02 апреля 2016г.
Экстремизм (от лат. extremus – крайний) – приверженность к крайним взглядам, мерам[6]. Экстремистские проявления совершаются по мотивам идеологической, политической, социальной, расовой, национальной, или религиозной ненависти, розни либо вражды и тем самым подрывают основы конституционного строя, общественной безопасности и общественного порядка, общественной нравственности.
Болезненно проявляются проблемы экстремистского поведения молодежи в Южном федеральном округе. Здесь угроза распространения политического и религиозного экстремизма служит объективной предпосылкой роста радикальных политических настроений среди молодежи. Одним из важнейших внешних факторов, влияющих на степень распространения экстремизма среди молодежи Юга России является близость проживания к очагам национальной напряженности.
Появление на Северном Кавказе экстремистских течений, в частности ваххабизма, способствует формированию у населения русских районов исламофобии и ограничению взаимодействия органов государственной власти русских районов с лояльными мусульманскими общинами [3].
По данным опроса Алиева В.М. и Федотова П.В.[1], более половины респондентов не порицают действий нацистов и подобных им представителей крайних радикальных образований и движений. Около 1/3 опрошенных считают виновными во всех социальных бедах, в том числе росте преступности, приезжих. И только 10% полагают, что в таком многонациональном государстве как Россия могут и должны проживать люди разных национальностей, вероисповедания и убеждений.
В начале 1990-х гг. в северокавказском регионе доминировал национализм (этнонационализм). Во второй половине 1990-х гг. этнонационализм постепенно уступает место лозунгам «чистого ислама», который становится доминирующей идеологией экстремизма. Национальный и религиозный (исламский) экстремизм – достаточно взаимопроникаемы, что позволяет говорить о политико-правовом феномене национально- религиозного экстремизма, представляющего собой неоднородное и противоречивое явление и сохраняющего сложное единство[9].
Большая часть молодежи Юга России приняла пассивную позицию самоустранения от политической жизни общества и продемонстрировала чуждое отношение к демократическим ценностям, транслируемым властью, в сравнении с прагматическими нуждами повседневности, тогда как наиболее активная и малочисленная часть молодежи оказалась склонной к политическому радикализму как наиболее продуктивному способу критического отношения к существующей власти.
Следует отметить, что осведомленность молодежи в Астраханской области, Краснодарском и Ставропольском краях о молодежных движениях и экстремизме довольно высока. Только 20% опрошенных затруднились назвать какие-либо движения. 15% опрошенных ответили, что экстремистских организаций не существует.
21% опрошенных юношей и девушек к экстремистским движениям отнесли национал-патриотические молодежные объединения (скинхеды), 22% – национал-большивиков (лимоновцы). 22% знают о наличии таких религиозных движений как «ваххабизм», «салафит», «муваххидун», «джамаатисты», «эсламские экстремисты». Все опрошенные высказались против проявлений экстремизма на Северном Кавказе и в России в целом.
Следует подчеркнуть, что 43% опрошенных отнесли к экстремистским молодежным движениям также «баптистов», «буддистов», «иеговистов», «кришноитов», «субботников». И действительно, указанные «движения» завуалировано занимаются вымогательством и мошенничеством, что приводит к печальным результатам в виде материального ущерба или смерти.
Результаты анкетирования, беседы с гражданами в возрасте от 14 до 65 лет и, к сожалению, многочисленные примеры из следственной и судебной практики показывают, что в террористических актах зачастую участвуют молодые люди или такие акты способствует развитию молодежного религиозного экстремизма со стороны абсолютно законопослушных граждан.
В Уголовном кодексе РФ[8] предусмотрен целый ряд статей, связанных с экстремистскими проявлениями. Однако это явление обладает признаками латентности (скрытости). В 2001-2003 гг. в РФ не было зарегистрировано ни одного преступления, предусмотренного ст. 282.1 УК РФ «Организация экстремистского сообщества» и ст. 282.2 УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации». За период с января по ноябрь 2015 г. в России было зарегистрировано 1205 преступлений экстремистской направленности (+26,4%), в Крымском федеральном округе – 19 преступлений экстремистской направленности.[7]
Понятие экстремизма дает Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»: деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо редакций средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; создание незаконных вооруженных формирований…; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий, их финансирование либо иное содействие последним [10].
Семенцов А. выделяет такие формы экстремистских действий, как расистские, националистические, религиозные [5]. Жалинский А. предлагает выделять государственный (легальный) и экстремистский терроризм [2]. Мартыненко Б. из многочисленных форм экстремизма выделяет экстремизм политический (направленный на уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры «тоталитарного порядка»
«левого» или «правого» толка); национальный (защита «своей нации», ее прав и интересов, ее культуры и языка, с отвержением при этом подобных прав для других); националистический (стремление к отделению, обособлению) и религиозный (проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий либо жестоком противоборстве в рамках одной конфессии)[4].
Не умаляя достоинства приведенных выше классификаций и форм экстремистской деятельности, мы сделаем вывод, что экстремизм может быть внутригосударственным и международным. Внутри эти форм можно выделить и политический, и расистский, и религиозный, и идеологический, и антикультурный экстремизм.
Список литературы
1. Алиев В.М., Федотов П.В. Уголовно-правовые аспекты противодействия экстремизму // Всероссийская научная конференция «Экстремизм как социально-философское явление»: сборник научных статей. – Орёл: ОрЮИ МВД России, 2008. – С. 9.
2. Жалинский А. Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. – 1995. – № 4. – С. 23.
3. Корецкий А.В. Конфессиональные факторы межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе: Автореф. дис… канд. филос. наук. – Краснодар. – 2009.– С. 9.
4. Мартыненко Б.К. Теоретико-правовые вопросы политического терроризма (на примере России конца 80-х - 90-х годов ХХ века): Автореф. дис… канд. юрид. наук. – Ростов-на-Дону. – 1999. – С. 30-31.
5. Семенцов А.М. Институциональные формы молодежного экстремизма в российском политическом процессе: Автореф. дис… канд. юрид. наук. – Ростов н/Д. – 2007. – С. 12.
6. Советский энциклопедический словарь. – М.: – «Советская энциклопедия». – 1983. – С. 1533.
7. Состояние преступности в Росси, январь-ноябрь 2015 // Официальный сайт МВД России, 2016; Сирик М.С. Преступления террористического характера: В сборнике: Интеграция науки и практики в контексте реализации правовой политики государства: исторические и современные проблемы права и правоприменения Материалы 2-ой Международной научно-практической конференции. 2015. С. 151-155.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года (по сост. на 15 января 2015 года). – М. – 2016.
9. Улезко Э.В. Противодействие экстремизму в этнорелигиозной сфере: проблемы и перспективы эволюции государственной политики (региональный аспект): Автореф. дис… канд. полит. наук. – Ростов-на-Дону. – 2009.– С. 11.
10. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».