Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
30 января 2016г.

   Международным сообществом принято более десятка документов (договоров, конвенций, протоколов), направленных на борьбу с терроризмом и террористическими преступлениями. Эти преступления представляют серьезную угрозу международной и национальной безопасности. Согласно ч. 2 ст. 1 УК РФ28, отечественное уголовное законодательство основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права.

    Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973), требует, чтобы была установлена уголовная ответственность за «преднамеренное убийство, похищение или другое нападение против личности или свободы лица, пользующегося международной защитой, насильственное нападение на официальное помещение, жилое помещение или транспортное средство такого лица», а также за угрозу совершить такое нападение, тогда как УК РФ (ст. 360) предусматривает ответственность только за нападение на лиц, пользующихся международной защитой, их служебное или жилые помещения либо транспортные средства и т.д. На мой взгляд, все террористические преступления, предусмотренные международно-правовыми актами, следует воспроизводить в УК РФ в полном объеме.

     На сегодняшний день действующими являются 16 международных документов в области борьбы с терроризмом, в том числе:

-    о борьбе с захватом заложников (1979);

-    о борьбе с бомбовым терроризмом (1997);

-    о борьбе с финансированием терроризма (1999);

-    о борьбе с актами ядерного терроризма (2005);

-конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токийская конвенция, 1963);

-о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаагская конвенция, 1970);

   

28   Уголовный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954


-       о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреальская конвенция, 1971);

-о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973);

-   о физической защите ядерного материала (1979);

-   о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988);

-о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1991);

-о взаимной правовой помощи и выдаче в целях борьбы с терроризмом (2008);

-      о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации (Пекинская конвенция, 2010);

-    протоколы о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (1988);

-          о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (1998);

-    протокол к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (2005);

-    протокол, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Пекинский протокол, 2010).

     К важнейшим документам ООН (Генеральной Ассамблеи) следует относить и Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма (1994)29, Декларацию о глобальных усилиях по борьбе с терроризмом (2001)30, Декларацию по вопросу о борьбе с терроризмом (2003)31, Венскую декларацию (2004)32, а также Глобальную контртеррористическую стратегию ООН, принятую в 2006 г. в виде резолюции (60/288) и Плана действий33.

   Борьбе с терроризмом также посвящен ряд резолюций Совета Безопасности ООН, среди которых особо следует выделить резолюцию 1373 от 28 сентября 2001 г. Данная резолюция была единогласно принята в соответствии с гл. 7 Устава ООН, что делает ее обязательной для всех государств – членов ООН.

   Резолюция рекомендовала всем государствам как можно скорее ратифицировать все существующие международные конвенции и протоколы о борьбе с терроризмом. Также было заявлено, что все государства «должны     обеспечить,     чтобы     террористические    акты     квалифицировались     как     серьезные     уголовные правонарушения во внутригосударственных законах».

   Российская Федерация выполнила положения данной резолюции. 10 января 2002 г. Президент РФ подписал Указ № 6 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 г.»34, которым было предусмотрено введение уголовной ответственности за «умышленное предоставление или сбор средств, любыми методами, прямо или косвенно, гражданами Российской Федерации или на территории Российской Федерации с намерением, чтобы такие средства использовались - или при осознании того, что они будут использованы, - для совершения террористических актов».

    Помимо всеобщих международных документов действуют также региональные акты, направленные против терроризма:

-   Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 1977) и протокол о внесении изменений в нее (Страсбург, 2003)35;

-   Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Варшава, 2005)36;

-   Межамериканская конвенция по борьбе с терроризмом (Бриджтаун, 2002);

-   Конвенция Африканского союза о предупреждении и борьбе с терроризмом (Алжир, 1999) и протокол к ней (Аддис-Абеба, 2004);

 

29   Текст Декларации опубликован в сборнике "Действующее международное право", т.3, в Сборнике правовых актов 1998 г., выпуск 10, стр. 133

30   Опубликована в издании: Дипломатический вестник. 2001. № 12. С. 109 - 110

31   Интернет ресурс http://www.un.org/ 32 Интернет ресурс http://www.un.org/ 33 Интернет ресурс http://www.un.org/

34   Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, № 2, ст. 137

35   Собрание законодательства РФ. 20 января 2003 г. № 3. Ст. 202./ Россия ратифицировала данный документ с заявлением (Федеральный закон от 07.08.2000 № 121-ФЗ).

36   Собрание законодательства РФ. 18 мая 2009 г. № 20. Ст. 2393./ Россия подписала Конвенцию 17.11.2005 (Распоряжение Президента РФ от 15.11.2005 № 556-рп), ратифицировала с заявлениями (Федеральный закон от 20.04.2006 № 56-ФЗ)


-    Региональная конвенция Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии о пресечении терроризма (Катманду, 1987) и дополнительный протокол к ней (Исламабад, 2004); Конвенция АСЕАН о противодействии терроризму (Себу, 2007);

-     Арабская конвенция о пресечении терроризма (Каир, 1998); Конвенция Организации «Исламская конференция» о борьбе с международным терроризмом (Уагадугу, 1999);

-    Договор о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, 1999)37.

