Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

В российской Федерации используются несколько договорных конструкций, которые можно отнести к чисто предпринимательским, одна из них – договор коммерческой концессии (ст. 1027-1040 ГК РФ). Данные отношения, оформляющие ведение бизнеса, достаточно давно известны в мировой практике. В начале 90-х развитие экономики России привели к использованию франчайзинга в деятельности российских компаний86. Зарождение истории коммерческой концессии в России можно отнести к началу и середине 90-х годов прошлого века. Первые схемы взаимодействия контрагентов строились с использованием арендных отношений и включением в договоры передачи арендаторам права на использование товарного знака, принадлежащего компании87.

В практике европейского права франчайзинг используется для обозначения дистрибьюторских отношений с использованием терминов concession commercial или concession de vente ("Коммерческая концессия" или "концессия на продажу" - франц.) и Vertragshandler-vertrag или Eigenhandler-vertrag ("Коммерческая концессия" или "концессия на продажу" - нем.)88. Анализируя зарубежный опыт, можно сделать вывод о том, что франчайзинг используют в основном малые предприятия и индивидуальные предприниматели с целью снижения экономических рисков. В связи с чем исследования данных отношений в основном носят экономическую направленность, т.к. франчайзинг рассматривается как экономический инструмент развития бизнеса89. В последнее время было написано множество работ посвященные договору франчайзинга, где уделяется внимание описанию данного экономического инструмента, его положительных и отрицательных сторон, форм, возможностей, но практически ни в одной работе не проводится анализ правовых аспектов франчайзинга, который является неотъемлемой частью законодательства нашей страны.

В международной практике выделяют два основных вида франчайзинга: 1) франчайзинг распределения, предполагающий собой продажу товаров, произведенных или продаваемых франчайзером под его товарным знаком на определенных условиях; 2) франчайзинг бизнес-формата, который предполагает наличие у франчайзера наряду с товарным знаком и другими средствами индивидуализации уникальной технологии ведения дела, стандартов, коммерческих методов и определенной системы знаний, технических и маркетинговых ноу-хау, другими словами - системы, право на использование которой и предоставляется франчайзи90.

 

81    Гашкова Т.А., Шабанов Т.Е. Перспективы развития и проблемы франчайзинга в России // Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 1. – С. 278.

82 Марченко М.Ю. Договор коммерческой концессии: понятие и правовые основы // Вестник магистратуры. 2014. № 4. 3 (31). С. 67.

83   Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве: монография / К.М. Беликова, А.В. Габов, Д.А. Гаврилов и др.; отв. ред. М.А. Егорова. – М.: Юстицинформ, 2015. 656 с.

84   Бахарев В.В. Франчайзинг как инструмент развития малого предпринимательства // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2013. № 12. – С. 51.


Принято различать три типа франшизы, а именно:

-   сбытовые франшизы (сбытовой франчайзинг);

-   франшизы на обслуживание (франчайзинг на обслуживание);

-   производственные франшизы (производственный франчайзинг).

Сбытовой франчайзинг заключается в том, что изготовитель - лицензиар франшизы передает право продажи товара на строго определенной территории. В свою очередь, приобретатель права обязуется закупать данные изделия  исключительно у изготовителя - лицензиара. Франчайзинг на обслуживание  заключается  в предоставлении лицензиату некоторого пакета услуг, в частности секретов и методов сервисного обслуживания, методов сбыта, знаков обслуживания и т.п. Производственный франчайзинг заключается в предоставлении лицензиату права на производство товаров, которое осуществляется на основе технических решений, охраняемых патентами, а затем реализуемых с использованием товарного знака лицензиара. Перечисленные выше типы франчайзинга часто сочетаются с признаками договора об исключительном сбыте. При этом могут наблюдаться самые различные модификации соглашений, но с условием сохранения одного из ключевых элементов франчайзинга, а именно права лицензиара на контроль деятельности лицензиата франшизы в целях обеспечения надлежащей поддержки качества и стандартов  товара (работ, услуг), продаваемого под обозначением лицензиара91.

