Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КРИТЕРИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2017г.

Впервые нормативное определение благотворительной деятельности было дано Федеральным законом от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее  – Закон). Согласно ст.1 указанного акта, под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки[1].

Анализируя его, мы можем выделить несколько базовых квалифицирующих признаков. Во-первых, эта деятельность имеет добровольный характер, т.е. осуществляется без принуждения, по собственному усмотрению благотворителей. Указанное обстоятельство исключает из числа благотворителей государственные и муниципальные учреждения социальной сферы, бюджетные учреждения здравоохранения, образования, культуры, вопросы жилищного строительства и т. п.[2], поскольку осуществление такой деятельности является их уставной деятельностью и должно рассматриваться в качестве обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению конституционных прав и гарантий граждан Российской Федерации.

Во-вторых, предметом здесь является бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) передача гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстное выполнение работ, предоставление услуг, оказание иной поддержки.

Рассмотрим подробнее признак бескорыстности. Как следует из определения Закона, под бескорыстностью понимается не только оказание поддержки на безвозмездной, но и на льготной основе. При этом льготные условия означают предоставление благотворителем определенных льгот и преимуществ, прежде всего материального характера. Согласно ст. 149 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации, не облагается НДС передача товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках благотворительной деятельности. Такой льготный характер обусловлен стремлением государства расширить благотворительную деятельность. Кроме этого, освобождение благотворительных сумм от налогообложения соответствует принципу справедливости – ведь денежные средства тратятся благотворителем не на собственные нужды, а на общественно-полезную деятельность. Это необходимо в первую очередь для стимулирования благотворительной деятельности.

Однако, бескорыстие в данном случае является понятием относительным - оно не может быть иным просто исходя из грамматического толкования слова «льготный». Льгота - это облегчение, это предоставленное преимущество, это большая свобода в чем-либо; т.е. получение льготы предполагает, что лицо остальную часть своей деятельности совершает на обычных условиях (что исключает ее безвозмездность). Нормы Закона имеют существенное расхождение с представлениями о благотворительности как социальном явлении, так как понятие «на льготных условиях»  указывает на возмездный характер складывающихся гражданско-правовых отношений в сфере осуществления благотворительной деятельности и ведет к возможному использованию форм благотворительных организаций для активного занятия предпринимательской деятельностью.

Действительно, если продавец реализует, например, мебель детскому дому по ценам ниже рыночных, но выше закупочных – можно ли считать такую реализацию благотворительностью, учитывая, что какую-то прибыль продавец получит (хоть и меньше, чем обычно)? Исходя из определения, содержащегося в Законе, такая сделка подпадает под него (имущество передано на льготных условиях), хотя, конечно, было бы неправильно считать это благотворительностью, т.к. намерениями сторон благотворительность явно не охватывалась.

Кроме этого, предоставление преимущества может привести к возможному злоупотреблению этим правом его участниками, когда происходит так называемое прикрытие предпринимательской деятельности благотворительностью. Такая ситуация возможна еще и потому, что дарителем может выступать любое лицо, в т.ч. и коммерческая организация. Во избежание подобных ситуаций, было бы целесообразно нормативно закрепить положение, определяющее долю благотворительных сделок коммерческой организации, а также систематичность их совершения.

Как отмечается в литературе, бескорыстный характер деятельности не утрачивается в случае, если получатель благотворительной помощи выразил благодарность благотворителю. Однако указанное проявление благодарности не должно выступать в качестве условия предоставления благотворительной помощи. Это позволяет различать благотворительную деятельность и спонсорство, которое в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ представляет собой частный случай рекламной деятельности и предполагает, что спонсируемое лицо оказывает спонсору услуги рекламного характера, то есть спонсор предоставляет свои средства на условиях обязательного оказания таких услуг.

На наш взгляд, такое определение нуждается в уточнении в силу своего оценочного характера. Для четкого отграничения спонсорской деятельности от благотворительной необходимо будет доказать, что предоставление денежных средств, работ или услуг на безвозмездных началах предполагало встречное удовлетворение в виде услуг рекламного характера. Доказать умышленный характер таких действий (при условии отсутствия договора, в котором такая цель была бы четко обозначена) практически невозможно – нельзя запретить благодарному благополучателю публично выступить с благодарностью, поименовав при этом благотворителя.

Законодательством не определены мотивы благотворительной деятельности. Чаще всего благотворительная деятельность вызвана чувством сострадания, жалости, долга. Однако, ст.2 Закона содержит исчерпывающий перечень целей ее осуществления. Региональное законодательство о благотворительности может конкретизировать данные цели, однако они должны соответствовать целям, обозначенным в федеральном законе.

Формулируемые в Законе цели благотворительной деятельности фактически являются третьим признаком, определяющим эту деятельность. Таким образом, в том случае, если деятельность, например, организации не соответствует целям, указанным в Законе, она не может быть признана благотворительной[3].

Реализация целей благотворительной деятельности может осуществляться как «прямо» так и «опосредованно». В первом случае речь идет, например, о выделении материальной помощи малообеспеченным гражданам, предоставлении грантов деятелям науки, культуры, выделении средств организациям здравоохранения, образования, организациям, осуществляющим природоохранные мероприятия и т. п. Во втором - об оказании содействия другим лицам (прежде всего благотворительным организациям) в реализации ими целей благотворительной деятельности.

Правильное понимание того,  подпадает  ли бескорыстная передача  денежных средств,  товаров, выполнение работ или оказание услуг под критерий благотворительности имеет важное значение в правоприменительной практике, особенно в целях налогообложения, т.к. как отмечалось выше, на такие сделки распространяется льготное налогообложение. В связи с этим определение благотворительной деятельности, содержащееся в Законе, необходимо конкретизировать.

 

1 Волкова М.А., Стародумова С.Ю. Модели внутренней структуры органа юридического лица // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 5. С.22-28.

2 Стародумова С.Ю. Проблемы теории и практики приобретения права собственности на земельные участки, расположенные под объектами жилищного строительства // Нотариус. 2009. № 3. С. 12-15.

3      Гражданско-правовое положение некоммерческих организаций по законодательству Российской Федерации): монография. – М.: Галлея-принт, 2016. – 132 с.

Список литературы

 

1.          Волкова М.А. К вопросу об особенностях правового положения саморегулируемых организациях оценщиков // Актуальные проблемы российского законодательства. 2014. № 8. С. 23- 30.

2.          Волкова М.А., Стародумова С.Ю. Модели внутренней структуры органа юридического лица // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 5. С.22-28.

3.          Гражданско-правовое положение некоммерческих организаций по законодательству Российской Федерации): монография. – М.: Галлея-принт, 2016. – 132 с.

4.          Золотарева А.Е., Шиловская А.Л. Участие публично-правовых образований в обязательственных правоотношениях // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016.№ 13. С. 89-95.

5.                   Стародумова С.Ю. Проблемы теории и практики приобретения права собственности на земельные участки, расположенные под объектами жилищного строительства // Нотариус. 2009. № 3. С. 12-15.