Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОКУРОРА С ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В СУДЕБНЫХ СТАДИЯХ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ СИБИР

Авторы:
Город:
Кемерово
ВУЗ:
Дата:
30 января 2016г.

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты взаимодействия прокурора с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в судебных стадиях производства по уголовным о преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия в приграничных регионах Сибирского федерального округа. Приводятся рекомендации преодоления противодействия (незаконного воздействия на свидетелей и потерпевших) со стороны защиты.

Ключевые слова: Прокурор, незаконный оборот оружия, оперативно-розыскная деятельность, преодоление противодействия.

Summary: In article aspects of interaction of the prosecutor with the bodies which are carrying out operational search activity, in judicial stages of production on criminal cases about the crimes connected with arms trafficking in border regions of Siberian federal district are considered. Recommendations of overcoming of counteraction (illegal impact on witnesses and victims) are provided from protection.

 Keywords: Prosecutor, arms trafficking, operational search activity, counteraction overcoming.

    Практика показывает, что иногда на потерпевших и свидетелей, как в ходе предварительного следствия, так и по его окончанию оказывается незаконное воздействие со стороны преступников, их недобросовестных адвокатов и родственников. Поэтому, как удачно заметил В.И. Бояров, свидетель не только главный, но самый нестабильный источник доказательств в уголовном процессе [1].

     В ряде случаев взаимодействие прокурора с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее - органы ОРД), необходимо для успешного уголовного преследования и преодоления противодействия защиты в судебных стадиях уголовного разбирательства.

    УПК РФ предоставил право государственному обвинителю собирать дополнительную информацию, но пока не установил, каким образом эта деятельность может осуществляться, чтобы собранная информация могла стать доказательством [2]. Дискуссионным представляется вопрос о допустимости представления государственным обвинителем доказательств, которые не были предметом исследования в процессе предварительного расследования. Бесспорным представляется то, что государственный обвинитель вправе заявлять ходатайства об истребовании дополнительных документов, о вызове дополнительных свидетелей и т.д.

  Однако, когда в ходе судебного разбирательства произойдет отказ или изменение показаний потерпевшего или свидетелей (одного либо нескольких) или прокурору поступают сведения из других источников о незаконном воздействии на указанных лиц со стороны защиты, мы рекомендуем государственному обвинителю в целях преодоления такого противодействия принять соответствующие меры, в т.ч. путем взаимодействия с органами ОРД.

    Сведения, предоставленные в суд органами, осуществляющими ОРД, подтверждающие незаконное влияние на участников судопроизводства, вызвавшее изменение или отказ от ранее данных показаний, а также другие значимые для рассмотрения дела обстоятельства, в определенных случаях служат «спасением» для доказательной базы государственного обвинения, при надлежащей оценке их судом.

   Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются согласно ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», в т.ч. ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела [3].

Также, оперативно-розыскные мероприятия проводятся по заведенному делу оперативного учета или в рамках оперативной проверки по поступившей информации.

По уголовным делам о преступлениях, для выявления, предупреждения и раскрытия которых заведены

дела    оперативного    учета,    соответствующими     органами    согласно    ведомственных     (секретных)     актов осуществляется так называемое оперативное сопровождение до вступления в силу обвинительного приговора.

   Таким образом, мы считаем возможным рекомендовать для преодоления вышеуказанного противодействия уголовному преследованию прокурору инициировать проведение соответствующих ОРМ посредством направления информации органам, осуществляющих  оперативно-розыскные мероприятия, с изложением обстоятельств судебного заседания, касающихся изменения или отказа от показаний, данных на предварительном следствии, т.е. возможных признаках преступлений, предусмотренных ст.ст. 307 и 309 УК РФ. В данной информации необходимо поставить вопрос перед руководителем органа ОРД о необходимости в короткие сроки проверить изложенные сведения и о результатах сообщить прокурору. Проведение оперативно-розыскных мероприятий в данной ситуации по нашему мнению будет отвечать целям защиты прав потерпевшего, обеспечения безопасности общества от преступных посягательств.

   В этом случае, по уголовным делам, по которым осуществляется оперативное сопровождение возможно проведение всего комплекса  оперативно-розыскных мероприятий по установлению интересующих судебное следствие обстоятельств. По делам другой категории, необходимо помнить, что в целях дальнейшего использования результатов ОРД они должны отвечать требованиям, предъявляемым к доказательствам Уголовно- процессуальным кодексом. Так, проводимые в рамках оперативной проверки мероприятия согласно установленного законом перечня,  не могут  ограничивать конституционные права человека и гражданина и должны быть направлены на раскрытие преступления по тяжести не менее средней. К примеру, в указанном случае (по преступлениям небольшой тяжести) проведение таких оперативно-розыскных мероприятий как прослушивание телефонных переговоров и оперативный эксперимент в рамках оперативной проверки информации прокурора не допускается.

   Представление результатов оперативно-розыскной деятельности в суд согласно ст. 7 ФЗ «Об ОРД» осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

    Таким образом, предложенная методика преодоления противодействия уголовному преследованию в судебных стадиях разбирательства  посредством взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, возможна для использования государственными обвинителями для эффективной деятельности. Кроме того, данная методика получила позитивную апробацию в различных судебных разбирательствах в Республике Тува по уголовным делам о незаконном обороте оружия.

 

Список литературы

1.      Бояров  В.И.     Убийства,    совершенные  в     процессе    противостояния  организованных  преступных группировок. Харьков, 1998. С. 77.

2.      Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета от 22 декабря 2001 г. № 249.

3.      Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349.