Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В ПРАКТИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2018г.

Российское государство всерьёз обеспокоилось проблемой обеспечения социальной защищённости мигрантов относительно недавно. Выступая перед Федеральным Собранием 12 декабря 2012 г., Президент Российской Федерации впервые обратил внимание на важность реализации программ по правовой, социальной и культурной адаптации мигрантов [11]. Причём осуществление адаптации иностранных граждан предлагалось предоставить, в бо́льшей степени, некоммерческим организациям (по примеру некоторых зарубежных государств) [18]. В том же году Президентом Российской Федерации была утверждена Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 г. (далее – Концепция), в которой признавалась значимость создания условий для адаптации и интеграции мигрантов, а также обеспечения их социальной защищённости. Государство провозгласило ориентацию на проведение мероприятий, способствующих переселению мигрантов на постоянное место жительства в Россию [7]. В этих условиях важнейшее значение приобретает деятельность центров социокультурной адаптации мигрантов, которые посредством обеспечения основных социальных прав иностранных граждан должны способствовать их полнокровному участию в жизни принимающего сообщества.

В соответствии с п. 28 Концепции задачу создания инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов, а также центров их адаптации и интеграции предполагалось решить уже к 2015 г. К сожалению, приходится констатировать, что даже спустя три года после намеченного срока указанное положение Концепции выполнено не всеми субъектами Российской Федерации. По состоянию на сентябрь 2017 г.  только в 28 из них функционируют центры по оказанию адаптационных и интеграционных услуг иностранным гражданам.

Наиболее удачным примером создания такого рода организаций является функционирующая с 2013 г. в г. Чите Забайкальского края автономная некоммерческая организация (далее – АНО) «Центр социально- культурной адаптации мигрантов». Целевой группой центра являются, наряду с иностранными работниками, иностранные граждане, прибывшие на территорию Российской Федерации с другими целями: образовательная миграция, беженцы, соотечественники, участвующие в программе добровольного переселения в Россию [14]. Вместе с тем, целевая аудитория Центра обозначена расплывчато: речь идёт о резидентах (термин налогового законодательства), а также мигрантах и иммигрантах (не используются в законодательстве).

В форме АНО создан и функционирует «Центр по трудоустройству и адаптации мигрантов» в г. Казани, на базе которого оказывается помощь в поиске и найме жилья, подборе работы, а также формируются неформальные группы взаимопомощи [10]. Тюменский областной центр адаптации мигрантов [4] – ещё один пример НКО, оказывающей адаптационные и интеграционные услуги в форме АНО. Пермский «Центр социально-культурной адаптации трудовых мигрантов» также создан в форме АНО «Миграция» и объединяет пять коммерческих организаций различной целевой направленности: локальный центр тестирования иностранных граждан для получения сертификата на знание основ российского законодательства, истории и русского языка, медицинский центр, юридическую компанию, агентство переводов, и автошколу безопасного движения [1]. АНО «Центр социальной адаптации мигрантов» в г. Липецке занимается оказанием преимущественно юридических услуг иностранным гражданам [5].

Создание юридического лица в организационно-правовой форме АНО следует признать удачным, поскольку она допускает участие как частных учредителей, так и публично-правовых образований (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования), что характерно не для всех организационно-правовых форм НКО [6].

В некоторых субъектах Федерации инфраструктура для адаптации и интеграции мигрантов начала оформляться ещё до обсуждения этой инициативы на федеральном уровне. Так, в Республике Карелия с 2007 г. на базе районных библиотек функционируют центры адаптации и интеграции иностранных граждан (Олонец, Сегежа, Беломорск, Петрозаводск, Питкяранта и др.), деятельность которых направлена выработку рекомендаций мигрантам по адаптации к новым социальным условиям, культуре Карелии, обычаям, бытовой культуре общения. В республике подготовлены и изданы методические рекомендации для работников центров социально-культурной адаптации мигрантов, памятки для мигрантов и работодателей, информационно-справочный сборник «Живем и работаем в Карелии». На сегодняшний день в Карелии созданы 12 центров адаптации и интеграции иностранных граждан [2]. Ещё одним примером создания инфраструктуры для адаптации и интеграции является открытие «Центра социальной адаптации и интеграции мигрантов» в г. Красноярске. Существенным преимуществом центра является функционирование на его территории гостиницы, рассчитанной на проживание 400 гостей, а также наличие медицинского центра, в котором можно получить сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекций. В центре имеется возможность для прохождения комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства. Функционирует также биржа вакансий, которая призвана помочь иностранным гражданам в поиске работы [3].

Наряду с созданием центров социально-культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в форме АНО, другим распространённым вариантом является их учреждение на базе крупных библиотек при поддержке высшего органа исполнительной власти субъекта Федерации. Так, в декабре 2014 г. на базе Владимирской областной научной библиотеки был открыт Центр социально-культурной адаптации мигрантов, который занимается информационной поддержкой иностранцев, языковой коммуникацией и просвещением [15]. Похожая ситуация сложилась в республике Бурятия: в Улан-Удэ распоряжением городской администрации создан на базе Центральной городской библиотеки им. И. Калашникова создан Центр социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов (проводит информационные ярмарки для мигрантов, недели толерантности и др.) [16]. В Ульяновской области на базе «Центра толерантности» проводятся курсы адаптации для мигрантов, включающие уроки русского языка и духовности, а также психологические тренинги [8].

