Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

После революции 1917 г. в первые годы советской власти вопрос о прекращении юридических лиц не рассматривался как первоочередной. Только с началом новой экономической политики данный вопрос был признан актуальным и нашел отражение в Гражданском кодексе РСФСР 1922 года. Статья 307, 364 этого акта рассматривала вопрос о прекращении полных товариществ и акционерных товариществ. Среди оснований признавались возможными как добровольные, так и принудительные (например, банкротство). Процедура ликвидации описывалась упрощенно, на что указывалось в теоретических исследованиях того периода времени [9]. Добровольная ликвидация осуществлялась по решению товарищей, либо его постоянными органами управления, либо ликвидационной комиссией (ликвидаторами), которая назначалась товарищами или судом.

Для принудительной ликвидации согласно ГК РСФСР 1922 г. предусматривались лишь условия признания лица несостоятельным, иные особенности не получили отражения [4]. В дальнейшем под воздействием правоприменительной практики применительно к отдельным юридическим лицам были рассмотрены отдельные узкие вопросы ликвидации в виде банкротства. Например, п. 3 Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 24 мая 1923 г.

«О порядке прекращения промыслово-кооперативных товариществ и их союзов» допускал в качестве оснований ликвидации как постановление суда, так и административных органов в лице Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны [7].

Уставные документы юридических лиц также уделяли внимание проблема добровольной и принудительной ликвидации. Например, Положение о порядке прекращения кооперативных организаций при их ликвидации, соединении и разделении, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. В качестве добровольных оснований ликвидации допускало истечение срока создания организации, уменьшение количества членов организации. В качестве принудительных оснований называлось признание организации несостоятельной и др. Необходимо обратить внимание и на то, что в документе описывался процессуальный порядок ликвидации, сроки ее проведения, указывались возможные последствия ликвидации для кредиторов и иных участников гражданских правоотношений [8].

Оценивая особенности советского законодательства первых лет  советской власти можно сказать, что правовая природа ликвидации означала ликвидацию деятельности юридического лица и имущества в натуре. В качестве правового последствия ликвидации предусматривалось недопущение универсального правопреемства. Данную мысль, подтверждающую юридический смысл ликвидации как соотношения юридического факта и последствий отразил Б.Б. Черепахин, написавший: «При проведении ликвидации юридического лица последнее прекращает свое существование, а, следовательно, и свою деятельность полностью и окончательно, не оставляя универсальных правопреемников» [13].

Дальнейшее развитие института ликвидации юридического лица связано с принятием ГК РСФСР 1964 г. [2] Особенностью развития данного исторического этапа было господство государственной собственности. Поэтому вопрос о ликвидации юридических лиц не был насущным. В условиях административно-командной системы хозяйства основным поводом к прекращению деятельности юридического лица (как правило, государственной организации)  являлось признание нецелесообразности дальнейшего  его существования. Появлялась новая государственная организация по распоряжению Совета Министров РСФСР, ей передавалось имущество ликвидированного предприятия. Даже в тех случаях, когда выяснялась недостаточность средств какой-либо организации (банкротство), ее ликвидацию осуществляли не в порядке объявления ее несостоятельной, а вследствие «нецелесообразности продолжения деятельности такой организации» [10].

Отсутствие практической потребности в институте ликвидации повлияло на застой в законодательном регулировании норм о ликвидации юридического лица. Многие нормы оставались неизменными на протяжении десятков лет. Процесс ликвидации юридического лица содержал незначительное число норм. Большинство из них затрагивали роль ликвидатора, а также порядок передачи имущества.

Более широкое правовое регулирование можем увидеть в нормативных актах, регулирующих деятельность кооперативных, государственно-колхозных государственно-кооперативных организаций, общественных объединений. Они ликвидировались по основаниям, указанным в законе или в уставе (положении). Общественные организации прекращались по основаниям, указанным в их уставах (положениях). Имущество, оставшееся после удовлетворения требований всех кредиторов ликвидированной кооперативной или обществен- ной организации, использовалось, если иное не установлено законом, для возврата паевых или иных подлежащих возврату взносов пропорционально  внесенных сумм. Оставшаяся часть передавалась вышестоящей кооперативной или общественной организации, а при отсутствии ее — соответствующему государственному органу [11, с. 7].

