Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ ПСИХОЛОГА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2017г.

Произошедшие в нашей стране в конце 80-х годов прошлого века события обусловили переоценку социальных ценностей, повлекли изменение приоритетов в пользу конкретного человека, а не государства. Такое изменение приоритетов достаточно глубоко укоренилось в общественном сознании, однако не нашло пока еще полного отражения в нашем законодательстве, в том числе уголовно-процессуальном.

Как отмечает Д.В. Белых-Силаев, и.о. главного редактора журнала «Юридическая психология», «психическое состояние и поведение людей, вовлеченных в уголовный процесс, будь то потерпевшие, свидетели, иные участники, изменяются под воздействием события преступления и отличаются от повседневного» [1, с. 38]. Это высказывание становится еще более значимым в тех случаях, когда речь идет о несовершеннолетних участниках уголовного судопроизводства – лицах, нуждающихся в усиленной правовой защите.

Учитывая вышесказанное, актуальным становится вопрос обеспечения права несовершеннолетних лиц, попавших в орбиту уголовного судопроизводства, на помощь психолога при производстве следственных действий.

Ст. 164 УПК РФ устанавливает общие правила производства следственных действий. Специальными статьями УПК РФ регламентируется порядок производства конкретных следственных действий. И ни в одной из этих статей ничего не говорится об участии психолога в производстве следственных действий с участием несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого. Лишь ч. 3 ст. 425 УПК РФ, закрепляющая порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, гласит, что в допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

Кроме того, ст. 425 УПК РФ устанавливает: следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе (ч. 4); педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей; эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе (ч. 5); порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой данной статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого (ч. 6).

Таким образом, как на стадии предварительного расследования, так и при рассмотрении уголовного дела в суде в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого может принимать участие педагог или психолог.

Несколько иной подход вырисовывается при анализе  положений УПК РФ, регламентирующих производство следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.

Так, в соответствии со ст. 191 УПК РФ при проведении на стадии предварительного расследования допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. При этом проведение указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно. Статья 280 УПК РФ, закрепляющая особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля в ходе судебного разбирательства, в частности, устанавливает: при участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет участвует педагог, при этом допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога (ч. 1); до начала допроса несовершеннолетнего председательствующий разъясняет педагогу его права, о чем в протоколе судебного заседания делается соответствующая запись (ч. 2); педагог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю (ч. 3); по окончании допроса потерпевший или свидетель, не достигший возраста восемнадцати лет, педагог, присутствовавший при его допросе, а также законные представители потерпевшего или свидетеля могут покинуть зал судебного заседания с разрешения председательствующего (ч. 7).

Анализируя данные положения уголовно-процессуального закона, необходимо отметить следующее.

Во-первых, не совсем ясна позиция законодателя, устанавливающего разный подход к участию психолога и педагога в производстве допроса с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в зависимости от того, производится допрос на стадии предварительного расследования (ст. 191 УПК РФ) или в ходе судебного разбирательства (ст. 280 УПК РФ). Во-первых, не совсем понятно, почему законодатель предусмотрел участие педагога или психолога при производстве следственных действий на стадии предварительного расследования, но не предусмотрел этого при производстве следственных действий с участием несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего в ходе судебного разбирательства (в статью 280 УПК РФ «Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля» изменения не вносились). Во-вторых, представляется, что участие в допросе несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства, не достигших возраста 16 лет, психолога (лица, занимающегося изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности) имело бы большее значение с точки зрения решения задач уголовного судопроизводства, нежели участие педагога (специалиста, занимающегося воспитанием и обучением человека).

Во-вторых, учитывая сущность ряда следственных действий и их родство с допросом, большое значение имело бы присутствие психолога при производстве с участием несовершеннолетнего очной ставки, предъявления для опознания, проверки показаний на месте, как это сделано применительно к проведению на стадии предварительного расследования следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

Следует также отметить, что проектом Федерального закона № 173958-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» (в редакции, внесенной в Государственную Думу Федерального Собрания РФ) [2] предлагалось, в частности, закрепить в ч. 1 ст. 191 УПК РФ, что при производстве допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно участие специалиста в области возрастной или педагогической психологии. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста, специалист в области возрастной или педагогической психологии должен был приглашаться по усмотрению следователя. Подход, закрепленный в законопроекте № 173958-6, в соответствии с которым при производстве следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля предусматривалось обязательное участие не педагога или психолога, а психолога-специалиста в области возрастной или педагогической психологии, представляется более верным. Полагаю, что в УПК РФ должны быть внесены соответствующие изменения с учетом новых профессиональных стандартов в области подготовки психологов.

В УПК РФ не урегулирован процессуальный статус участвующего в производстве допроса психолога. Исходя из законодательной дефиниции, закрепленной в ч. 1 ст. 58 УПК РФ (специалист – это лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном УПК РФ, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию), представляется, что психолог (равно как и педагог) участвует в производстве следственного действия в качестве специалиста.

Учитывая опыт белорусского законодателя, прямо установившего в ч. 1 ст. 62 УПК Республики Беларусь [3], что педагог или психолог, участвующие в допросе несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, являются специалистами, соответствующее положение следует закрепить в российском  уголовно-процессуальном законе. Ч. 1 ст. 58 УПК  РФ необходимо дополнить предложением: «Процессуальным статусом специалиста обладает психолог, участвующий в допросе, очной ставке, опознании и проверке показаний на месте с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля».

Список литературы

 

1.                    Белых-Силаев Д.В. Психологическая составляющая профессиональной деятельности следователя в ситуации работы с потерпевшими при возникновении острой реакции на стресс // Юридическая психология. 2012. № 3. С. 38–40.

2.                    Законопроект № 173958-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской                Федерации                в     целях     совершенствования     прав     потерпевших     в      уголовном судопроизводстве (в части расширения прав и обязанностей потерпевшего, а также улучшения правового положения несовершеннолетних потерпевших)» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: сайт. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=173958-6&02 (дата обращения: 18.01.2017).

3.                    Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З // ЭТАЛОН-ONLINE: сайт. URL: http://etalonline.by/?type=text®num=HK9900295#load_text_none_1_ (дата обращения: 18.01.2017).