Также следует выделить оказание адаптационных и интеграционных услуг в рамках частных инициатив, получивших грантовую поддержку Президента России. Так, на базе Читинского института Байкальского государственного университета действует лаборатория «Центр социально-культурной адаптации мигрантов», образованный по проекту М.С. Кошелева «Социально-культурная адаптации и интеграция мигрантов в условиях Забайкальского края», который прошёл отборочный этап по линии оператора ООФ «Национальный благотворительный фонд [13]. Аналогичная ситуация сложилась в Нижнем Новгороде, где адаптационные мероприятия проводятся за счёт средств государственной поддержки на проект «Защита социально-экономических прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, а также лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, в том числе вынужденно покинувших территорию Украины, при адаптации и интеграции в местное сообщество [9]. В Ростове-на-Дону программу адаптации и интеграции иностранных граждан реализует негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Мир без границ», также получившее финансирование в виде грантовой поддержки [12].

Таким образом, имеющийся опыт создания центров по адаптации и интеграции иностранных граждан показал, что первый этап реализации Концепции государственной миграционной политики по- прежнему не завершён. Учредители центров адаптации и интеграции иностранных граждан, используют, как правило, форму АНО, средства грантовой поддержки или открывают адаптационные курсы на базах библиотек. При этом наиболее широкий перечень адаптационных и интеграционных услуг предоставляют НКО, созданные в форме АНО. Весьма существенным недостатком в деятельности центров социально- культурной адаптации и интеграции является отсутствие у подавляющего большинства из них Интернет- сайтов, предлагающих потенциальным клиентам доступную информацию об оказываемых услугах и месте нахождения организации. Представляется, что необходимо создать единый Интернет-ресурс на сайте ФАДН, позволяющий осуществлять поиск функционирующих на территории субъектов Федерации центров по адаптации и интеграции иностранных граждан. Подобная система поиска хорошо зарекомендовала себя, например, в Австралии, где на сайте Департамента социальных услуг (Department of Social Services) Правительства Австралии размещён локатор, позволяющий получить полный список организаций, оказывающих услуги в рамках Программы комплексной поддержки иностранных граждан (Complex Case Support – CCS) в каждом штате или территории [17]. Представляется необходимым привлечение к процессу адаптации и интеграции волонтёров, а стаж волонтёрской деятельности учитывать при приёме на работу для создания дополнительного стимула к участию в процессе обустройства иностранных граждан на новом месте. Кроме того, деятельность подавляющего большинства центров адаптации мигрантов пока что развита слабо: иностранным гражданам не предоставляется помощь в поиске жилья, устройстве детей в образовательные учреждения и т.д. Вместе с тем, только наиболее полное осуществление социальных прав иностранных граждан способно привести к построению ими крепких экономических и социальных связей в принимающем сообществе, что и составляет содержание понятий адаптации и интеграции.

 

Список литературы

 

1. АНО «Миграция» // URL: http://migrantperm.ru /ntcn/ (дата обращения: 06.01.2018).

2.      В этнокультурном центре «Калевалатало» откроется отделение для мигрантов // URL: http://www.karel.aif.ru/society/v_etnokulturnom_centre_kalevalatalo_otkroetsya_otdelenie_dlya_migranto v (дата обращения: 04.01.2018).

3.    В Красноярске открылся первый в Сибири Центр социальной адаптации мигрантов // URL: http://newslab.ru/news/700237 (дата обращения: 06.06.2018).

4.    В Тюменской области на межнациональные отношения выделено 61,7 млн рублей // URL: http://www.vsluh.ru/news/society/304342 (дата обращения: 05.01.2018).

5.       В Липецке работает «Центр социальной адаптации мигрантов» (сюжет) // URL: http://most.tv/news/75317.html (дата обращения: 06.01.2018).

6. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. – М., 2012. С. 344.

7.   Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 г.) // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/ (дата обращения: 06. 01.2018).

8.           Курсы адаптации мигрантов на базе «Центра толерантности» // URL: http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2670%3Anews&catid=131%3Aactions& Itemid=99 (дата обращения: 17.12.2017).

9. Межрегиональная благотворительная общественная организация «Приволжский миграционный центр» // URL: http://migrant-nnov.ru/seminars.html (дата обращения: 18.12.2018).

10.       Некоммерческие организации / Автономная некоммерческая организация «Центр по трудоустройству и адаптации мигрантов» // URL: http://nko.economy.gov.ru/Organization/Details/16227 (дата обращения: 05.01.2018).

11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. // Российская газета. 2012. № 287.

12.      Программа «Социальная адаптация и интеграция мигрантов в г. Ростове-на-Дону» // http://noumbg.ru/programm/programma-socialnaya-adaptaciya-i-integraciya-migrantov-v-g-rostove-na- donu (дата обращения: 15.12.2018).

13.     Проект заместителя декана ЮФ выиграл президентский грант в 1 млн рублей // URL: http://chita.bezformata.ru/listnews/proekt-zamestitelya-dekana-yuf-viigral/37590121 (дата обращения: 04.01.2018).

14. Социально-культурная адаптация мигрантов в социальное пространство Забайкальского края //URL: http://premiagi.ru/initiative/1422 (дата обращения: 05.01.2018).

15.        Центр     социально-культурной     адаптации    мигрантов:     первый     год     работы    //     URL: http://www.mngz.ru/russia-world-sensation/1625442-centr-socialno-kulturnoy-adaptacii-migrantov-pervyy-god-raboty.html (дата обращения: 29.12.2018).

16.     Центр социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов // URL: http://ulan-ude-eg.ru/industry/soc-sphera/94357/ (дата обращения: 30.12.2018).

17.            Humanitarian      Settlement       Services        Locator       //       URL:        http://www.dss.gov.au/our- responsibilities/settlement-and-multicultural-affairs/programs-policy/settlement-services/settlement- services-locator (дата обращения: 27.12.2018).

18.   John Shields, Julie Drolet, Karla Valenzuela. Immigrant Settlement and Integration Services and the Role of Non-profit Providers: A Cross-national Respective on Trends, Issues and Evidence. RCIS Working Paper № 2016/1 (February), 5).