Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОВОДЫ И ОСНОВАНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА О НЕВЫПЛАТЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ПЕНСИЙ, СТИПЕНДИЙ, ПОСОБИЙ И ИНЫХ ВЫПЛАТ

Авторы:
Город:
Ижевск
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

 

Данная статья посвящена актуальному вопросу о наличии поводов и оснований возбуждения уголовного дела о невыплате заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат. Также определяется роль Федеральной инспекции труда в решении указанного вопроса. Предлагается дополнить часть 1 статьи 140 УПК РФ.

Ключевые слова: повод, основание, возбуждение уголовного дела, невыплата заработной платы, пенсии, стипендии, пособий, роль Федеральной инспекция труда

 

REASONS AND GROUNDS FOR A CRIMINAL CASE REGARDING NON-PAYMENT OF WAGES, PENSIONS, STIPENDS, ALLOWANCES AND OTHER PAYMENTS

Kalugina E.A.

Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education «Udmurt State University» (UdSU)

This article is devoted to topical issues of reasons and grounds for a criminal case regarding non-payment of wages, pensions, stipends, allowances and other payments. Also it is defined the role of the Federal labor inspectorate in solving of this question. It is proposed to add the part 1 of Article 140 of the Russian Federation Code of Criminal Procedure.

Keywords: reasons, grounds, initiation of criminal case, non-payment of wages, pensions, stipends, allowances, role of the Federal labor inspectorate.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики на 1 декабря 2015года, по сведениям организаций (не относящихся к субъектам малого предпринимательства), суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила 3900 млн. рублей и по сравнению с 1 ноября 2015г. увеличилась на 395 млн. рублей (на 11,3%)[2]. В то же время в Удмуртской Республике просроченная задолженность по заработной плате в течение 2015 года выросла на 193% или 34,905 млн. рублей; по состоянию на 1 января 2016 года размер просроченной задолженности по заработной плате составил 52,957 млн. рублей [3]. Наибольший размер просроченной задолженности наблюдается в предприятиях обрабатывающего производства — 37,784 млн. рублей или 71% от совокупного объема задолженности.

Вопрос о невыплате заработной платы стоит очень остро как на федеральном, так и региональном уровнях. Как показывает анализ практики, наиболее распространенным поводом для возбуждения уголовного дела о невыплате заработной платы является заявление о преступлении в федеральную инспекцию труда или прокуратуру [1].

Принятие заявления и сообщения состоит из двух взаимосвязанных элементов: приема и регистрации. В соответствии с требованиями УПК РФ подаваемые письменные заявления о преступлении должны быть подписаны заявителем, а устные — оформлены протоколом, который подписывают заявитель и должностное лицо, которое приняло заявление. Отказ в приеме заявления может быть обжалован в порядке статей 124, 125 УПК РФ.

Как правило, граждане сначала подают заявления в Федеральную службу по труду и занятости и ее территориальные органы. К письменному заявлению предъявляются требования, установленные ст.7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [13]. По фактам, указанным в заявлении, должностными лицами проводится проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Поводом к возбуждению уголовного дела в указанном случае будет выступать сообщение, которое содержится в представленных материалах проверки, направляемых в следственные подразделения Следственного комитета РФ. Материал в полном объеме собирается до возбуждения уголовного дела государственными инспекторами труда, которые самостоятельно решают вопрос о том, имеются ли основания к возбуждению административного производства или уголовного дела.

Ч.2 ст.140 УК РФ определяет основания для возбуждения уголовного дела, к которым относятся достаточные данные, указывающие на признаки преступления. В уголовно – правовом смысле понятие «признаки преступления» включает в себя все признаки состава преступления, а в уголовно – процессуальном смысле, указанном в ч. 2 ст. 140 УПК РФ, – только признаки общественно опасного деяния и наступивших общественно опасных последствий. Следовательно, выявить преступление по ст. 145.1 УК РФ – значит установить на основании собранных данных следующее: 1) исследуемое событие имело место быть в действительности – по документам, которые представлены заявителем в Государственную инспекцию труда о невыплате заработной платы, пособий и иных выплат либо по материалам проверки; 2) событие содержит признаки преступления, изложенные в ст. 145.1 УК РФ. В этих случаях уголовное дело должно быть возбуждено немедленно.

Таким образом, производство по материалам о невыплате заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат начинается с момента получения уполномоченными должностными лицами Федеральной инспекции труда заявления (сообщения) о преступлении и принятия мер, предусмотренных законом, для проведения проверки полученной информации.

Фактически должностные лица федеральной инспекции труда обязаны привлекать неопределенный круг лиц для проведения проверки (проведения осмотра документов о невыплате заработной платы, запрашивать документы из налоговой службы об отчислениях налога на заработную плату и получения объяснения и т.д.) для решения в последующем вопроса о возбуждении уголовного дела или административного производства.

Федеральным законом РФ от 4 марта 2013г. № 23 – ФЗ введен п. 1.1. ч. 1 ст. 144 УПК РФ, предусматривающий разъяснение прав и обязанностей лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, и обеспечение им возможности осуществления этих прав в части производимых процессуальных действий и принимаемых процессуальных решений, затрагивающих их интересы, также право пользоваться услугами адвоката, и право приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа.

Таким образом, по результатам проверки сообщения о преступлении могут появиться фактические основания для возбуждения уголовного дела.

Буквальное толкование норм УПК РФ, позволяющих принимать решение о возбуждении уголовного дела на основе фактических данных, означает, что выводы дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, органа дознания не могут опираться на слухи или иные непроверенные источники. Каждое поступившее сообщение о преступлении должно быть рассмотрено индивидуально, собранные материалы тщательно изучены, проанализированы и оценены [10].

