Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
26 мая 2018г.

Профилактическая деятельность органов прокуратуры, не найдя прямого закрепления в Законе о прокуратуре РФ, регулируется достаточно большим количеством правовых, в первую очередь ведомственных, актов.

Так, приказ Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [3] в качестве одного из основных направлений надзора за исполнением законов рассматривает предупреждение преступных проявлений. Этим приказом, в частности, предписывается обеспечить профилактическую направленность прокурорского надзора, систематически проверять исполнение законов о занятости населения, борьбе с наркоманией, пьянством, соблюдение органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ законодательства при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сферах оборота оружия, частной охранной деятельности, а также при осуществлении вневедомственной охраны. При этом в профилактических целях следует шире использовать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел (п. 14).

При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор должен принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба (п. 1 ст. 27 Закона о прокуратуре).

Большое значение с точки зрения обеспечения профилактической направленности прокурорского надзора за исполнением законов имеет проведение проверок исполнения законов органами государственного контроля, другими органами исполнительной власти (например, являющимися субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних). В частности, приказ Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» [5] предписывает при осуществлении надзора за исполнением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних уделять повышенное внимание вопросам реализации предоставленных им полномочий по защите прав несовершеннолетних, предупреждению семейного неблагополучия, жестокого обращения с ними, своевременного обмена информацией о подростках, проживающих в социально неблагополучных семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации или опасном состоянии, нуждающихся в государственной помощи, и других существенных обстоятельствах, способствующих вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Приказ Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. № 7 предписывает при осуществлении надзора за оперативно-разыскной деятельностью тщательно проверять полноту принимаемых мер при решении органами, осуществляющими указанную деятельность, задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

При участии прокурора в производстве по делу об административном правонарушении в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении ему необходимо выяснять причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению (п. 3.3.6 Приказа Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. № 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях» [6]). При этом во всех необходимых случаях следует ходатайствовать о внесении судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам (ст. 29.13 КоАП РФ).

Большое значение с точки зрения предупреждения преступлений имеет координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Согласно п. 1 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденного Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 [2], координация деятельности органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, следственных органов Следственного комитета РФ и других правоохранительных органов осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и реализации этими органами согласованных мер по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Участие прокуроров в правотворческой деятельности имеет существенное профилактическое значение, так как зачастую благодаря ему уже на стадиях подготовки и рассмотрения нормативного правового акта устраняются возможные нарушения законов.

Приказом Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. № 7 в целях профилактики и противодействия преступности прокурорам предписано активизировать работу по разъяснению законодательства и взаимодействию с общественными и правозащитными организациями. Прокуроры должны сочетать пропаганду права с деятельностью по надзору за исполнением законов, информированием законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и общественности о состоянии законности, правопорядка и обеспечении основных гарантий и социальных прав граждан, участием в судебных процессах, обсуждением представлений об устранении обстоятельств, способствующих правонарушениям, активно используя также чтение лекций, проведение бесед, выступления в СМИ (п. 2 приказа Генерального прокурора РФ от 10 сентября 2008 г. № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» [4]). Прокуроры должны оказывать органам представительной (законодательной), исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, а также командованию соединений, воинских частей и учреждений, руководителям предприятий и организаций военно-промышленного комплекса содействие в разработке и реализации региональных и местных программ борьбы с преступностью, иных решений по вопросам предупреждения правонарушений с учетом состояния законности и правопорядка на соответствующей территории (п. 2.1 приказа Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. № 7).

В рамках информационно-аналитической работы органов прокуратуры приказом Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. № 7 на прокуроров субъектов РФ, городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур возложена обязанность не реже двух раз в год проводить анализ состояния преступности, ее причин и условий, ей способствующих, для чего используются статистические и иные данные, сведения контролирующих органов, материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, дел об административных правонарушениях, результаты проверок обращений граждан, научных исследований, сообщения СМИ, а также другие сведения, характеризующие криминогенную обстановку. По итогам анализа должны приниматься исчерпывающие организационно-распорядительные и иные меры. О фактах, требующих вмешательства федеральных органов государственной власти, прокурорам следует безотлагательно информировать Генеральную прокуратуру РФ.

Таким образом, спецификой профилактической деятельности органов прокуратуры является то, что на предупреждение правонарушений обращены, по сути, все иные направления прокурорской деятельности.

 

Список литературы

 

1.   Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.

2.   Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: утверждено Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1958.

3.   Приказ Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность. 2008. № 3.

4.   Приказ Генерального прокурора РФ от 10 сентября 2008 г. № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» // Законность. 2008. № 10.

5.   Приказ Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» // Законность. 2012. № 3.

6.    Приказ Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. № 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях» // Законность. 2015. № 5.