Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРЕСТУПНОЕ БЕЗДЕЙСТВИЕ ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
30 января 2016г.

   Понятие бездействия является категорией уголовного права как в российском, так и в зарубежном праве. Однако в российском праве институт уголовной ответственности за бездействие не до конца разработан. В связи с этим представляется важным провести анализ уголовного законодательства о бездействии стран романо- германской и англо-саксонской правовых семей с целью совершенствования российского законодательства.

    Как показывает анализ специальной литературы бездействие (an omission) по законодательству Англии и США возникает только в случае, когда на субъекта возложена обязанность совершать какие-либо действия возникает общим правом или статутом. Ответственности за бездействие, которое возникает из установленной общим правом обязанности спасать другого человека от причинения ему физического вреда, то, можно сказать, что такая обязанность является аксиомой и не нуждается в доказывании. Обращает на себя внимание тот факт, что число статутов, в которых устанавливаются соответствующие обязанности, постоянно возрастает – большей частью такого рода предписания можно встретить в законодательных актах о дорожном движении Англии, США, Австралии. Эта тенденция характерна и для российского права: вместе с усложнением общественных отношений возрастает и число составов преступлений, совершаемых в форме бездействия.

   Особенностью уголовно-правовой ответственности за бездействие в англо-саксонском праве является предоставление доказательств того, что имело место действие или бездействие. Предположим, что действие состояло в нанесении ранения какому-либо человеку, и существует доказательство того, что, несмотря на то, что обвиняемый держал нож в руке, другой человек силой, против его воли, рукой обвиняемого нанес рану потерпевшему. В таком случае обвиняемый не виновен в нанесении ранения, так как происшедшее не было его действием. В его поведении имеет место бездействие. Аналогичным образом, решается вопрос об ответственности лица за нанесение побоев, если оно не могло контролировать свои действия в случае болезни, например, вызвавшей конвульсии. В первом случае движение обвиняемого не было добровольным, а событие, имевшее место, произошло против его воли или, по меньшей мере, без наличия воли с его стороны. Во втором примере у обвиняемого отсутствовало сознание, вследствие чего он не мог проявить свою волю, и поэтому ни одно движение его тела не было добровольным [3].Из этого правила, однако, существует исключение, согласно которому действие, совершенное в состоянии интоксикации, вызванной алкоголем или наркотическим веществом (иным, чем снотворное или седативное средство), ведет к возникновению уголовной ответственности.

    Подход к понятию преступного бездействия в странах романо-германского права иной. В частности, ученые-юристы Левассер, Шаван и Монтрей понимают бездействие через наличие преступных последствий: «Если умышленное бездействие лица повлекло последствия, подобные тем, что были бы причинены действием, запрещенным уголовным законом, может ли такое лицо быть привлечено к уголовной ответственности?» [2].

   Понятие бездействия в странах романо-германского права изложены в ряде нормативных актов. Приведем некоторые примеры.

    Так, ст. 11 УК Испании гласит: «Преступления и проступки совершаются путем бездействия, когда неисполнение особой юридической обязанности, возложенной на виновного, приравнивается законом к исполнению преступления. Бездействие приравнивается к действию: а) когда существует особая обязанность действовать, вытекающая из закона или договора; б) когда виновный своим предыдущим действием или бездействием подверг опасности юридически защищаемое право» [6]. Это значит, что бездействие рассматривается как разновидность действия, направленного на невыполнение той или иной обязанности.

   Параграф 2 УК Австрии устанавливает, что «если закон ставит под угрозу наказания наступление определенного результата, то он только тогда подлежит наказанию, когда лицо бездействует, не предотвращая его наступление, хотя оно вследствие возложенных на него обязательств юридически было обязано не допускать этого, и если бездействие соответствует выполнению состава деяния путем действия» [4]. Анализ данного понятия также позволяет говорить, что в основе представлений о бездействии в уголовном праве Австрии лежит представление об уголовной ответственности за неисполнение возложенных обязанностей.

