Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О ПОНЯТИИ И СОДЕРЖАНИИ ФУНКЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Авторы:
Город:
Гродно
ВУЗ:
Дата:
09 февраля 2019г.

Правовая доктрина для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства. В рамках марксистско-ленинского, классового подхода к сущности государства, определялось его назначение. Утверждалось, что, поскольку и направление, и предмет, и содержание деятельности государства, и обеспечивающая их система структурных образований изменяются в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным является понятие именно функции [2, с. 164]. Это понятие особенно широко было использовано для определения деятельности социалистического государства – его роли как главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного хозяйства, поддержки национально-освободительных движений и т. п.

На современном этапе развития отечественной теории государства и права также сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с одним существенным уточнением: расширяется и углубляется понимание социального назначения государства, отвергается провозглашаемая ранее жёсткая связь между изменениями классовых характеристик государства и, соответственно, его функций. Эта связь, как показал исторический опыт, оказалась более многогранной. На функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества и существования цивилизации (например, киберпреступность, экологические, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы).

Современная юридическая наука, как правило, функции государства рассматривает в зависимости от его основных целей и задач, а также представляет их в качестве средства реализации этих задач.

Венгеров А.Б. считает, что функция государства – это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определённом направлении, и обеспечивающие её средства и способы [2, с. 164].

Вишневский А.Ф. даёт другое определение данному понятию. Функции государства – это основные направления (виды) деятельности государства (всех его органов) по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определённых исторических этапах развития общества [3, с. 104]. Такого определения придерживаются и некоторые другие исследователи [8, с. 90].

Одной из важнейших функций современного государства является социальная. Данная функция призвана обеспечить социальную защищённость каждого человека, нормальные условия жизни всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве материальных и духовных благ [3, с. 106].

Социальная незащищённость членов капиталистического общества явилась предпосылкой появления и развития концепции «социального государства». Понятие «социальное государство» впервые было введено в научной оборот в середине XIX века в трудах немецких ученых под влиянием философии Гегеля и в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Термин «социальное государство» был предложен государствоведом и экономистом Лоренцом фон Штейном в работе «История социального движения во Франции с 1789 года до наших дней», который считал, что государство обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счёте, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле заключается сущность социальной функции государства [1, с. 15].

Несмотря на множество трактовок, и подходов к определению социального государства, в понимании его природы прослеживается определенная общность позиций, что позволяет выделить его устойчивое содержание.

Социальное государство – форма организации власти, опирающаяся на ту или иную модель социального общежития (социальный конфликт, социальное отчуждение или социальное партнёрство) и ориентированная на цели устойчивого социального совершенствования общества. Во внутренней жизни страны социальное государство реализуется в социальной политике. В поле международных отношений социальное государство реализуется в политике защиты прав человека [4, с. 4].

Теория социального государства нашла отражение в законодательстве многих современных государств, в том числе в Конституциях Российской Федерации и Республики Беларусь. Одной из первых Конституций на постсоветском пространстве закрепившей принцип социального государства являлась Конституция Российской Федерации 1993 года, которая в части первой ст. 7 Основного Закона Российской Федерации «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [7]. Согласно ст. 1 Конституции Республики Беларусь 1994 года гласит: «Республика Беларусь - … социальное правовое государство» [6]. Ст. 21 Основного Закона Республики Беларусь гласит «… каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жильё и постоянное улучшение необходимых для этого условий» [6].

Проведённое исследование позволяет выделить следующие основные признаки социального государства: 1. Ответственность государства за состояние качества человека; 2. Ответственность государства за уровень благосостояния граждан; 3. Наличие правовых основ социального регулирования и социального порядка; 4. Ориентация единой социальной политики на всех членов общества, наличие бюджетных социальных выплат и наличие государственных систем социальной защиты и социального обеспечения; 5. Направленность на устойчивое социальное совершенствование общества не только в отношении перераспределения материальных благ, но и в направлении целенаправленного формирования определенного качества человека и системы общественных отношений; 6. В последнее время многие авторы в качестве устойчивого признака социального государства называют наличие в нем институтов гражданского общества, но этот признак не был характерен для ранних этапов развития социального государства [5, с. 87].

Природа (сущность) и цели социального государства реализуются через его функции, в частности через основное направление его деятельности, образующие содержание социальной политики. Необходимо учитывать, что почти за стопятидесятилетнюю историю развития социального государства его функции изменялись. Российский исследователь, бывший министр труда Российской Федерации С.В. Калашников выделяет следующие функции социального государства, которые предопределяют основные направления социальной политики: 1) первичные социальные функции – регулирование трудовой деятельности, отношений членов общества, обеспечение общедоступности естественных благ и т.п.; 2) экономические функции, направленные на достижение социальных целей, – создание благоприятных экономических условий, регулирование природопользования, повышение уровня личного потребления и др.; 3) общие социальные функции – обеспечение доступного здравоохранения и образования, удовлетворение культурных запросов и т.п.; 4) социальные функции социального государства – обеспечение занятости, социальное обеспечение и так далее [5, с. 107].

В заключение проведённого исследования можно сделать вывод, что в качестве тактических (кратко- и среднесрочных) интегральных функций социального государства следует признать две: функцию объединения граждан страны на основе обеспечения социального (классового) мира и функцию обеспечения экономического роста и развития на основе повышения платежеспособного спроса населения. При этом стратегической (долгосрочной) интегральной функцией социального государства является сохранение качества природности, культурности и социальности человека и общества.



Список литературы

 

1.       Белоусов,     А.Л.      Размышления     о     влиянии     глобализации     на     социальную     функцию посткоммунистических государств / А.Л. Белоусов // Equilibrium. Zeszyty naukowe wse. – 2017 –№1. С. 15–23.

2.       Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. – М.: ИКФ Омега–Л, 2002. 608 с.

3.       Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. Ред. Проф. В.А. Кучинского. – М.: Изд- во деловой и учеб. Лит-ры, 2006. – 656 с.

4.       Дахин, А.В. Основы социального государства: учеб. Пособие / А.В. Дахин, С.А. Воробьёв. – Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013. – 102 с.

5.       Калашников, С.В. Очерк теории социального государства / С.В, Калашников. – М.: Экономика,2006. 362 с.

6.       Конституция Республики Беларусь : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб.1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с.

7.       Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : офиц. текст : с изм. от 30 дек. 2008 г. – М. : Айрис-пресс, 2013. – 63 с.

8.       Общая теория государства и права: Учеб. Пособие / Г.А. Василевич, [и др.]; Под общ. Ред. А.Г. Тиковенко. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – 320 с.