Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Задача науки предпринимательского права сегодня, в условиях нынешнего состояния экономики, причем не только российской, но и мировой в целом, главным образом заключается в адекватном и научно обоснованном реагировании на происходящие экономические преобразования. Под адекватным понимается реагирование, которое не будет представлять собой хаотичное реформирование законодательства в области предпринимательства, которое начнет кардинально и спешно обновлять устоявшиеся правовые положения, как например это происходило с гражданским законодательством. Реформирование которого, по мнению Суханова Е.А.(6), закончилось безуспешно.

Поэтому развитие и совершенствование законодательства должно быть разумным, взвешенным, требующее непрерывного научного анализа и основываться на многолетних фундаментальных научных исследованиях.

Как отмечают ученые из Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, которые в течение двух последних десятилетий разрабатывают различные концепции развития национального законодательства(1): «Пока нельзя признать удовлетворительным порядок планирования законопроектной деятельности. Соответствующие планы Государственной Думы ФС РФ и Правительства РФ, а также федеральных органов исполнительной власти часто формируются, с одной стороны, вне зависимости друг от друга, с другой - без необходимой корреляции с программами и концепциями социально-экономического развития страны и финансово-экономическими прогнозами. Известная Стратегия "Россия - 2020" позднее была перекрыта майскими (2012 г.) указами Президента РФ, в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года почти нет правовых средств, хотя ежегодно готовится план законопроектных работ, в Примерной программе законопроектной работы Государственной Думы на осеннюю сессию 2013 г. решению государственных задач было отведено отнюдь не первостепенное место.

В отдельных стратегиях развития отраслей промышленности, сельского хозяйства, железнодорожного транспорта правовое обеспечение сводится к закреплению перечня законов и иных правовых актов, которые нужно принять. Концепции развития отдельных сфер общественной жизни (государственная национальная политика, миграционная политика и др.) "обходят" правовые аспекты решения намеченных задач. Нет должной согласованности между названными документами и по срокам действия. "Разнонаправленность" планирования затрудняет использование механизма эффективного правового обеспечения.

На повестке дня - поиск правовых решений стратегических задач государства, более масштабная работа по реализации законов и повышение эффективности механизма правоприменения.»

Примером может служить недавно принятый Федеральный закон от 31.12.14 г. № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации". Между тем, это яркий пример рамочного закона, многие положения которого к тому же носят сугубо декларативный характер, вместе с которым потребуется внесения многочисленных изменений и дополнений в подзаконные акты, а также принятия новых нормативных правовых актов различного уровня.

Следует обратить внимание, что в данном законе в качестве одного из основных принципов промышленной политики провозглашено рациональное сочетание форм и методов государственного регулирования и рыночной экономики. При том, что несмотря на активную нормотворческую работу, до сих пор отсутствует обобщающий законодательный акт, посвященный государственному регулированию экономики. Об этом уже неоднократно писалось в научной литературе, как юридической (4), так и экономической.

И.В. Дойников, обосновано отмечает, что для модернизации российской экономики наука предпринимательского (хозяйственного) права должна выработать правовые основы национально ориентированной промышленной политики, включающую в себя энергетическую, транспортную, аграрную и другие виды экономической политики (3).

По мнению В.П. Орешина (5), необходимость разработки закона «О государственном регулировании экономики» связана  с потребностью упорядочения законодательных актов по вопросам регулирования экономических взаимоотношений, а с другой – принятие его необходимо в целях более эффективного налаживания процесса государственного вмешательства в экономику.

Однако только отдельные элементы такого регулирования разбросаны по ряду федеральных законов и множеству подзаконного нормативного материала.

В условиях перехода экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития в значительной степени повышается роль государственного регулирования, включая государственную поддержку перспективных направлений развития экономики. В совершенствовании правового обеспечения государственного регулирования нуждаются как экономика в целом, так и отдельные ее сферы, а также виды предпринимательской деятельности.

Одним из стратегических направлений экономики в настоящее время является предпринимательская деятельность, основанная на использовании природных ресурсов.

Очевидно, что в сфере использования национальных природных богатств роль государства в процессе осуществления предпринимательской деятельности особенно важна, т.к. речь идет о стратегических ресурсах страны. И их использование должно осуществляться исключительно под контролем государства.

Такое особенное положение обусловлено объектом предпринимательской деятельности - земля и иные природные ресурсы, которые согласно Конституции РФ являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9). Вовлечение природных ресурсов в рыночный оборот влечет за собой ответственность за экологическую обстановку в настоящее время и в будущем. Бизнес, связанный с использованием природных ресурсов не только получает прибыль от своей деятельности, но от него зависит еще и состояние отдельного компонента природы и окружающей природной среды в целом.

В этой связи, принципиально важно внедрение государства в такой вид предпринимательской деятельности, как основанной на использовании природных ресурсов. От этого зависит, каким образом будут использоваться последние и какое это окажет воздействие на окружающую нас среду.

Как отмечает М.М. Бринчук, социальное значение управления в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния природы (2).

Внедрение государства в предпринимательскую деятельность, связанную с природопользованием не только не вредно, но и необходимо. И обусловлено это тем, что отдельные субъекты предпринимательской деятельности не вправе самостоятельно распоряжаться природными ресурсами в масштабах всей страны. Поскольку, как справедливо утверждает С.Н. Шишкин,  каких  бы сфер жизни общества ни касалось государственное регулирование, включая и экономику, главной целью его должно быть осуществление общего блага (7).

В связи с тем, что правоотношения в области охраны природных объектов и правоотношения, возникающие в связи с использованием природных ресурсов для получения прибыли существуют в разных правовых плоскостях, именно это, и требует комплексного подхода в регулировании использования природных ресурсов при осуществлении предпринимательской деятельности, который позволит охватить интересы всех участников процесса, как предпринимателя-природопользователя, так и государства, собственника природных богатств.

Основная задача в определении места и  роли природоресурсного потенциала в экономике связана с формированием адекватного правового механизма, направленного на регулирование предпринимательской деятельности, основанной на природопользовании в едином системообразующем законодательном акте о государственном регулировании экономики.

 

Список литературы

1.     Андриченко Л.В., Акопян О.А., Васильев В.И. и др. Концепции развития российского законодательства (отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров). М.: "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации"; ИД "Юриспруденция", 2014.

2.     Бринчук М.М. экологическое право: Учебник. М.: Издательский дом «Городец», 2009. С.129.

3.     Дойников И.В. Проблемы предпринимательского (хозяйственного) права в материалах Первого Российского экономического конгресса // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес в России и за рубежом». 2010. № 2. С.8.

4.     Занковский С.С. Общие положения о предпринимательских договорах. Учебное пособие. М.: МЗ Пресс, 2003. С. 5.

5.     Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие для высших учебных заведений экономического профиля. Москва, 1999. http://www.twirpx.com/file/150067/ (последнее посещение 15.02.2014г.)

6.     Суханов Е.А. Выступление 24.11.15г. на Объединенном пленарном заседании XVI Ежегодной международной научно-практической конференции Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ) и IX Международной научно- практической конференции «Кутафинские чтения» Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) «Стратегия национального развития и задачи российской юридической науки».

7.     Шишкин С.Н. Там же. С. 13.