В научных источниках вопрос о возможной ликвидации юридических лиц рассматривался как теоретическая модель, в основе которой лежали как дореволюционные исследования, так и предположения о перспективах развития гражданского права. Теоретик гражданского права С.Н. Братусь обобщил и выделил возможные способы ликвидации юридических лиц, положив в основу критерий целессобразности их деятельности:

а) распорядительный, который мог применяться к государственным учреждениям и предприятиям; б) принудительный, применяемый в отношении кооперативных и общественных организаций);

в) добровольный, реализуемый только в отношении кооперативных и общественных организаций) [12].

В 80-е годы с началом перестройки подход к ликвидации юридического лица изменился, что нашло отражение в ряде принятых нормативных актов. В частности, в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик [5] была предпринята попытка систематически изложить сущность процесса ликвидации юридического лица. В этом документе было произведено разграничение понятий ликвидации и реорганизации юридического лица. В соответствии со ст. 17 данного документа законодатель выделил процесс ликвидации и финальный юридический факт этого процесса - прекращение юридического лица. Были указаны также основания ликвидации, к которым относились: решение собственника или уполномоченного им органа, а также решение органа, уполномоченного учредительными документами юридического лица; решение суда, арбитражного суда в случае банкротства (несостоятельности) либо в случае систематического осуществления деятельности, противоречащей целям деятельности юридического лица, или без надлежащего разрешения (лицензии), или деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства; истечение срока, на который создано юридическое лицо, или достижение цели, ради которой оно создано.

Дальнейшее развитие законодательных норм привнесло новации и в институт принудительной ликвидации юридического лица. В 1991 г. был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [6], статья 12 которого предоставила антимонопольному комитету РСФСР полномочия  по  выдаче  хозяйствующим  субъектам  обязательных  для  исполнения  предписаний  об  их

«принудительном разделении», что создавало возможность прекращения юридического лица.

В 1992 г. положения о «принудительной ликвидации» предприятия-должника, получили развитие в Законе 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» [3], который соотносил несостоятельность должника с возможностью его принудительной ликвидации.

В действующем гражданском законодательстве основания, порядок и последствия прекращения юридического лица объединены в основной массе в институте ликвидации юридического лица. Этот институт включает в себя как нормы ГК [1], так и нормы отдельных федеральных законов.

Таким образом, советское законодательство в период действия ГК РСФСР 1922 г. выработало отношение к ликвидации как одному из способов прекращения юридического лица, заключавшемуся в ликвидации  дел и имущества. В процессе совершенствования представлений о ликвидации юридического лица в период действия ГК РСФСР 1964 г. была осознана важность процедуры ликвидации, разработан ее процессуальный порядок. Но законодательство этого исторического периода развивалось медленно, так как в условиях деятельности государственных предприятий их прекращение осуществлялось по мере потребностей собственника. В период перестройки в нормативных актах в результате активного нормотворчества и потребностей практики разрабатывались вопросы ликвидации юридического лица, были приняты знаковые нормативные акты, которые представили в систематическом виде институт ликвидации и его виды.

 

Список литературы

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

2.     Гражданский кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407.

3.     О несостоятельности (банкротстве) предприятий: закон РФ от 19.11.1992 № 3929-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 1. Ст. 6.

4.     О введении в действие Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р.: постановление ВЦИК от 11.11.1922 // Известия ВЦИК. 1922. № 256.

5.     Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31.05.1991 № 2211-1) // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 26. Ст. 733.

6.     О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499.

7.     О порядке прекращения промыслово-кооперативных товариществ и их союзов: декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 24.05.1923 // Известия ВЦИК. 1923. № 217.

8.     Об утверждении Положения о порядке прекращения кооперативных организаций при их ликвидации, соединении и разделении: постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 15.06.1927 // СЗ СССР. 1927. № 37. Ст. 371, 372.

9.     Венецианов, М.С. Порядок ликвидации государственных предприятий /М.С. Веницианов // Вопросы промышленного права: Материалы совещания юрисконсультов государственной промышленности 17 - 22 мая 1925 г. М., 1925. С. 148-152.

10. Вильнянский, С. И. Лекции по советскому гражданскому праву / С.И. Вильнянский / Отв. ред. А. И. Ро- гожин. Харьков: Изд-во Гос. ун-та, 1958. 176 с.

11. Клейменова, Н. В. История развития законодательства российской федерации о ликвидации юридических лиц / Н.В. Клейменова // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2013. № 1. С. 11-13.

12. Советское гражданское право / под ред. С.Н. Братуся. М., 1950. С. 94 – 95

13. Черепахин, Б.Б. Правопреемство по советскому гражданскому праву / Б.Б. Черепахин. М., 1962. - 287 с.