Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О НЕКОТОРЫХ КРИТЕРИЯХ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ /ON SOME CRITERIA OF EFFICIENCY OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2018г.

Аннотация. В данной научной статье исследованы вопросы критериев эффективности местного самоуправления в Российской Федерации. Проанализированы возможности применения критериев эффективности местного самоуправления в реалиях действующего законодательства о местном самоуправления в Российской Федерации.

Ключевые слова: Местное самоуправление, эффективность местного самоуправления, критерии, демократия, права и свободы человека и гражданина.

Keywords: Local government efficiency local government criteria, democracy, rights and freedoms of man and citizen.

За последние двадцать лет Российская Федерация сделала свой стратегический выбор, несколько раз корректировала политический курс своего развития. Данные процессы ставили перед государством, политическими элитами и гражданами ряд проблем, связанных не только с формированием конституционного дизайна, гражданского общества, правового государства и рыночной экономики, но и обеспечением национальной безопасности. События 90-х годов ХХ века в России были связаны с поиском выхода из социально-экономического и политического «хаоса», с частичной утратой потенциально важных для настоящего и будущего Российской Федерации[1].

Смысл наличия власти государстве — гарантия безопасности его граждан. Поэтому одна из важнейших задач федерального центра в обозримом будущем продемонстрировать населению регионов России свою необходимость. В свою очередь региональные власти в федеративном государстве также имеют свой специфический круг вопросов, касающихся удовлетворения потребностей граждан, прежде всего тех, которые связаны с особенностями того или иного региона и его частными проблемами[1].

Прежде чем приступить к вопросу рассмотрения эффективности местного самоуправления, стоить отметить общеиспользуемую формулу определения эффективности того или иного направления, объекта, действия в рамках достижения той или иной цели. Основные цели и задачи местного самоуправления просматриваются статье 1 Закона о местном самоуправления[2], которая гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, которая обеспечивается в пределах, определенной Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, а также законами субъектов Российской Федерации в рамках самостоятельности принятия решений населением непосредственно/через органы местного самоуправления определенных вопросов местного уровня с учетом исторических и иных традиций. Отсюда следует, что основные цели местного самоуправления определяются в:

- обеспечение осуществления народом своей власти в рамках институционного принципа;

-      обеспечение решений населения вопросов местного уровня в рамках организационного принципа[3].

Исходя из определенных целей местного самоуправления процессом их достижения, в том числе и итогом достижения поставленных целей, является эффективностью местного самоуправления самого высокого уровня, в котором и заключен сам смысл работы органом местного самоуправления, как института общественно-политической направленности.

С точки зрения юридической теории в двух определенных выше целях заключены основополагающие ценности, которые несут в себе также две правовые ценности конституционного значения:

- местное самоуправление является составляющей проявления демократии;

-   права и свободы человека и гражданина, реализация которых связана не только с федеральным уровнем в общем, но и с конкретным местом жительства человека и гражданина.

В рамках определения круга проблем критериев эффективности местного самоуправления, стоит обратить внимание на идею, которая определена в рамках выявляющихся проблем эффективности действия нормативно-правовых актов: цель в отличии несет в себе более широкий по масштабу характер, оценивая эффективность, которой стоит рассматривать не само конечное достижение цели, а степень достижения. Все вышесказанное имеет свое распространение на исследование проблематики критериев эффективности местного самоуправления. Так, оценивая достижение поставленных целей на примере конкретного региона/муниципалитета, стоит рассматривать не о количественном критерии достижения поставленных целей, а о их качественном достижении. Две главенствующие цели и сопутствующие им ценности определяют цели деятельности местного самоуправления, в том числе и органов местного самоуправления, задачи, которые также связаны с правовым сопровождением определенной направленности.

Таким образом, определение эффективности местного самоуправления стоит определять как комплексную муниципально-правовую категорию, которая подразумевает возможность/способность в государственной системе действия местного самоуправления в вопросах обеспечения достижений целей различной направленности при малых затратах в отражении степеней достижения.

Анализируя указанные выше главные цели деятельности местного самоуправления, стоит отметить, что, к сожалению, демократия на муниципальном уровне развита достаточно неустойчиво, а по некоторым направлениям и откровенно слабо. Законом о местном самоуправлении, а именно Главой 5, предусмотрено всего 11 форм ее реализации, а по факту работают должным образом только две: процедура местных выборов и процедура обращения граждан[4]. Например, предусмотренная законодательством Российской Федерации возможность проведения местного референдума, который по праву считается самой демократической формой проявления муниципального самоуправления, применяется крайне редко. Примерно такая же ситуация и с публичными слушаниями, в которых помимо редкого применения еще и кроется умышленное замалчивание, проводится в режиме информационного вакуума, что приводит к проведения на формальном уровне/имитации проведения, в случаях, когда публичные слушания необходимы в определенных вопросах. Таким образом, возможности территориального общественного самоуправления в Российской Федерации используются всего лишь на небольшую часть от реального потенциала. Аналогичная ситуация просматривается и в остальных формах местной демократии.