Таким образом, можно определить франчайзинг как систему взаимоотношений, где одна сторона (как правило, компания, которая имеет узнаваемый бренд, компания с хорошей репутацией на рынке товаров и услуг) по договору отдает на использование другой стороне (фирме или индивидуальному предпринимателю) секреты производства своего товара или оказываемых услуг, свой товарный знак или знак обслуживания, свой фирменный стиль, стиль ведения бизнеса и другую коммерческую информацию92. Использование данного комплекса информации закрепит пользователя на рынке товаров и услуг, даст больше шансов на развитие просто соблюдая условия договора93.

После принятия второй части ГК РФ договор коммерческой концессии (франчайзинга) стал самостоятельным видом, обладающим чертами, которые отличаются от других гражданско-правовых договоров94. Аналогично европейским аналогам договор коммерческой концессии в российском правопорядке носит комплексный характер, согласно которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу- хау).

В данном договоре присутствуют элементы лицензионного договора, договора о совместной деятельности (простого товарищества) и даже купли-продажи (приобретении необходимой технической и коммерческой документации). Цивилисты подчеркивают сходство деятельности пользователя по договору коммерческой концессии с функциями торговых посредников. Например, агентов, комиссионеров и так далее, которые действуют на основе договоров комиссии или агентирования, в которых предусмотрены меры продвижения товара продавца на рынок с помощью своего контрагента.

Внешнее сходство договора коммерческой концессии с рядом иных гражданско-правовых договоров, а также использование аналогичной конструкции в зарубежных правопорядках породили научные дискуссии относительно правовой природы данного договора.

 

 

85 Рыкова И.В. Дистрибьюция, лицензирование, франчайзинг: некоторые вопросы современной практики // Торговое право. 2012. № 11. С. 81- 86.

86 Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве: монография / К.М. Беликова, А.В. Габов, Д.А. Гаврилов и др.; отв. ред. М.А. Егорова. – М: Юстицинформ, 2015. 656 с.

87   Volkova M.A., Sitdikova L.B., Starodumova S.J., Shilovskaya A.L. Legal Problems of the Information Services Implementation in Russian Civil Law // Review of European Studies. 2015. Т. 7. № 6. С. 273–281.

88   Ситдикова Л.Б. Гражданско-правовой статус потребителя в сфере оказания информационных услуг // Юридический мир. 2010. № 9. С. 56- 59.

89 Ситдикова Л.Б. Нормативная модель договора возмездного оказания услуг // Российский судья. 2008. №1. С. 32-34.



Список литературы

1.     Бахарев В.В. Франчайзинг как инструмент развития малого предпринимательства // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2013. № 12. – С. 51.

2.     Гашкова Т.А., Шабанов Т.Е. Перспективы развития и проблемы франчайзинга в России // Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 1. – С. 278.

3.     Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве: монография / К.М. Беликова, А.В. Габов, Д.А. Гаврилов и др.; отв. ред. М.А. Егорова. – М.: Юстицинформ, 2015. 656 с.

4.     Марченко М.Ю. Договор коммерческой концессии: понятие и правовые основы // Вестник магистратуры. 2014. № 4. 3 (31). С. 67.

5.     Рыкова И.В. Дистрибьюция, лицензирование, франчайзинг: некоторые вопросы современной практики // Торговое право. 2012. № 11. С. 81 - 86.

6.     Ситдикова Л.Б. Гражданско-правовой статус потребителя в сфере оказания информационных услуг // Юридический мир. 2010. № 9. С. 56-59.

7.     Ситдикова Л.Б. Нормативная модель договора возмездного оказания услуг // Российский судья. 2008. №1. С. 32-34.

8.     Volkova M.A., Sitdikova L.B., Starodumova S.J., Shilovskaya A.L. Legal Problems of the Information Services Implementation in Russian Civil Law // Review of European Studies. 2015. Т. 7. № 6. С. 273–281.