Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2017г.

Право на защиту пронизывает все уголовное судопроизводство, его правильная реализация является главной и основополагающей составляющей справедливой и объективной системы правосудия. Этим правом обладает каждое лицо, будь то подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или иные участники уголовного судопроизводства, независимо от его гражданства, пола, расы, вероисповедания, возраста, социального статуса или имущественного положения. Данное положение закреплено в ст. 45 Конституции РФ, которая гласит:«государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется и  каждый  вправе защищать свои права и  свободы всеми  способами, не запрещенными законом», и в ст. 48,согласно которой «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи».

Осуществление данного права сопровождается с определенными процессуальными и организационными особенностями, в зависимости от характерных признаков участника уголовного процесса как носителя права на защиту. К таким характерным признаком относят возраст, пол, наличие физических или психических недостатков, владение языком судопроизводства, а также осуществлённого им общественно-опасного деяния и особенностей рассмотрения уголовного дела в суде.

Обеспечения права на защиту, как основополагающий принцип получает особое значение в производстве по уголовным делам о преступлениях лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18-летнего возраста. Специфичность положения несовершеннолетнего лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, находит правовое закрепление уголовно-процессуального, уголовно-правового законодательстве. Об этом свидетельствует установленный в главе 50 УПК РФ специальный правовой подход в отношении несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства.

Стоит заметить, что с целью гарантии конституционных прав детей и повышения их социально- правовой защищенности, были сформированы «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года[1]. В рамках очередного этапа социально- экономического развития страны необходимым явилась разработка и принятие следующего документа —

«Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы»[2]. Эта стратегия принята с целью обеспечить достижение международных стандартов в области защиты прав детей, которые признаны мировым сообществом как приоритетные. Данный документ разработан на основе Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012—2015 годы. В содержании этого документа речь идет о важности формирования общепринятых подходов к формированию целей и направлений деятельности в решении актуальных проблем детства. Основополагающим является следующие: недопустимость всех форм насилия и жестокого обращения с детьми, содействие появлению дружественных к ребенку услуг и систем, обеспечение прав детей в ситуациях наибольшей их уязвимости.

Учитывая данные требования к осуществлению правосудия и особую категорию подзащитных, представляется весьма необходимым проанализировать целостность регулируемых общественных отношений по уголовным делам в отношении не совершеннолетних в досудебных стадиях уголовного производства.

Конституция РФ закрепляет за каждым право на гарантированное получение квалифицированной юридической помощи, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, бесплатной. В действующей редакции УПК РФ предусмотрен механизм осуществления конституционного положения, распространяющегося на лиц, обладающих процессуальным статусом подозреваемого (обвиняемого). Так, в соответствии сч.3 ст.51 УПК РФ, в случае несовершеннолетия подозреваемого, наряду с требованием об обязательном участии защитника, определено правило, в соответствии с которым следователь, дознаватель или суд обязаны обеспечить участие защитника, если он не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем. В перечисленных случаях отказ от защитника не является обязательным для дознавателя, следователя и суда (ч.2 ст.52 УПК РФ). Исходя изч.7 ст.49 УПК РФ адвокат не в праве отказаться от принятой на себя защиты. Одно и то же лицо не может быть защитником двух подозреваемых или обвиняемых, если интересы одного из них противоречат интересам другого (ч.6 ст.49 УПКРФ). Одной из важнейших гарантий реализации подозреваемым (обвиняемым) права на получение квалифицированной юридической помощи на стадиях досудебного производства является то, что в качестве защитников допускаются только адвокаты, и лишь в стадии судебного разбирательства наряду с адвокатом может быть допущено иное лицо по ходатайству обвиняемого (ч.2 ст.49 УПК РФ). Указанное требование находит отражение в положениях международных документов: п.2 ст.40 Конвенции ООН о правах ребенка (1989),п.п. 7.1, 15.1 Пекинских правил, которые определяют, что несовершеннолетний имеет право быть представленным адвокатом. Немалое значение это правило принимает в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, поскольку обеспечивает фактическое уравнивание прав следователя и дознавателя по производству уголовного преследования и прав несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на защиту от него. В этой связи, вполне оправданным является мнение авторов, считающие, что только адвокат может оказывать  несовершеннолетним грамотную и квалифицированную правовую помощь, в которой они объективно нуждаются, так как не  способные в силу своих возрастных особенностей не способные полноценно воспользоваться закрепленными законом процессуальными правами.

Российское законодательство устанавливает требования, предъявляемые к адвокату, чем обеспечивается гарантия на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе, несовершеннолетними.. К  адвокатской деятельности  допускаются лица, соответствующие требованиям, установленным ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности[3]» с пройденным квалификационным экзаменом, подтверждающий уровень теоретических и практических знаний, необходимый для осуществления адвокатской деятельности на профессиональной основе.

