Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СЕМЕЙНО БРАЧНОГО ДОГОВОРА

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Работа посвящена структурному анализу семейно – брачного договора. Цель исследования – определение правовой природы обязательств в семейно – брачных отношениях.

Ключевые слова: брачный договор, свобода договора, сделка, супруги.

 

THE PROBLEM OF THE DETERMINATION OF FAMILY MARRIAGE CONTRACT

Kravchenko E.P.

The article is devoted to the structural analysis of the family - the marriage contract. The purpose of the study - the definition of the legal nature of the obligations in the family - marital relations-tions.

Keywords: prenuptial agreement, freedom of contract, a deal wife.

Семейно-правовое договорное обязательство возникает из договора сложного юридического факта и представляет собой семейное правоотношение. Неотъемлемыми признаками семейно-правового договора следует считать относительный и строго личный характер отношений между сторонами договора, которые заранее для каждого вида договора в семейном праве определены в семейном законодательстве. Договор в семейном праве регулирует как личные неимущественные, так и имущественные правоотношения субъектов семейного права.

Занимая позицию о семейно-правовой сущности договоров в семейном праве, следует отметить, что не только гражданскому праву свойственны договорные связи, но и в других отраслях права используется конструкция договора. Договор (соглашение) в определенной отрасли права проявляет свой универсальный характер, являясь интегрированным понятием. Договорные связи оформляются с помощью своеобразных для семейного права, но привычных для гражданского права правовых конструкций, таких как сделка, обязательство. Поэтому возможно в сфере семейно-правовых отношений соглашения участников семейных отношений обозначать как контракт, договор.

Проявляя в своей сущности общие, характерные вообще для договора как правовой конструкции черты, договор в семейном праве вместе с тем демонстрирует свою семейно-правовую сущность, проявляя тем самым свои особенности. Семейное право как отрасль права выделилась из гражданского, поэтому своеобразные так называемые родительские отношения влекут за собой и прочную связь гражданско-правового и семейно- правового договоров. Хоть и связаны эти договоры генетически, но в силу регулируемых ими различных по своей правовой природе общественных отношений объективно невозможно им оставаться идентичными. В этой связи семейно-правовой договор является отличным от гражданско-правового договора.

Семейные правоотношения не несут в себе присущих гражданскому правоотношению таких характеристик, как равенство, автономия воли, имущественная самостоятельность их участников, а следовательно, это делает невозможным отождествление имущественных отношений в семье и имущественных отношений в гражданском обороте. Поэтому, исходя из разного существа семейного и гражданского отношения, следует быть весьма осторожным в субсидиарном применении к семейным отношениям гражданского законодательства.

Договор (соглашение) в определенной отрасли права проявляет свой универсальный характер, являясь интегрированным понятием. Обосновав специфику договорных связей в семейном праве, мы пришли к выводу, что они оформляются с помощью своеобразных для семейного права, но привычных для гражданского права правовых конструкций, таких как сделка, обязательство. Проявляя в своей сущности общие, характерные вообще для договора как правовой конструкции черты, договор в семейном праве вместе с тем демонстрирует свою семейно-правовую сущность, проявляя тем самым свои особенности.

С одной стороны, законодатель семейно-правовыми нормами, носящими императивный характер, определяет содержание некоторых семейно-правовых договоров, а с другой стороны, диспозитивными нормами предоставляет участникам семейных отношений определенную свободу в формировании условий договора [1, с. 124].

Проблема определения содержания семейно – правового договора ставит проблему определении пределов этой свободы.

Целью введения в семейное право ограничений свободы выбора условий семейно-правового договора является необходимость обеспечить защиту права и интересов наиболее незащищенной в силу возраста и состояния здоровья категории участников семейных отношений - несовершеннолетних детей и нетрудоспособных членов семьи.

В связи с изложенным, стоит определить, что в семейном праве в сравнении с гражданским правом очень значителен объем запрещений, оказывающих влияние на усмотрение сторон при определении условий договора.

В содержание правоспособности граждан входит, в частности, способность наследовать и завещать имущество, заниматься любой не запрещенной законом деятельностью и избирать место жительства (ст. 18 ГК РФ), в связи с чем недопустимо включать в брачный договор условие, обязывающее супругов завещать имущество в пользу друг друга. Кроме того нельзя брачным договором ограничивать право супругов на занятие определенным видом деятельности, не запрещенным законом, и право на избрание места жительства. Такие условия брачного договора следует квалифицировать как ничтожные.