   Нужно отметить, что несмотря на внушительное количество международных документов, до настоящего времени отсутствует определение самого понятие «терроризм».

   Понятно, что все документы, направленные на борьбу с терроризмом преследуют важнейшую цель - запрещение всех форм международного терроризма, лишение террористови их сторонников возможности получить финансовые ресурсы, оружие и убежище38. При этом определение терроризма должно быть выработано с соблюдением надлежащей правовой процедуры, быть юридически определенным, чтобы не привести к смешению понятий «террористическая организация» и «освободительное движение», «государственный терроризм» и «деятельность национальных вооруженных сил». На наш взгляд, это крайне важно и актуально, особенно в свете событий в Украине. По мере того, как вооруженный конфликт на востоке Украины вошел в затяжную фазу, словесная война пережила определенное упорядочение. В Москве, Киеве и Донецке сложился устоявшийся набор выражений, которыми стороны характеризуют ситуацию и аттестуют друг друга. Все явно проявляют свои симпатии и антипатии. Разница в степени дипломатичности. В российских СМИ официально утвердилось обозначение «ополченцы». В Киеве противника именуют, в основном, «террористами», в том числе, на официальном уровне.

    Определение преступления «терроризм», которое было вынесено на рассмотрение разработчиков проекта конвенции в 2002 г., гласит:

«1. Любое лицо совершает преступление по смыслу настоящей Конвенции, если это лицо, с помощью любых средств, незаконно и умышленно причиняет: (А) смерть или тяжкое телесное повреждение любому лицу, или (Б) серьезный ущерб государственной или частной собственности, в том числе местам общественного пользования, государственному или правительственному объекту, объекту системы общественного транспорта, объектам инфраструктуры иокружающей среды, или (В) повреждение имущества, мест, объектов или систем, указанных вПараграфе 1 (б) настоящей статьи, которые причиняют или могут повлечь причинение крупного экономического ущерба, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста состоит в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения любого акта»39.

    Разработчики проекта конвенции спорят о том, возможно ли применение данного определения к деятельности вооруженных сил того или иного государства либо к движению за самоопределение. Многие народы добились независимости или освободились от иностранной оккупации благодаря вооруженной борьбе против собственных марионеточных правительств иливооруженных сил иностранных государств. Партизаны в Советском Союзе, Франции или бывшей Югославии, боровшиеся против армии фашистской Германии и ее союзников в годы Второй мировой войны, не были террористами. Не были террористами и повстанцы в Алжире, воевавшие против колониальной армии Франции, и повстанцы в ЮАР, свергшие в результате вооруженной борьбы режим апартеида и ополченцы в Украине. Распространение на подобные движения определения «терроризм», на наш взгляд, не соответствует его правовой природе.


37   Российская Федерация ратифицировала настоящий Договор Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. № 176-ФЗ с оговорками/ Текст Договора опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 22 ст. 2291

38   Кочои С.М. Терроризм и экстремизм: уголовно-правовая характеристика / С.М. Кочои. – М. : Проспект, 2005. – С- 56.

39   Генеральная Ассамблея ООН. Доклад Специального комитета, учрежденного резолюцией Генеральной Ассамблеи 51/210 от 17 декабря

1996 г., Шестая сессия (28 января – 2 февраля 2002 г.), приложение II, ст.2.1  

 

Список литературы

1.      Венская декларация от 2004г. [Электронный ресурс]. - http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/viendec93.shtml

2.      Доклад Специального комитета, учрежденного резолюцией Генеральной Ассамблеи 51/210 от 17 декабря 1996 г., Шестая сессия (28 января – 2 февраля 2002 г.), приложение II, ст. 2.1 [Электронный ресурс]. - http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N02/248/      19/PDF/N0224819.pdf

3.      Глобальная контртеррористическая стратегия ООН от 2006г. в виде резолюции (60/288) и Плана действий [Электронный ресурс]. - http://www.un.org/ru/terrorism/strategy-counter-terrorism.shtml

 4.      Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма от 1994г. // Сборник правовых актов 1998г., выпуск 10, стр. 133

5.      Декларация о глобальных усилиях по борьбе с терроризмом от 2001г. // Дипломатический вестник. 2001.№ 12. С. 109 – 110

6.      Декларация     по     вопросу     о     борьбе     с      терроризмом     от     2003г.     [Электронный     ресурс].      - http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/terrorism.shtml

7.      Договор о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом // Собрание законодательства РФ от 29 мая 2006 г. № 22 ст. 2291

8.      Европейская конвенция о пресечении терроризма от 1977г. // Собрание законодательства РФ от 20 января 2003 г. № 3. Ст. 202

9.      Кочои С.М. Терроризм и экстремизм: уголовно-правовая характеристика / С.М. Кочои. – М. : Проспект, 2005.

10.   Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 2005г. // Собрание законодательства РФ 18 мая 2009 г. № 20. Ст. 2393

11.   Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон: от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954

12.   Указ Президента РФ № 6 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 г.» // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, № 2, ст. 137