Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОДИТЕЛЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОИМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ДЕТЯМ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ МУСУЛЬТМАНСКИХ СТРАН

Авторы:
Город:
Биробиджан
ВУЗ:
Дата:
09 февраля 2019г.

Обязанности родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей являются наиболее устоявшимся институтом семейного права в любом государстве, развитие данных отношений получило свое закрепление в нормах этики, морали и религиозных принципах государств. Примером подтверждения того, что религиозные принципы являются неотъемлемой частью развития семейных отношений в мусульманских странах, являются положения Корана: «и не давайте (о, попечители!) легкомысленным (мужчинам, женщинам и детям) вашего имущества, которое Аллах устроил вам для поддержки, и наделяйте их из него, и одевайте их, и говорите им слово благое» [1]. То есть, рассмотрев данную норму, следует отметить, что Коран ставит обязанность родителей содержать и поддерживать свои семьи, в том числе и детей.

Следует обратить внимание на особенность алиментных обязательств родителей в отношении своих несовершеннолетних детей в отдельных мусульманских государств. Так, согласно Хидоя, «в случае расторжения брака попечение о малолетних детях лежит на обязанности жены. Если расторгается брак между такими супругами, у которых есть малолетнее дитя, то право ухаживания за ним и охранения его предоставляется матери» [2]. Примером данной нормы, может служить следующее, так, одна женщина однажды обратилась к Пророку со словами, что отец ребенка хочет отнять у матери их ребенка и взять на свое попечение, на что Пророк ответил, что мать имеет право на ребенка, нежели отец, так как мать является  не только заботливой, но и кормящей ребенка с малолетства, что, прежде всего, является выгодным для ребенка. То есть, проанализировав нормы Хидоя, можно сделать вывод, что если речь идет о том, кем будет воспитываться и содержаться ребенок, то приоритет возлагается прежде всего на мать ребенка, так как она его выносила, родила. Но есть одно условие, при наступлении которого, попечитель ребенка теряет право на воспитание и содержание ребенка, это вступление в брак с посторонним человеком, так как когда оставление ребенка при ней не представляется ни благоразумным, ни желательным, если только личность, с которою она вступает в брак, не родственник ребенка. Думается, что данная норма совершенно справедливо упоминается в комментарии мусульманского права, потому что новый муж женщины, на которую возложена обязанность по содержанию ребенка, будет плохо относиться к такому ребенку. Например, «когда мать, имеющая попечение о малолетнем, вступает в брак с дядею его с отцовской стороны потому что от этого мужчины можно ожидать достаточной заботливости, так как он заменяет ему собою отца…» [2]. Муж обязан содержать свою семью, в том числе, жену и детей, содержание должно быть соразмерно с общественным положением и состоянием супругов. При определении размеров выплат должно быть принято во внимание общественное положение и состояние, как ее, так и мужа. Так, если оба супруга богаты, то он обязан содержать ее и детей пышно, если они оба бедны, то и содержание должно быть соответственно такое же, но если же он богат, а она бедна, то он должен давать ей умеренное содержание, такое, которое ниже богатого и выше бедного [2].

Согласно Семейного Кодекса (далее – СК) Марокко: «отец оплачивает содержание своих детей, пока они не достигнут совершеннолетия. В любом случае содержание, выплачиваемое дочери, не прекращается, пока она сама не сможет заработать себе на жизнь, или пока ее содержание не становится обязанностью мужа. Отец должен всегда оплачивать содержание детям, страдающим физическими недостатками и не способным самостоятельно зарабатывать себе на жизнь» [3, ст. 198]. Думается, что подход Марокканского законодателя в области применения нормы о том, что отец должен содержать свою дочь до момента пока она не будет трудоустроена или до момента вступления ее в брак, является наиболее актуальной, так как, рассмотрев нормы регулирующие алиментные обязательства родителей по отношению к своим несовершеннолетним детям в нескольких странах, видно, что на муже лежит обязанность по содержанию детей и жены, что является правомерным, так как мужчина выступает главным кормильцем семьи. Также, присоединяясь к позиции законодателя о том, что отец непосредственно обязан уплачивать денежные средства на содержание детей, страдающих физическими или психическими недостатками, следует отметить, что люди, страдающие такими отклонениями не способны самостоятельно зарабатывать денежные средство на свое содержание. В случае если отец вообще не может выплачивать содержание своим детям или может выплачивать его только частично, а мать обладает большими средствами, она и становится ответственной за выплату той суммы содержания, которую не может выплатить отец [3, ст. 199]. С данной нормой трудно согласиться, так как если предположить, что отец умышлено скрывает свой доход и находится в разводе со своей женой, тогда жена должна самостоятельно без помощи мужа содержать своих детей, что на наш взгляд отражает некое негативное отношение мужа по поводу отношений между ним и ребенком. Также, если оба родителя должны участвовать в воспитании и содержании своих детей, то какую часть по воспитанию и содержанию ребенка будет принимать отец, если все расходы по содержанию ребенка будут возложены на мать?! Постановление суда о выплате содержания детям действует с даты, когда его отказались выплачивать [3, ст. 200]. То есть, если правильно понимать данную норму, то, до того, как обратиться в суд с требованием о выплате содержания детям, между сторонами существует некое соглашение о выплате алиментов в добровольном порядке, и только после того, как соглашение в добровольном порядке перестает действовать, а именно, например одна из сторон уклоняется от выплат алиментов, то тогда заинтересованная сторона обращается в суд с требованием о взыскании алиментов в принудительном порядке, но в СК Марокко нет понятия, что представляет собой соглашение о выплате алиментов, то есть,  думается, что это  может быть письменное согласие на предоставления денежного содержания, либо же наоборот, устный договор совершенный при свидетелях. Согласно СК Марокко, «если кто-то, кто ответственен за содержание ребенка, перестает выплачивать содержание без веской на то причины в течение срока, который превышает один месяц, его начинают преследовать по закону согласно положениям, касающихся невыполнения обязательств по отношению к своей семье» [3, ст. 202].

