Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДЕФОРМАЦИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Молодежь, ее духовная культура являются сложным и противоречивым объектом научного анализа. Вместе с тем, от результативного изучения данной социальной сферы зависит эффективность государственной политики, так или иначе затрагивающей молодежь, касающейся ее социализации, воспитания, включения во взрослое общество.

Молодежь обладает уникальными социально-психологическими и социально-возрастными характеристиками. В индивидуально-психологическом плане для молодежи характерны не всегда осознанное желание освободиться от внешнего контроля, повышенная эмоциональность, возбудимость, идеализация некоторых жизненных представлений, максимализм, а также неустойчивость нравственных позиций, часто основанная на восприятии негативных явлений общества. Как отмечают исследователи, «конфликтное самосознание нашей молодежи является лишь отражением хаоса, существующего в нашей общественной жизни, а ее замешательство – естественный результат ее неопытности... Молодежь смотрит на конфликты современного общества как бы извне. Именно поэтому она является зачинателем любых изменений в обществе»1.

Ряд уникальных характеристик, присущих исключительно подрастающему поколению, позволяет констатировать наличие признаков молодежной культуры – особого социокультурного образования со сложной структурой. З.В. Сикевич к важным чертам молодежной культуры относит «эмоционально-чувственное самоутверждение  молодежи наряду с  поисками  развлекательного содержания,  под воздействием групповых стереотипов, отношений, установок и интересов. С одной стороны молодежная субкультура является зеркалом культуры общества с присущими ему ценностями, мировосприятием, социокультурными установками, с другой – она всегда большее или меньшее отрицание общепринятых позиций. Молодому человеку в силу его возрастных и общепсихологических особенностей свойственно, прежде всего, эмоционально-чувственное отношение к культуре. Это проявляется в глубоко личностном восприятии культурной информации, в сопереживании, отождествлении себя с героями произведений, подражании своим придуманным кумирам, как правило, еще не признанным в обществе»2.

 

1   Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений // Общественные науки и современность. 1996. №3. С.57-58.


Культура молодого поколения обладает рядом хорошо различимых индикаторов. Являясь инструментом самоидентификации для молодежи, средством минимизации рисков при вхождении во взрослую жизнь, способом проведения досуга, молодежная культура представляет собой многоуровневую систему, которая включает в себя как глубинные, так и поверхностные пласты мировоззрения, миропонимания, стиля и образа жизни, по многим признакам отличающимся от аналогичных атрибутов доминирующей культуры взрослого населения.

К числу наиболее значимых элементов молодежной культуры мы можем отнести: мировоззрение; идеи и идеологии; ценности и ценностные ориентации; нормы, традиции; морально-нравственные принципы; мироощущение, стиль и образ жизни; язык и символы. Действуя совокупно, как единая система ориентации в социальном пространстве, молодежная культура помогает подрастающему поколению не только успешно социализироваться и включаться во взрослую жизнь, но и «попутно» сформировать свое отношение к различным элементам социума, его социальным институтам, подсистемам, группам, слоям, общностям. Данную культурно обусловленную систему ориентации молодежи целесообразно именовать «системой социокультурных координат». Она предполагает, в том числе, и формирование отношения к правовой системе общества, к праву как основе социальных действий и взаимодействий. В процессе «контакта» с правовой системой вырабатываются основы правовой культуры молодежи.

Мы разделяем точку зрения В.Н. Гуляихина о том, что под правовой культурой следует понимать

«духовную и материальную систему правовой жизни социума, детерминируемую общественно-экономическим строем, и оцениваемую исходя из достигнутого уровня развития правосознания, правовой деятельности, юридической техники и эволюции человека как субъекта права»3.

Правовая культура – ограниченный сегмент доминирующей культуры, представляющий собой систему норм, ценностей, установок, моделей поведения, социально-мифологических и стереотипных конструктов в области права. Несмотря на определенное концептуальное единство, правовая культура дифференцируется на три сегмента, охватывая правовую культуру личности, групп и общества в целом. Соответственно, социокультурное содержание правовой культуры в зависимости от уровня может существенным образом изменяться.

По мнению И.В. Староверовой, «правовая культура молодежи является синтезом наследуемой ею правовой культуры общества с инновативными элементами, продуцируемыми самой молодежью, и этот процесс многовариантен, причем некоторые варианты его чреваты для общества теми или иными издержками. Установлена тесная связь вариантов и тенденций этого синтеза с мерой социальной неопределенности в общественном бытие, в молодежном, в особенности»4.

Об уровне правовой культуры любого социума  «можно судить на основании степени развития системы юридических текстов, в которых концентрируются прежде всего достижения юриспруденции, отражается социально-правовое положение граждан, выражается сущность и формы общественных отношений эволюции человека как субъекта права. По языку правовых актов можно дать объективную оценку некоторым общекультурным феноменам (например, письменности). Для оценки состояния  правовой культуры большое значение имеет уровень развития юридической техники правовых актов, о котором можно судить на основании того, насколько выполняются такие требования, предъявляемые к форме нормативных правовых актов, как отсутствие противоречий в нормативном акте и во всей системе законодательства»5.

Учитывая важность формирования правовой культуры, становятся очевидны негативные последствия ее деформации. Процесс деформации правовой культуры, по нашему мнению, представляет собой деструктивно- дезорганизационные изменения в духовной и материальной подсистемах общества, непосредственно ухудшающих показатели правосознания, правовой деятельности и т.д.

  

2 Сикевич З.В. Молодежная культура. Л., 1990. С.18.

3   Гуляихин В.Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки // Вопросы права и политики. 2013. №4.

4 Староверова И.В. Правовая культура молодежи на этапе жизненного старта: дис. … канд. соц. наук. М., 2010. С.7.

