Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ АСИММЕТРИИ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Исследуя вопрос о государственно-территориальном устройстве, следует обратить внимание на многозначность этого понятия. А.Б. Венгеров и Т.В. Кашанина считают, что действительно, речь идёт именно об устройстве (строении, организации) государства, только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.

В учебной и научной литературе прослеживается смешение понятий «государственное устройство» и «территориальное устройство». Так, В.М. Корельский под формой государственного устройства понимает территориальную организацию государственной власти, соотношение государства, как целого, с его составными частями. Матузов Н.И. определяет государственное устройство как внутреннюю национально-территориальную организацию государства, соотношение целого и его частей.

Вводя свой термин, В.Е. Чиркин определяет политико-территориальное устройство государства как организацию государственной власти по территориальному признаку, которая характеризует соотношение государства как целого с его составными территориальными частями.

Особенностью территориального устройства федеративного государства становится то, что составными элементами этого устройства являются различные по статусу территориальные образования, одни обладающие ограниченной властью в отношении своей территории, что обусловливает распределение полномочий в сфере совместного ведения, другие, не имеющие властный полномочий и не являющиеся субъектами правоотношений.

В современный период юридическая наука по-прежнему обращается к исследованию территории и территориального устройства в различных ее проявлениях с учетом имеющихся доктринальных положений, а также посредством введения в оборот новых категорий и терминов.

Существуют некоторые подходы к вопросам территории, так Ю.А. Тихомиров, вводя инструментарий для обозначения границ действия разных правовых комплексов и предусматриваемых ими юридических режимов, предлагает использовать для правовых систем в рамках федерации понятие «государственно-правовая территория» как универсальная правовая категория.

В исследуемой автором сфере за последнее время можно выделить фундаментальные труды таких ученых как С.Н. Бабурин, В.И. Лексин, А.Н. Чертков, которые рассматривали именно особенности территории и территориального устройства государства.

Актуализация внимания теоретиков и практиков государствоведения к проблематике территории на современном этапе обусловлено объективными потребностями государственно-правового и международно- правового развития Российской Федерации, а в частности, современное федеральное законодательство, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов федерации обнажили ряд важнейших проблем, среди которых обеспечение территориального единства России, ее территориальной целостности. Их разрешение невозможно без осознания сущности развития территориального устройства государства и возможных изменений, которые могут возникнуть в результате этого развития.

Вопросы территории это вопросы междисциплинарного характера. Она является объектом исследования политологии, экономики, социологии, философии. В аспекте рассматриваемой темы все процедуры изменения состава субъектов РФ, изменения границ между субъектами РФ, определение и изменение статуса субъектов РФ заложены Конституции Российской Федерации в разделе «Федеративное устройство». Поэтому термин федеративное устройство включает в себя смысл территориального устройства как модель, отражающую всю совокупность элементов федеративного государства, которая способна к трансформации в зависимости от задач, которые ставит перед собой российское государство.

Не стоит забывать о том, что российской федеративной модели присуща асимметричность, которая выражается в различиях статуса субъектов федерации, наличие в составе федерации территориальных образований, не являющихся субъектами РФ, неравное представительство субъектов в верхней палате парламента.

Субъекты РФ имеют различный конституционно-правовой статус, что выступает как объективная реальность. Не смотря на то, что Республики РФ провозглашены государствами особыми привилегиями в отношении своих территорий они не обладают, хотя отдельные республики к своему ведению относят не просто административно-территориальное устройство, а «государственное устройство, статус и территорию республики» (п. 2 ст. 38 Конституции Республики Саха (Якутия); «государственное устройство, территорию республики» (п. «в» ст. 69 Конституции Кабардино-Балкарской Республики), данное обстоятельство оценивается неоднозначно. Большинство республик воспользовалось своим правом установлении административно- территориального устройства, поэтому в данном аспекте они равноправны с другими субъектами Российской Федерации.

Говоря о «сложноустроенных» субъектах РФ, можно, прежде всего, выделить проблему реализации прав и обязанностей субъектов, входящих в состав других субъектов РФ в отношении собственных территорий.

Согласно Конституции РФ все субъекты равноправны, поэтому умаление прав «входящих» субъектов недопустимо. Здесь уместнее рассмотреть проблему асимметрии в распределении полномочий в территориальной сфере компетенций.

Если анализировать п. 1 ст. 67 Конституции РФ, то явно указана норма о том, что территория РФ включает в себя территории ее субъектов, значит эти округа имеют собственную территорию. Это положение подтверждает и тот факт, что автономные округа равноправны и в отношении других субъектов Российской Федерации. Тем не мене, если говорить о пространственной сфере компетенции, то наличие собственной территории является гарантом независимости данных субъектов друг от друга. Если такие субъекты будут иметь юридические гарантии своей независимости и самостоятельности, то это может изменить их юридическое равноправие.

Чтобы реализовать свое право на юридическое равноправие субъекты, входящие в состав областей должны: во- первых, иметь четко обозначенную сферу своей компетенции, во-вторых, исходить из обоюдного согласия обоих субъектов по ключевым вопросам (договорные отношения).

Постановлением Конституционного Суда РФ определено, что вхождение одного субъекта федерации в состав другого является реальным лишь в том случае, если происходит включение его территории и населения в состав территории и населения другого субъекта.

Именно включение территории  и населения автономного округа в состав края, области  отличает их взаимоотношения от отношений  с другими  субъектами Российской  Федерации. В то же время, включение территории автономного округа в состав территории края не означает, что автономный округ утрачивает свою территорию, и она поглощается краем, областью. В данном случае территории субъекта с включенным в его состав субъектом определяется наличием общего объекта осуществления юрисдикции – территории. Гораздо острее встают вопросы в практической реализации своих прав данными субъектами.

Таким, образом, наличие в территориальном устройстве субъектов имеющих различные механизмы правового регулирования реализации своих полномочий в пределах собственных территорий и выступает одной из основных характеристик правовой асимметрии.

 

Список литературы

1.     Венгеров А.Б. Кашанина Т.В. Теория государства и права. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. С. 65-70

2.     Государственно-территориальное устройство России (экономические и правовые основы) /Под ред. А.Г. Гранберга, В.В. Кистанова. М. 2003. - 367 с. Воронин А.А. Территориальная организация государства: теоретический и исторический аспекты. Дис...канд. юрид. наук, Ярославль, 2003. - 350 с. Территориальное устройство субъектов Российской Федерации// Конституционное право субъектов РФ// Отв. Ред. Проф. В.А. Кряжков. М., 2002 - 420 с.

3.     Еллинек Г. Общее учение о государстве. 1908. С. 102.

4.     Лексин В.И. Конституционно-правовые проблемы территориального устройства современного государства (особенности России и зарубежный опыт). Дисс. док-ра юр. наук. Москва 2013 г. Чертков А.Н. Правовое регулирование территориального устройства России: концепция и прогноз Дисс. Докт юр наук, Москва 2012 г.

5.     Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П "По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области". (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.constitution.ru/decisions/65786/65786.htm    (29.092013г.)

6.     Теория государства и права. Учебник для юридических вузов / под ред. В.М. Корельского и В.Д. Превалова. – 2-е изд., изм. и дополн. М.: Изд. группа Норма – Инфра-М, 2001. – С.187

7.     Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Юристъ, 2001. – С.86.

8.     Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. – М.: Изд-во Норма, 1996. – С. 7.

9.     Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – 2-е изд. испр. и доп. М.: Юристъ, 2000. – С.158.

10. Чиркин В.Е. Современное федеративное устройство. Учебное пособие. М.: 1997. С.22-23