В пункте 2 ст. 103 СК РФ установлено, что размер алиментов, устанавливаемый по соглашению об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, не может быть ниже алиментов, которые они могли бы получить при взыскании алиментов в судебном порядке. Тем самым ограничением является свобода усмотрения сторон по размеру алиментов – нижний предел ограничен рамками закона. Также ограничения свободы договора в установлении договорных условий облекаются в форму предписаний. Например, законодатель определяя границы содержания договора о приемной семье, в п. 2 ст. 153.1 СК РФ указывает, что размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. То есть нормы семейного законодательства запрещают сторонам самостоятельно определять условие о размере вознаграждения приемным родителям и размере денежных средств на содержание каждого ребенка, поскольку эти денежные средства выплачиваются из бюджета субъекта РФ [2, с. 59].

Содержание брачного договора ограничено нормами ст. 40 СК РФ «Брачный договор». Ограничения касаются свободы выбора супругов при определении договорных условий, так как из этой нормы права следует, что означенные субъекты не могут брачным договором регулировать личные неимущественные отношения. Конечно, прямого запрета  здесь не  содержится, но толкование этой нормы права позволяет увидеть в ней ограничения свободы договора.

Законодательная техника для закрепления ограничения в выборе содержания договора использует чаще всего императивные нормы. Однако только  императивными нормами права  не исчерпываются ограничения свободы договора. Диспозитивные нормы права также могут содержать эти ограничения. Например, анализируя нормы ст. 102 СК РФ, согласно которым алиментное соглашение не должно существенно нарушать интересы несовершеннолетнего ребенка или совершеннолетнего нетрудоспособного члена семьи, приходим к выводу, что противном случае оно может быть признано судом недействительным по требованию законного представителя несовершеннолетнего или совершеннолетнего нетрудоспособного члена семьи, органа опеки и попечительства или прокурора [3, с. 3].

Поэтому, формулируя условия семейно-правового договора, стороны в  своей  свободе ограничены не только специальными нормами, регулирующими конкретный вид семейно-правового договора, но также и общими нормами семейного законодательства, например ст. 7 СК РФ, предусматривающей осуществление семейных прав таким образом, чтобы они не нарушали права, свободы и законные интересы членов семьи и иных граждан. Несмотря на то что законодатель лишь в отношении брачного договора (ст. 42 СК РФ) указывает на необходимость соответствия его условий основным началам семейного законодательства (ст. 1 СК РФ). Определяя условия любого семейно-правового договора, стороны должны регулировать свои договорные семейные отношения в соответствии с принципами семейного законодательства. В последнем случае усиливается действие публично-правовых механизмов.

Анализ норм семейного  законодательства, регулирующих отдельные виды соглашений членов семьи, позволяет заключить, что в настоящее время СК РФ содержит ничтожное количество диспозитивных норм в сравнении с императивными. Так, в правовом институте брачного договора можно указать лишь на одну такую норму - п. 3 ст. 43 СК  РФ допускает установление соглашением сторон тех обязательств, которые могут существовать и после прекращения брака. Если же стороны это не указали, то применяется правило диспозитивной нормы, предусматривающей прекращение действия брачного договора с момента прекращения брака.

Что касается алиментного соглашения, то законодатель также включил в гл. 16 СК РФ только одну диспозитивную норму - это ст. 105 СК РФ, в соответствии с которой индексация размера алиментов, уплачиваемых по соглашению, производится в соответствии с этим соглашением. И лишь если порядок индексации стороны не предусмотрели в условиях договора, то индексация производится в соответствии со ст. 117 СК РФ, устанавливающей ее для алиментов, взыскиваемых по решению суда.

Еще одна диспозитивная норма, установленная пунктом 1 ст. 39 СК РФ касается соглашения супругов об определении долей при разделе их общего имущества. Она определяет, что доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.

Таким образом, в семейно-правовом регулировании договорных отношений превалируют императивные нормы, а незначительное количество диспозитивных норм объясняется значительными ограничениями свободы сторон в определении условий договора.

Значительные ограничения свободы договора в семейном праве связаны с присутствием публичного интереса в регулировании семейных отношений.

 

Список литературы

1.     Соколова Ю.М. Проблема возможности введения диспозитивных семейно-правовых положений, регулирующих фактические брачные отношения в качестве предпосылки к регистрации брака // Общество и право. - 2011. - N 5. - С. 124 – 127

2.     Капитова, О.В. Правовая природа механизма алиментирования в семейном праве Российской Федерации: монография / О.В. Капитова. - М.: Юриспруденция, 2010. - 136 с.

3.     Звенигородская Н.Ф. Исполнение семейно-правовых договоров: вопросы теории и практики // Исполнительное право. - 2011. - N 2. - С. 2-5

4.     Вишнякова, А.В. Семейное и наследственное право: учебное пособие / А.В. Вишнякова / отв. ред. В.М. Хинчук. - М.: Контракт, Волтерс Клувер, 2010. - 384 с.

5.     Гришаев, С.П. Постатейный комментарий к Семейному кодексу РФ / С.П. Гришаев. – М.: Эсмо, 2011. – 360 с.