Пределы проверки сообщения о невыплате заработной платы, пенсий, пособий и иных выплат, содержащего признаки преступления, ограничены задачами стадии возбуждения уголовного дела. В ходе проверки устанавливается, действительно ли имело место событие в виде невыплаты заработной платы, какова сумма неуплаты, сколько месяцев  не выплачивалась заработная плата, о чем  указывается  в заявлении или сообщении, содержит ли оно признаки преступления.

Для принятия решения о возбуждении уголовного дела достаточно, если имеющиеся объективные данные свидетельствуют о самом факте невыплаты заработной платы, содержащего признаки преступления и минимума признаков деяния, позволяющих юридически квалифицировать его как подпадающего под признаки ст. 145.1 УК РФ.

В  любой стадии уголовного  процесса  фактические  данные  оцениваются по  внутреннему убеждению уполномоченных должностных лиц. Вопрос о том, достаточно ли тех или иных сведений, для того чтобы сделать вывод о наличии готовящегося, совершаемого или совершенного деяния, содержащего признаки преступления, в каждом случае определяется должностным лицом, рассматривающим вопрос о возбуждении уголовного дела[10]. Необоснованное расширение пределов проверки сообщения о преступлении затягивает решение вопроса о возбуждении уголовного дела, создавая условия для уничтожения следов преступления. В некоторых случаях в интересах наиболее оперативного установления оснований для возбуждения уголовного дела, ведомственными актами устанавливается дополнительная информационная характеристика оснований, необходимых для принятия решения по сообщению о деянии, содержащем признаки преступления. Например, совместный приказ Генпрокуратуры РФ № 70, МВД РФ № 122 от 27.02.2010 «Об утверждении инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан» [4].

В приказе Министерства  юстиции Российской Федерации от 2 мая 2006 г. № 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях» указано: «Проверочные действия включают в себя действия должностного лица, связанные с выездом на место происшествия, принятие мер по обеспечению сохранности следов, кинофотосъемки и видеозаписи, получения объяснения, предъявления требований, поручений, запросов в пределах их полномочий в учреждения, предприятия, организации независимо от формы собственности, должностным лицам и гражданам и другие проверочные действия»[5]. Аналогичные положения содержит Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 11 июля 2006 г. № 250 «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях» [6]; Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 2 мая 2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [8]. В соответствии с п.32 Приказа Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 72 г. «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» в ходе проверки сообщений о преступлении правомочные должностные лица Следственного комитета в пределах полномочий, предоставленных УПК, и в зависимости от конкретных обстоятельств проводят первоначальные следственные и иные процессуальные действия [7].

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (ст.357 ТК РФ) [11].

Полномочия федеральной инспекции труда в соответствии со ст. 356 ТК РФ, как и других вышеперечисленных органов, связаны с выполнением надзора, контроля, привлечением лиц к ответственности, исследованием обстоятельств правонарушений, инициировании судебных разбирательств по факту нарушения законодательства и приостановления деятельности организаций и ее подразделений [11]. Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» федеральная инспекция труда обязана независимо от способа подачи заявления или жалобы зафиксировать факт обращения работника в Федеральную инспекцию труда и провести проверку по данному заявлению в течение 20 рабочих дней [14]. Однако, часть 1 ст.12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает сроки рассмотрения заявлений в течение 30 суток [13].

Таким образом, предварительная проверка заявлений, поступающих в государственную инспекцию труда, предусмотрена: Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в которых указаны проверочные действия, проводимые государственным инспектором труда при поступлении заявления, и решения, принимаемые по результатам проверки.

С учетом изложенного, полагаем необходимым дополнить часть 1 статьи 140 УПК РФ пунктом 1.3 следующего содержания: «Поводами для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 145-145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены федеральной инспекцией труда в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права».

 

Список литературы

1.     Осипова Е.П. Методика расследования невыплаты заработной платы: дисс. … канд.юрид. наук. Псков,

2011.228 c.

2.     Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 25.01.2016).

3.     Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике [Электронный ресурс]. URL: http://udmstat.gks.ru/ (дата обращения 25.01.2016).

4.     Приказ Генпрокуратуры РФ № 70, МВД РФ № 122 от 27.02.2010 «Об утверждении инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=100783 (дата обращения 25.01.2016).

5.     Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12147054/ (дата обращения 25.01.2016).

6.     Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 11 июля 2006 г. № 250 «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2006/08/05/soobshenia-dok.html (дата обращения 25.01.2016).

7.     Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 72 г. «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/03/06/priem-dok.html (дата обращения 25.01.2016).

8.     Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 2 мая 2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12147582/ (дата обращения 25.01.2016).

9.     Симонова Т.С. Проверка повода и установление основания для возбуждения уголовного дела: дисс… канд. юрид. наук. Барнаул,2007. 220 с.

10. Тарзиманов В.М. Процессуальные аспекты проведения проверки сообщения о преступлении: дисс… канд. юрид. наук. Челябинск. 2014.227 с.

11. Трудовой кодекс РФ [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12125268/ (дата обращения 25.01.2016).

12. Уголовный процесс: учебник / А.В.  Смирнов, К.Б.  Калиновский; под общ.ред. А.В.  Смирнова. Вступит.статья В.Д. Зорькина. 6-е изд., перераб. М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. 736 с.

13. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12146661/ (дата обращения 25.01.2016).

14. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12164247/ (дата обращения 25.01.2016).