Затраты на обеспечение мер безопасности настолько высоки, что зачастую не выполнимы. Перемена места жительства является наиболее затратной в России [7, с. 51], однако более актуальна в США. Обеспечение охраной является мерой более популярной в России, но она не может дать долговременные гарантии обеспечения безопасности участникам уголовного судопроизводства.

Значимость программы защиты свидетелей, безусловно, важна, что требует ее дальнейшего совершенствования. Несмотря на значительные недоработки в осуществлении программы и в США, и в России количество лиц, заинтересованных в участии в программе защиты свидетелей, увеличивается с каждым годом. Желание свидетелей принять участие в программе позволяет следственным органам осуществлять свою деятельность в более сжатые сроки. Свидетели с большим желанием принимают участие в уголовном судопроизводстве, будучи уверенными в государственной защите. Тем не менее, вопрос реорганизации в программе защиты свидетелей обеих стран остается открытым.

 

Список литературы

 

1        Inside the witness protection program. CNN [электронный ресурс]. URL: http://edition.cnn.com/2013/02/16/justice/witness-protection-program/index.html.

2         U.S.       Marshals      Service       /      Justice.       Integrity.       Service       [электронный       ресурс].       URL:http://www.usmarshals.gov/witsec/.

3         Баженов С.В., Важенин В.В. Об обеспечении безопасности лиц, подлежащих государственной защите // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1 (52). С. 21–24.

4         Волосова Н.Ю., Журкина О.В. Сколько стоит жизнь под псевдонимом: критический взгляд на программу защиты свидетелей // Всероссийский криминологический журнал. 2017. № 11. С. 162– 171.

5         Журкина О.В. Сравнительный анализ государственной программы защиты свидетелей в России и США // Вестник ОГУ. 2014. № 4 (165). С. 249–253.

6         Корнакова С.В. Логические основы уголовно-процессуального доказывания. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. 188 с.

7         Фасхутдинова Р.Д., Кручинин В.Н. Ответственность государства при осуществлении защиты свидетелей и потерпевших // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 6 (10). С. 45–57.