Исходя из этого, можно говорить о том, что на сегодняшний момент существует правовая основа для оказания квалифицированной юридической помощи лицам, находящимся в статусе в подозреваемого (обвиняемого) в досудебных стадиях уголовного процесса. Однако применительно к уголовным делам в отношении несовершеннолетних проблема оказания квалифицированной юридической помощи имеет особые аспекты.

Требования международных стандартов, устанавливают применение специальных правил к отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних. Российское законодательство должно обеспечить соответствующие нормы и предусмотреть особый подход к несовершеннолетнему обвиняемому и его защиты со стороны адвоката. В данном случае целесообразно выдвинуть дополнительные требования, касающиеся квалификации адвоката, принимающее уголовное дело в отношении несовершеннолетнего. Предполагается, что помимо правовых знаний и навыков, адвокатам необходимо обладать знаниями в области психологии, педагогики, в сфере применения ювенальных технологий[1, с.365].

Многие ученые, разрабатывающие данную проблематику, приходят к выводу о необходимости создания в России специализированных ювенальных адвокатских палат, финансируемых государством. Однако, на сегодняшний момент времени создание специализированных ювенальных адвокатских палат влечет трудности, связанные с появлением финансовых затрат государства и проблему их создания в малонаселенных районах. Выходом из данной ситуации представляется более рациональная мера, как систематическое повышение профессионального уровня адвокатов, организованного адвокатской палатой, по средствам проведение курсов повышения квалификации, аудиторных лекций, круглых столов с приглашением психологов, педагогов, специалистов в области ювенальных технологий. Межведомственное сотрудничество, направленное на эффективное взаимодействие адвокатуры с другими правоохранительными и правоприменительными органами, осуществляющими свою каждодневную профессиональную деятельность с несовершеннолетними, совершившими преступное деяние, в свою очередь будет плодотворно сказываться на их работе. Еще одним предложение может послужить создание специализации адвокатов, осуществляющих защиту несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых.

Хотелось бы отметить, что на практике для оказания квалифицированной юридической помощи несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому), недостаточно только имеющихся знаний адвоката в области юриспруденции, по тому, как и опыт работы играет важную роль. В этой связи вытекает ещё один аспект, обусловленный качеством оказания квалифицированной юридической помощи несовершеннолетнему подозреваемому. В уголовном судопроизводстве право защиты осуществляется со вступления адвоката в уголовное дело по приглашению подозреваемым или его назначением дознавателем, следователем или судом (ст.50 УПК РФ). Участие защитника по приглашению оплачивается самим подозреваемым (обвиняемым) либо его законным представителем. Исходя из анализа судебной практики, выяснилось, что большое количество несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности – это дети из неблагополучных в материальном отношении семей. Их родители не имеют возможности заключить соглашение о защите с тем адвокатом, кто, с их точки зрения, достигнет желаемого результата по защите ребенка. В таком случае, исходя из ч.2 и 5 ст.50 УПК РФ защитник назначается, и его оплата осуществляется за счет средств федерального бюджета. В данном случае появляется вероятность подлинной реализации права несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на получение квалифицированной юридической помощи, выраженной в участие начинающих адвокатов, адвокатская практика которых составляет менее или чуть более одного года. К тому же сами адвокаты не скрывают, что общий уровень качества бесплатной юридической помощи ниже оказываемой по соглашению [1, с.363]. Выходом из данной ситуации может послужить включением в УПК РФ нормы, предусматривающей требование к адвокату- защитнику работающему в интересах несовершеннолетнего, такого как: поданной категории уголовных дел должен привлекаться адвокат, имеющий стаж работы не менее двух лет.

Для эффективной реализации права несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на получение квалифицированной юридической помощи в досудебных стадиях процесса важно установить контакт между адвокатом и несовершеннолетним. Только при наличии контакта адвокат сможет выяснить все обстоятельства дела, личностную характеристику несовершеннолетнего, мотивы совершения преступления и механизм преступного поведения, а также выяснить влияние на несовершеннолетнего лиц старших по возрасту, условия его жизни и воспитания, установить обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, смягчения наказания. Впоследствии эти обстоятельства повлияют на индивидуализацию применяемых уголовно-правовых мер, а также учитываться в работе по его ресоциализации [2, с.171].

Переходя к вопросу по защите прав несовершеннолетних потерпевших, нужно отметить, что проблема защиты прав потерпевших от преступлений занимает особое место в философии правосудия. Очевидно, что одной из задач правосудия является наказание лица, преступившего закон. Именно по этой причине обвинитель в суде выступает от имени государства или всего народа. При этом если права и законные интересы потерпевшего от преступления небыли обеспечены правосудие не будет считаться свершившимся. Ведь наказание преступника и обеспечение прав потерпевшего от преступления - не всегда одно и то же[1, с. 365].

С принятием ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве»[4] были переработаны и дополнены правовые аспекты, которые дали возможность выполнения принципа состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве, что обеспечило защиту их прав и законных интересов потерпевших, в том числе и несовершеннолетних.