5Гуляихин В.Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки // Вопросы права и политики. 2013. №4.


Проблемы с правовой культурой населения с неизбежностью негативно отражаются на обществе, его основных институтах и подсистемах. Особую озабоченность вызывает деформация правовой культуры в молодежной среде. Как отмечает И.В. Староверова, это «порождает проблемы, как общие для населения страны, так и специфические, в ее собственной среде. Особенно болезненно эти проблемы проявляются среди молодежи, находящейся на этапе социального старта и потому наиболее подверженной внешним влияниям»6.

Стоит отметить, что в условиях общества начала XXI в. правовая культура молодежи испытывает значительное влияние (негативного плана, в первую очередь) со стороны коммуникационной системы общества, которую некоторые современные исследователи называют транзактной, что означает смену ролей – переход к таким межличностным коммуникационным отношениям, в которых каждая сторона может по очереди выступать в роли получателя или передатчика информации. Другими словами, коммуникационными транс-действиями могут обмениваться  много пользователей. Любой человек или организация  могут  обращаться  к множеству других людей7.

Коммуникационная система начала XXI в., где ведущую роль играет Интернет и телевидение, выглядит достаточно автономной и слабо поддающейся  контролю и управлению. Последнее особенно актуально для глобальной интернет-среды, архитектура которой априори не предполагает эффективный контроль со стороны какого-либо государства. Несмотря на попытки внедрения в различных странах систем по контролю над интернет-пространством, о решении проблемы влияния негативного контента на сознание и поведение молодежи говорить не приходится. Особенно сложная ситуация наблюдается в современной России. В нашей стране аномия 1990-х – начала 2000-х г., сопровождавшаяся деидеологизацией, морально-нравственной деградацией, криминализацией, так и не была преодолена. Инерция данной проблемы до сих пор напоминает о себе.

На сегодняшний день СМИ, кинематограф, интернет-ресурсы, следуя господствующим социокультурным стандартам и установкам в современной России, оказывают специфическое коммуникативное воздействие, способствующее деформации социокультурных ориентиров, в том числе – и правовой культуры. Подчиняясь рыночному спросу, диктуемому индустрией массовой культуры, в коммуникационную систему размещается множество культурных сообщений, деструктивно влияющих  на молодое поколение, формирующих  идеалы, изображающих героев, пренебрегающих правом, демонстрирующих свое деформированное правовосознание. Молодежь «впитывает» данные сообщения, сознательно и/или подсознательно копируя их, пытаясь подражать в реальной жизни (на дорогах, в быту, в общественном транспорте, в учебных заведениях, во время отдыха и развлечений). В итоге герои криминальных сериалов, боевиков, бульварных романов, отдельные агрессивные политики, общественные деятели формируют особый агрессивный стиль жизни с деформированным правосознанием.

Между тем правовая культура является одним из основных факторов социализации человека. Она «ставит границы свободе его социального выбора и во многом определяет направленность духовного развития, тем самым оказывая гораздо большее воздействие на действия субъекта, чем санкции государственной власти. Внутренние этические и правовые установки являются важными аутодетерминантами правовой социализации личности. Капитализм стимулировал процесс пересмотра общественных потребностей и символических ценностей. Современная масс-медийная потребительская культура не требует обсуждения фундаментальных правовых проблем цивилизационного развития и критического отношения к социальной действительности. Поэтому реклама и PR-кампании легко навязывают нам не только товары и услуги, но и определенный образ жизни»8.

В настоящее время вызывает серьезную озабоченность дисфункциональность основных процессов, предопределяющих дальнейшую судьбу молодежи. Так, социализация во многом носит стихийный характер, находясь под мощным влиянием масс-медиа и Интернета, достаточно серьезный кризис испытывает институт семьи, нарастает разрыв поколений вследствие серьезных ментальных и социокультурных различий «отцов» и

«детей». Это способствует, в том числе, и деформации правосознания молодежи, является эффектом влияния комплекса деструктивных факторов.

Таким образом, деформация правовой культуры российской молодежи представляет собой системную социальную проблему, характеризующуюся рядом отрицательных социальных последствий. Деформация правовой культуры непосредственно влияет на процесс криминализации сознания и социальных практик жителей нашей  страны.  В  процессе  деформации  правовой  культуры  формируется  фундамент  деструктивной, деградирующей личностной системы координат, нарастает духовно-нравственный вакуум, формируется эгоистичный тип личности, который ставит свои интересы превыше социальных норм  и социума в целом. Именно поэтому научное сообщество, журналисты, общественные деятели, государственные управленческие структуры должны пересмотреть отношение к данной проблеме, признать ее первостепенную важность и значимость для будущего российского общества.

  

6 Староверова И.В. Правовая культура молодежи на этапе жизненного старта: дис. … канд. соц. наук. М., 2010. С.3.

7 Воронович Н.К. Интернет как угроза информационной безопасности России: дис. … канд. соц. наук. Краснодар, 2012.

8 Гуляихин В.Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки // Вопросы права и политики. 2013. №4.

Список литературы

1.     Бобахо    В.А.,     Левикова    С.И.     Современные     тенденции     молодежной    культуры:    конфликт     или преемственность поколений // Общественные науки и современность. 1996. №3.

2.     Воронович Н.К. Интернет как угроза информационной безопасности России: дис. … канд. соц. наук. Краснодар, 2012.

3.     Гуляихин В.Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки // Вопросы права и политики. 2013. №4.

4.     Сикевич З.В. Молодежная культура. Л., 1990.

5.     Староверова И.В. Правовая культура молодежи на этапе жизненного старта: дис. … канд. соц. наук. М., 2010.