Рассмотрим пример, связанный с взысканием алиментов на несовершеннолетнего ребенка с гражданина Сербии. Гражданка А. из г. Ульяновска обратилась в районный суд по месту жительства с требованием о вынесении Определения о временном взыскании с ответчика в твердой денежной сумме алиментов на ребенка в размере прожиточного минимума по РФ, установленного для детей. Определением суда в удовлетворении требований было отказано, так как, отказывая, суд сослался на положения Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам и указал, что не вправе вынести постановление о временном взыскании алиментов до извещения проживающего в Сербии ответчика о времени и месте слушания гражданского дела по иску истицы. Обратившись далее в вышестоящие инстанции, истице было отказано, но лишь судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ удовлетворила кассационную жалобу истицы, при этом указав, что временное взыскание алиментов имеет особое значение, так как данная норма предоставляет законодательную гарантию прав несовершеннолетних на получение содержания в период рассмотрения судебного спора о взыскании алиментов, в ситуации, когда судебное разбирательство затягивается [4].

В соответствии с Мусульманским СК, «содержание маленьких детей, не имеющих своих средств, лежит на их отце, если же он беден, их обеспечение берет на себя материально состоятельная жена или же наиболее близкий состоятельный родственник, но если же за отца будут выплачивать алименты другие лица, то в дальнейшем, отец обязан выплатить такой долг перед лицами, которые уплачивали за него алиментное содержание. Таково же положение и взрослых детей, которые не в состоянии зарабатывать реально или условно. Обеспечение дочери продолжается до времени выдачи ее замуж и переезда в дом мужа, когда обязанность ее обеспечения ложится на мужа» [5, ст. 136]. Мусульманин обязан обеспечивать своих детей даже после развода, но также, отец должен выплатить компенсацию матери. Такому суждению есть пример в Коране: «которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили» [6]. Мухаммад-Басыр считает, что: «если же отец не платит, то женщина обращается к кадию (судье) и его принуждает к выплате алиментов шариатский суд. В условиях немусульманского государства, каковым является Россия, приходится действовать по законам российским» [7].

Согласно СК Таджикистана, «родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей…» [8, ст. 80]. Родители вправе выбрать способ уплаты алиментов, либо стороны в добровольном порядке разрешают данный вопрос, либо в принудительном порядке, а именно, путем обращения в суд. Следует отметить норму, заслуживающую внимания. Так: «при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при не предоставлении содержания несовершеннолетним детям, орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям» [8, ст. 80]. Считается, что это очень эффективная норма, которая позволяет государству в лице органов опеки и попечительства защитить интересы несовершеннолетних детей от неуплаты алиментов одним из родителей. Размер уплачиваемых алиментов в судебном порядке следующий: на одного ребенка – одна четверть, на двух детей – одна треть, на трех и более детей – половина заработка и иного дохода родителей [8, ст. 81]. Так, согласно указу Президента Таджикистан, минимальная заработная плата составляет 400 сомони в месяц [9, п. 1]. Если же перевести данную сумму на российский рубль, то минимальная заработная плата в республике Таджикистан составляет примерно 2800 рублей в месяц. То есть, если посчитать примерную сумму взыскания алиментов в судебном порядке на одного ребенка, то при минимальной заработной плате, ребенок будет получать 100 сомони в месяц, или около 700 рублей, если перевести на валюту РФ. В случае, когда родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный или меняющийся заработок или иной доход, либо доход этого родителя определяется частично или полностью в иностранной валюте, либо при отсутствии у него заработка или иного дохода, а также в других случаях, когда взыскание алиментов в долевом отношении к заработку невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной. Если при каждом из родителей остаются дети, размер алиментов с одного родителя в пользу другого, менее обеспеченного, определяется в твердой денежной сумме, взыскиваемой ежемесячно [8, ст. 83]. Следует отметить, в СК республики Таджикистан более ответственно законодатель подходит к взысканию алиментов с родителей в пользу несовершеннолетних детей. Так, законодатель вводит норму, позволяющую определить, что если у каждого из родителей остаются дети, то тот родитель, который признается менее обеспеченным по отношению к другому, вправе получать от более обеспеченного родителя алименты в твердой денежной сумме. Согласно Постановлению Пленума Верховного суда республики Таджикистан, «размер алиментов в твердой денежной сумме, установленный судом, должен быть достаточным для удовлетворения привычных, а не  ограниченно необходимых потребностей ребенка, во-вторых, должен определяться исходя из реальных материальных возможностей родителя-плательщика с учетом необходимости обеспечения его собственного существования и членов его семьи на оставшиеся после уплаты алиментов средства. Материальное положение сторон в этих случаях определяется судом с учетом всех источников, образующих их доход (например, наличие приусадебного участка, сада с которого ответчик получает доходы, наличие крупного рогатого скота и т. д.). Суд вправе определить размер алиментов в твердой денежной сумме, как по собственной инициативе, так и по требованию любой из сторон…» [10, п. 15]. Думается, что суды правомерно детализируют данную норму, так как размер алиментов должен быть определен исходя из материального положения сторон, например, у плательщика алиментов, имеется от нового брака несовершеннолетний ребенок, которому тоже требуется материальное содержание, соответственно, если одному ребенку платить алименты в большей сумме, то права другого ребенка будут ущемлены. Также, если у плательщика алиментов по независимым от него обстоятельств произошла травма, связанная с потерей его трудоспособности, то суд, на наш взгляд должен также предусматривать данные обстоятельства, что плательщик не сможет выплачивать алименты в сумме, заявленной ранее, так как утратил трудоспособность.