Первым измененным аспектом совершенствования прав потерпевших является то, участие адвоката в качестве представителя несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста 16 лет, в отношении которого   произведено   преступное   деяние   против   половой   неприкосновенности,   обеспечивается дознавателем, следователем или судом, по ходатайству законного представителя данного потерпевшего. В этом случае расходы на оплату труда адвоката компенсируются за счет средств федерального бюджета (ст. 45 УПК РФ). При этом если имеются основания полагать, что действия законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего наносят ущерб интересам несовершеннолетнего потерпевшего, то он может быть отстранен от участия в уголовном деле. Это происходит на основании постановления дознавателя, следователя, судьи или определения суда. Тогда к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего (ч. 2.2 ст. 45 УПК РФ).

Следующим аспектом выступят нормы, определяющие особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего (поправки к ст. 191 УПК РФ). Так, участие педагога или психолога стало обязательным, при условии проведения следственных действий в отношении несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего шестнадцатилетнего возраста. Это же положение распространяется в случае достижения этого возраста, но несовершеннолетний страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии.

Часть 4 ст. 191 УПК РФ закрепляет то, что по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно в обоих вышеприведённых случаях. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Стоит напомнить, что ранее присутствие таких специалистов было обязательно только для детей, не достигших 14 лет.

Кроме того, в ч. 1 ст. 191 УПК РФ закреплено предельная продолжительность совершения упомянутых следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в зависимости от его возраста. Так следственные действия с данными участниками в возрасте до 7 лет не могут продолжаться без перерыва более 30 мин., а в общей сложности более одного часа. Если возраст от 7 до 14 лет, то более одного часа, а в общей сложности более двух часов. К потерпевшему или свидетелю в возрасте старше 14 лет, более двух часов, а в общей сложности более четырех часов в день.

При этом ч. 3 ст. 191 УПК РФ позволяет следователю не допустить к участию в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля его законного представителя и (или) представителя, если это противоречит интересам несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. В этом случае следователь обеспечивает участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

Применение видеозаписи или киносъемки стало обязательным в ходе следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Исключения составят случаи, когда несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает. Этот аспект безусловно положительный, направленный на исключение вторичной виктимизации жертв, т.е. повторного эмоционального переживания ими обстоятельств совершенного в отношении их деяния при даче показаний в суде [3, с.53]. Еще в 1995 г. в рамках IX Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию было обращено внимание на целесообразность не допросов в судах несовершеннолетних жертв преступлений, а воспроизведения видеозаписи их показаний, данных в досудебном производстве[3, с.55].

Кроме того, оглашение показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования, а также фото- и видеоматериалов, сделанных в ходе допросов, осуществляются в отсутствие несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля без проведения допроса. Тем не менее, законодатель предусмотрел право, по которому стороны (по ходатайству) или суд (по собственной инициативе) смогут выносить мотивированное решение о необходимости допросить несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля повторно (ч. 6 ст. 281 УПК РФ). Воспроизводимые в суде показания ребенка, данные вскоре после совершения преступления, когда он еще помнит многие детали, намного ценнее тех показаний, которые ребенок может дать в суде лично. С точки зрения психологии ребенка, повторный допрос может быть расценен как недоверие к его словам[5, с.76]. Из этого следует, что вышеуказанная замена может снять эту психологическую проблему.

Подводя итог всему изложенному, следует заметить, что в целом отечественное уголовно- процессуальное законодательство заложило необходимую основу для эффективной реализации права несовершеннолетнего, выступающего как на стороне обвинения, так и на стороне защиты или же быть иным участником правоотношений, на получение квалифицированной юридической помощи в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Однако реальный механизм реализации указанного права постоянно совершенствуется, вносятся поправки. Это свидетельствует о существующих проблемах, с которыми сталкивается на практике несовершеннолетний участник уголовного судопроизводства. Данная проблема не остается без внимания государства, о чем свидетельствует принятие «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы», которая устанавливает требования становления дружественного к ребенку правосудия.

 

Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 года № 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)"

2 Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

3Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-Ф «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

4Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные

акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве"

 

Список литературы

 

1.   Корякина З. И. Нарушения права на защиту несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в досудебном уголовном судопроизводстве // Молодой ученый. 2013. №3. –С. 363-366;

2.Машинская Н. В.Гарантии права на получение квалифицированной юридической помощи несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, в свете становления дружественного к ребенку правосудия // Ленинградский юридический журнал. 2015.№ 2 (40). С 169—176;

3. Тетюев С.В. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: учеб.пособие / под ред. А.В. Кудрявцевой. – М., 2007. 151с.

4.    Тюстина Г.Г. Защита прав несовершеннолетних девиантного поведения: Монография / Г.Г. Тюстина — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. – 134 с. ISBN 978-5-00047-336-8 5.Челышева О.В. Психологические особенности следственных действий с участием малолетних потерпевших // Ученые записки юридического факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. СПб., 1997. № 2. – С. 74-80.