Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВО НА ЖИЗНЬ: ГЕНЕЗИС ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В XX ВЕКЕ

Авторы:
Город:
Гродно
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Права человека образуют основу правового статуса личности и находят свое закрепление в конституциях большинства современных государств. В обширной системе прав, которыми обладает человек, центральное место принадлежит праву на жизнь. Несмотря на кажущуюся простоту, понятие «право на жизнь» имеет сложное содержание, которое объединяет в себе медицинские, философские, биологические, религиозные и юридические составляющие. Поэтому законодательство, как национальное, так и международное, которое регулирует право на жизнь, находится в постоянном развитии, отвечая на вызовы современности. Международный терроризм, межгосударственные конфликты, геноцид, фашизм – далеко не полный перечень угроз, которые показывают уязвимость прав и свобод человека и, в первую очередь, права на жизнь.

Представляется, что обращение к истории правовой регламентации данного понятия в международном праве и в Республике Беларусь будет способствовать совершенствованию нормативного закрепления и защиты права на жизнь, более полному и глубокому пониманию тенденций и закономерностей развития идеи прав человека на современном этапе развития общества.

Право на жизнь было закреплено в международном праве в период после окончания Второй мировой войны. Среди международно-правовых актов, нормы которых излагают современную концепцию прав человека и, в том числе, регулируют право на жизнь, необходимо выделить Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. Этот документ называют «Хартией вольностей для всего человечества» [5]. Статья 3 данного документа устанавливает, что каждый имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность[2]. Всеобщая декларация прав человека была провозглашена в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства. Таким образом, устанавливались универсальные нормы и правила в сфере прав человека.

Необходимо отметить, что право на жизнь получило не только  формальное закрепление, но и было гарантировано путем создания международных механизмов его защиты (Международный Суд, Европейский Суд по правам человека). Тенденция к установлению международного контроля за соблюдением прав человека в конкретных государствах прослеживается в деятельности Совета Европы,  а также в рамках ОБСЕ. Так, на Московском совещании Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 года государства-участники заявили, что «обязательства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства» [6].

Однако в ряде стран (в частности, Иране, Китае, Индонезии) такая позиция не была поддержана. Напротив, высказывалось мнение о том, что национальные особенности конкретной страны играют ведущую роль в обеспечении прав и свобод граждан [1, с. 31]. Глава китайской делегации на Всемирной конференции по правам человека (1993 год) заявил, что взгляды, согласно которым вопросы прав человека не признают границ и что принцип невмешательства во внутренние дела неприменим в этой области, и любые действия, основанные на этих взглядах, есть не что иное, как формы политики давления [3, с. 25, 27].

Таким образом очевидно, что международное сообщество еще не достигло универсального консенсуса относительно прав человека и порядка их защиты.

Право на жизнь в течение долгого времени не находило формального закрепления в Конституциях белорусского государства. Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии 1919 г. и Конституция (Основной Закон) БССР 1927 г. закрепляли только свободу совести, религиозной и антирелигиозной пропаганды, свободу мнений, собраний и союзов []. Перечень прав и свобод граждан был несколько расширен в Конституции БССР 1937 г. Так, в соответствии со статьей 102 Конституции БССР 1937 г. гражданам обеспечивалось право на неприкосновенность личности []. Конституция БССР 1978 г. в статье 37 устанавливала, что граждане БССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией СССР, Конституцией БССР и советскими законами []. Более того, в статье 55 Конституции БССР 1978 г. было провозглашено, что уважение личности, охрана прав и свобод граждан – обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц. [].

О реализации и защите права на жизнь в советский период можно судить преимущественно на основании уголовно-правовых норм. В СССР, начиная с 1917 г., смертная казнь отменялась трижды: в 1917, в 1920 и в 1947 гг. Однако через некоторое время после принятия актов об отмене смертной казни ее применение восстанавливалось в связи с необходимостью усиления борьбы с особо опасными преступлениями.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что в советский период становления белорусского государства к правам человека относились не как к универсальной ценности, а как к абстрактной идее, предмете научной полемики. Необходимость уважения и соблюдения прав человека только декларировалась, реальный механизм реализации этих прав отсутствовал.

Только с принятием Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (далее – Конституция Республики Беларусь) белорусское государство приступило к внедрению в жизнь системы ценностей, в которой права человека являются высшим приоритетом.

Статья 24 Конституции Республики Беларусь закрепляет право на жизнь [4, с. 9]. Анализ правовых норм, содержащихся в статье 24 Конституции Республики Беларусь [4, с. 9], позволяет сделать следующие выводы. Согласно части второй названной статьи государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. В части третьей указанной статьи оговариваются условия применения смертной казни. Несмотря на кажущуюся нелогичность построения нормативных предписаний статьи 24 Конституции Республики Беларусь [4, с. 9], можно предположить, что законодатель исходил из того, что только смертная казнь является ограничением права на жизнь со стороны государства. Более того, формулировка данной нормы позволяет принять решение об объявлении моратория на применение смертной казни или о полной отмене этого наказания.

Обсуждаемое право непосредственно закрепляется в части первой статьи 24 Конституции Республики Беларусь, которая гласит: «Каждый имеет право на жизнь» [4, с. 9]. Следует подчеркнуть, что в части первой названной статьи используется термин «каждый»,  а в части второй – «человек». Понятие «каждый» применительно к части первой статьи 24 Конституции Республики Беларусь [4, с. 9] не раскрывается. В этой связи возникает вопрос:  имеет ли право на  жизнь еще  не  рожденный человек? Необходимо отметить, что вопросы, связанные с моментом возникновения права на жизнь, не получили четкой правовой регламентации и в международном праве. Национальные судебные органы, а также Европейский Суд по правам человека, как правило, не рассматривают аборт в качестве нарушения права на жизнь. Вместе с тем, положения отдельных национальных и международных нормативных актов говорят об обратном, то есть приравнивают аборт к лишению человека жизни. Представляется, что данный вопрос требует четкой регламентации в законодательстве Республики Беларусь.

Еще одним спорным моментом реализации права на жизнь является эвтаназия. В Республике Беларусь осуществление эвтаназии запрещено. Однако рядом европейских стран она легализована. В сфере межгосударственных отношений общие принципы ее реализации не урегулированы. Отсутствие четкой международно-правовой позиции по отдельным моментам применения эвтаназии и ее допустимости в принципе неизбежно приведет к правовым коллизиям и спорам, что не будет способствовать эффективной защите права на жизнь. В этой связи представляется целесообразным принятие международного акта, определяющего единые принципы применения (или, напротив, санкционирующего запрет) данного института.

Подводя итоги, следует отметить, что в ХХ веке мировым сообществом были предприняты важные меры для правовой регламентации и защиты права на жизнь. Вместе с тем ряд проблемных вопросов остался неразрешенным и по-прежнему требует пристального внимания как законодателей конкретных государств, так и международных правозащитных организаций.

 

Список источников

1.     Акмамбетова А.Г. Права человека: два взаимосвязанных недоразумения // Право и государство. 1988. N 3.

2.     Всеобщая       декларация       прав       человека.       –       [Электронный       ресурс]       /       Режим        доступа: http://www.un.org/ru/universal-declaration-human-rights. – Дата доступа 18.01.2016.

3.     Даниленко Г. Международная защита прав человека: Вводный курс. М., 1998.

4.     Конституция Республики Беларусь 1994 года. – Минск: Амалфея, 2011. – 48 с.

5.     Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. М., 1998.

6.     Текст документа Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ: Советский журнал международного права. 1991. N 3/4.