Изучив нормы, регулирующие алиментные обязательства родителей по отношению к своим несовершеннолетним детям в мусульманских странах, можно сказать следующее, что мусульманские законодатели, четко и правомерно определяют роль ребенка в семье. Так как для мусульманских стран, ребенок — это продолжение рода, поэтому все делается для детей. Следует отметить, что в некоторых странах, законодатель подробно регламентирует правовые нормы, связанные с алиментными обязательствами родителей и детей, но в остальных же странах, законодатель достаточно скудно дает понятия о алиментах вообще, указывая только тот факт, что родители обязаны содержать своих детей, примером может послужить в СК Марокко, СК Малайзии. Мусульманские законодатели в основном приравнивают содержание жены и содержание детей к единому виду уплаты денежных средств, думается, что если разграничить данные выплаты, то возможно, нормы, регулирующие алиментные обязательства родителей и детей были бы достаточно подробно регламентированы, что в дальнейшем не приводило бы к возникающим на практике спорным вопросам.

 

Список литературы

 

1.        Кулиев Э. Коран. Нассир аль-Катами 1. Ан-Ниса 4:5 / Э. Кулиев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://quran-online.ru/4:5

2.        Хидоя. Комментарии мусульманского права: том 1 часть 2 [Электронный ресурс] // Библиотека Пашкова. – Режим доступа: http://www.worldislamlaw.ru

3.        Марокканский семейный кодекс (Мудавана) от 5 февраля 2004 г. [Электронный ресурс] // Библиотека Пашкова. – Режим доступа: http://www.worldislamlaw.ru

4.        Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 октября 2013 г. №     80-КГ13-10    [Электронный     ресурс]    //    СПС     «КонсультантПлюс».     –    Режим     доступа: http://www.consultant.ru

5.        Мусульманский семейный кодекс от 14 февраля 2012 года [Электронный ресурс] // Библиотека Пашкова. – Режим доступа: http://www.worldislamlaw.ru/?p=871.

6.        Аятов Тафсир. 3-5 суры «Аль-Бакара». Описание верующих / Тафсир Аятов// К исламу знания прежде слов и дел. – 2015. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://toislam.ws/articles/articlestafsir/tafsir_ayatov_3_5_sury_al_bakara_opisanie_veruyushih.

7.        Проблема  алиментов  в  Исламе  [Электронный  ресурс]  //  Islam  online.  –  Режим  доступа: ttp://islamonline.ru

8.        Семейный кодекс республики Таджикистан: закон республики Таджикистан от 13 ноября 1998 года №  682   (ред.  24.02.2017)         [Электронный   ресурс]. –  Режим  доступа: http://online.zakon.kz/document/?doc_id=30445181#pos=1;-64.

9.        О мерах по усилению уровня социальной защищённости населения, увеличению действующих должностных окладов государственных служащих, работников бюджетных учреждений, организаций, размеров пенсий и стипендий: указ Президента республики Таджикистан от 06.06.2016 № 697 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.president.tj/ru/node/12040.

10.     О применении судами Семейного кодекса Республики Таджикистан при рассмотрении дел о взыскании алиментов на содержание детей: постановление пленума Верховного суда республики Таджикистан от 16.12.2004 № 12 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://p.120- bal.ru/doc/22535/index.html.