Второй целью местного самоуправления, как уже было сказано, признается обеспечений решений населения вопросов местного уровня с организационной точки зрения. Стоить помнить о том, что организация такого процесса должна осуществляться в разрезе исторических и местных традиций. Данная цель достигается путем решения огромного спектра задач в сфере экономики, юриспруденции, процесса организации. Среди всех перечисленных задач особняком стоят задачи по защите прав и свобод человека и гражданина в разрезе местожительства, а также задачи по охране законных интересов в рамках решения вопросов местного уровня.

Помимо указанных основных юридических аспектов эффективности деятельности местного самоуправления проблемы имеются также и в управленческой части изучения данного вопроса. Так, вопрос о соотношении конечной эффективности деятельности местного самоуправления и его эффективности с управленческой точки зрения, а также решение данного вопроса, напрямую зависит от определения соотношения критериев и показателей эффективности. Как показывает практика, данный вопрос имеет место быть, так часто встречаются случаи, когда данные понятия применяются как тождественные.

Отталкиваясь от значения слова и области его применения, критерием эффективности местного самоуправления является мерилом, признаком, тот масштаб, в рамках которого можно осуществить оценку эффективности деятельности местного самоуправления.

Таким образом, критериями эффективности деятельности местного самоуправления считаются главные цели. Критерии, которые можно отнести ко второстепенным, сами по себе направлены на обеспечение местной демократии, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов человека и гражданина, т.е. такие критерии, которые направлены на основополагающие критерии управления, как:

- производительность органов местного самоуправления;

- управляемость;

- ритмичность осуществляемой работы;

- качественный и количественный прирост показателей;

- экономия времени.

Таким образом, данные критерии помогут перевести критерии в показатели эффективности, а показателями эффективности являются такие факторы, которые заключаются в оценочные определения исполнения органом местного самоуправления своих непосредственных задач на практическом уровне.

Четкое разграничение основанных на целях деятельности местного самоуправления критериев, а также основанных на результатах деятельности показателей, применяется с целью сведения процессов оценки эффективности деятельности местного самоуправления к механизации и бюрократизации в виде суммирования цифровых показателей.

Безусловно, без применения суммирования количественных показателей пори оценке деятельности местного самоуправления не обойтись, но не стоит забывать о том, что помимо количественных показателей существуют и качественные показатели эффективности деятельности. Так, определенный выше критерий эффективности местного самоуправления «Обеспеченность в осуществлении народом своей власти», можно применять на основе определенного ряда количественных показателей, которые отражают численного количество, динамику по осуществлению в пределах выделенной территории муниципального образования таких мероприятий, которые предусмотрены статьями главы 5 Закона о местном самоуправлении. Но, как говорилось выше, такие мероприятия зачастую проводят «для галочки», что в свою очередь не может говорить о конкретных результатах деятельности органов местного самоуправления.

Например, при проведении референдума даже отрицательный результат голосования по выдвинутому вопросу будет считаться результатам успешного проведения референдума независимо от итогов. Тоже самое можно отнести к статье 24 Закона о местном самоуправлении. Во всех случаях необходимо учитывать не только количественные, но и качественные показатели. Например, рассматривая эффективность местного самоуправления в виде проведения публичных слушаний на определенный промежуток времени, стоит учитывать не количество проведенных слушаний, а качество их сопровождения, которые заключаются:

- в сроках проведения публичных слушаний;

- в степени освещенности во всевозможных источниках средств массовой информации;

- в активности населения;

-     в уровне организации, проявляющийся в приспособленности проводимого мероприятия для удобства его участников;

- в количестве и важности изучаемых вопросов;

- и т.п.

Таким образом, выработка научно обоснованных количественных и качественных показателей эффективности местного самоуправления позволит объективно оценить эту эффективность на основе имеющихся критериев 

1Аминов И.Р. О фундаменте национальной безопасности России // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2015. № 2 (27). С. 56-61.  

2Кузнецова С.П. Проблемы взаимодействия административной комиссии с органами власти и пути их решения // Территория науки. 2016. № 2. С. 135.

3 Кузнецова С.П. Проблемные вопросы развития муниципального правотворчества // Территория науки. 2016. № 1. С.144.

4 Кенжеева М.А. Проблемы правового регулирования организации местного самоуправления // Территория науки. 2016.№ 1. С. 127.

 

Список литературы

 

1.                   Аминов И.Р. ОфундаментенациональнойбезопасностиРоссии // ВестникБИСТ (Башкирскогоинститутасоциальныхтехнологий). 2015. №2 (27). С. 56-61.

2.                   Аминов И. Р. Федеративная модернизация российских регионов // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2015. № 18 – 2. С. 216.

3.                   Кенжеева М.А. Проблемы правового регулирования организации местного самоуправления // Территория науки. 2016. № 1. С. 127-134.

4.                   Кузнецова С.П. Проблемные вопросы развития муниципального правотворчества // Территория науки. 2016. № 1. С. 143-149. Территория науки. 2016. № 3 173.

5.                   Кузнецова С.П. Проблемы взаимодействия административной комиссии с органами власти и пути их решения // Территория науки. 2016. № 2. С. 135-139.

6.                   Сытинская, М. В. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / М.В. Сытинская, В.И. Шкатулла. - М.: Юстицинформ, 2015. - 728 c.