   В соответствии с параграфом 13 УК Германии ответственность за бездействие несет то лицо, которое «вызывает наступление последствия, предусмотренного составом преступления», когда лицо юридически было обязано не допустить наступления последствия и «если бездействие соответствует выполнению состава преступления» [7].

   Сопоставление признаков понятие бездействия в российском и зарубежном праве позволяет признать близость отечественного подхода к романо-германскому праву. Общей позицией  в российском, немецком, французском праве является признание того, что преступление – это всегда деяние, которое может выражаться в форме преступного действия и преступного бездействия.

   Бездействие, как в российском, так и зарубежном праве, – это неисполнение обязанности. Так, убийство согласно УК Голландии [5] может быть совершено как действием (телодвижением), так и бездействием (отказ матери от кормления грудного ребенка). Особенностью российского, немецкого и голландского уголовного права является то, что преступное деяние должно быть следствием либо осознанного действия, либо бездействия виновного в преступлении лица. Осознанность является одним из основных условий признания действия преступным. Неосознанные действия не расцениваются как деяния в уголовно-правовом смысле этого слова.

   Рефлекторные телодвижения или движения, совершенные во время сна либо в бессознательном состоянии, даже если они причинили кому-нибудь вред, не преступны. Действие расценивается как непроизвольное (т.е. исключающее ответственность), если оно было совершенно под физическим принуждением (например, если человека толкнули на стеклянную витрину магазина). Согласно российскому уголовному праву, если физическое принуждение не исключало для лица возможность действовать по своей воле, то оно не освобождается от уголовной ответственности, однако примененное к нему насилие при этом рассматривается как обстоятельство, смягчающее ответственность при назначении наказания.

   Бездействие же может быть как осознанным, так и неосознанным. Для признания бездействия преступным необходимо наличие трех условий: а) лицо имело возможность действовать; б) лицо осознавало свою возможность действовать и в) лицо, в силу предписаний закона, было обязано действовать. Параграф 13 УК ФРГ устанавливает: «Кто, бездействуя, вызывает последствия, предусмотренные составом деяния, подлежит наказанию только тогда, когда он юридически был обязан не допускать последствия и если бездействие соответствует выполнению состава деяния путем действия» [1].

   Данное положение немецкого законодательства может быть востребовано в российском праве. Смысл данной нормы состоит в том, что лицо, которое обязано выполнять свой долг уклоняется от исполнения своих обязанностей. Например, полицейский или государственный инспектор, осуществляющий контроль и надзор, не сообщает о преступлении, если это входит в круг его обязанностей. Основанием уголовной ответственности в данном случае будет являться а) особый долг для особых субъектов; б) ответственность за определенные источники опасности (в сущности – долг надзора или контроля).

    В связи с этим российское законодательство может быть дополнено статьей 303.1 УК РФ, которая должна быть изложена в следующей редакции: 

«Статья 303.1 Несообщение о преступлении

1.      Несообщение информации о готовящемся или совершенном преступлении, которым причинен значительный ущерб, лицом, наделенным обязанностями контроля и надзора - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2.    Несообщение информации о готовящемся или совершенном преступлении, вызвавшем смерть двух и более лиц, лицом, наделенным обязанностями контроля и надзора наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.»

 

Список литературы

1.      Кравцов Р.В. Преступное деяние в уголовном праве России, ФРГ, Нидерландов: сравнительный аспект // Сибирский юридический вестник. 2007. № 3. С. 38-45.

2.      Крылова Н.Е. Уголовное право зарубежных стран. М., 2013. 498 с.

3.      Романов А.К.Правовая система Англии : учеб. пособие. М. : Дело, 2000. 389 с.

4.      Уголовный кодекс Австрии / пер. с нем. М.: Зерцало-М, 2001. 98 с.

5.      Уголовный кодекс Голландии. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2001.- 89 с.

6.      Уголовный кодекс Испании / под ред. и с предисл. Н. Ф. Кузнецовой, Ф. М. Решетникова. М.: Зерцало, 1998.- 100 с.

7.      Уголовный кодекс ФРГ / пер. с нем. М.: Зерцало, 2000. 210 с.