Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАН КАЗАХСТАНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Семей, Республика Казахстан
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Правовое положение граждан Казахстана как иностранцев в Российской Федерации определяется прежде всего Конституцией РФ. Иностранцы и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ 1993 г.) [1].

   Гражданство является основным признаком, определяющим права и обязанности человека, как в своѐм государстве, так и за его пределами. Так гражданин, находясь на территории своего государства, имеет права и выполняет обязанности в полном объёме.

   Между Республикой Казахстан и Российской Федерации в 2012 году было  подписано  Соглашение о порядке пребывания граждан Республики Казахстан на территории Российской Федерации и граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан [2]. Согласно ст. 1 Соглашения граждане одной стороны, временно пребывающие на территории другой сторон, освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в течение 30 дней с даты въезда, подтвержденной миграционной картой с отметкой органов пограничного контроля, проставленной при въезде на территорию стороны пребывания.

   Таким  образом,  уведомление  о  прибытии  гражданина  Казахстана  в  место  пребывания  в  орган миграционного учета должно быть представлено принимающей стороной в течение 30 дней с даты въезда гражданина Казахстана, в отношении граждан других государств - не позднее семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания. Вместе с тем, в соответствии с Соглашением о правовом статусе трудящихся- мигрантов  и членов  их  семей,   подписанного  11 июня   2011   г. [3]  в  рамках формирования Единого Экономического пространства Российской Федерации с Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и вступившего в действие с 01.01.2012 г., граждане Казахстана, въехавшие в с целью работы, получили возможность осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации без получения разрешительных документов.

  Соглашение касается трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами этих государств, законно находящихся и на законном основании осуществляющих трудовую деятельность на территории государства другой Стороны.

   Соглашение предусматривает, в частности, предоставление следующих преференций:

-    работодателю государства трудоустройства предоставляется право привлекать трудящихся-мигрантов к трудовой деятельности без получения соответствующего разрешения;

-     осуществление трудящимися-мигрантами трудовой деятельности в государствах Сторон без учета установленных квот и без получения разрешения на работу;

-    освобождение трудящегося-мигранта и членов его семьи от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства;

-    определение срока временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи равным сроку действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем, т.е. срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи продлевается на срок действия трудового договора трудящегося- мигранта;

-    предоставление трудящемуся-мигранту права в течение 15 дней заключить новый трудовой договор, в том числе с другим работодателем в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством государства трудоустройства, в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства.

   Вместе с тем, в соответствии с п.9. ст.13 Федерального Закона от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [4] работодатели (заказчики работ, услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности граждан Казахстана, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России о заключении и расторжении трудовых договоров (гражданско- правовых договоров на выполнение работ (услуг), а также предоставления им отпусков в соответствии с порядком, утвержденным Приказом ФМС России от 28 июня 2010г. № 147.

   Граждане Казахстана и Беларуси вправе трудиться на территории нашей страны без оформления разрешения на работу или патента. Такую преференцию предоставил им Федеральный закон от 11 июня 2011 года № 186-ФЗ "О ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей" [3]. Соглашение было подписано в Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 года. В законную силу документ вступил со второй половины 2011 г. Действует он на всей территории РФ, за исключением территориальных образований, въезд в которые регламентирован.

   Вместе с тем, жителям упомянутых государств нужно понимать, что снятие с них обязанности по оформлению разрешения на работу вовсе не означает, что они могут находиться в России незаконно. Вставать на регистрационный учет им все равно придется. По Соглашению трудящийся-мигрант и члены его семьи вправе встать на учет по месту пребывания в течение 30 суток с даты въезда в Россию. Соглашение предоставляет гражданам Казахстана и Белоруссии, а также их домочадцам и другие послабления. Так, срок их временного пребывания приравнивается к сроку действия трудового договора мигранта с работодателем. Если же трудовой договор досрочно расторгнут после истечения 90 суток с даты въезда в Россию, то трудящемуся-мигранту дается 15 дней для заключения нового [5] .

   На основании Федерального закона РФ №115-ФЗ от 25 июля 2002 г. и трехстороннего Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, деятельность, связанная с привлечением граждан Казахстана, осуществляется работодателями Российской Федерации без учета ограничений по защите национального рынка труда, а гражданам Казахстана не требуется получения разрешений   на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

   Трудовые отношения трудящегося-мигранта с работодателем регулируются Трудовым Кодексом Российской Федерации и оформляются путем заключения трудового договора. Для заключения трудового договора трудящийся-мигрант представляет работодателю документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также документы, подтверждающие законность нахождения трудящегося-мигранта на территории Российской Федерации. При этом дополнительного обращения работодателя в органы Федеральной Миграционной службы не требуется.

   В связи с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 19 октября 2011 года № 1391 «О внесении изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325» [6] приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке (за исключением категории лиц, предусмотренных ч. 3, ч. 5, ч. 6 и ч. 7 ст. 14 Федерального закона), в том числе и на основании международных договоров об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации, с 25 октября 2011 года осуществляется только при наличии у заявителя вида на жительства в Российской Федерации.

   После получения вида на жительства в Российской Федерации, граждане Республики Казахстан могут обратиться с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий о сроке проживания на территории РФ либо в соответствии с Федеральным Законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года [7], либо в соответствии с международным Соглашением между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 02 января 2000 года.

   Также граждане Республики Казахстан, получившие вид на жительство в Российской Федерации, могут обратиться с заявлением о приобретении гражданства РФ в соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 02 января 2000 года [5], при соблюдении одного из следующих условий:

а) если заявитель состоял в гражданстве Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР, родился или проживал на территории Стороны приобретаемого гражданства до 21 декабря 1991 года;

б) при наличии у заявителя одного из постоянно проживающих на территории Российской Федерации и являющихся ее гражданами близких родственников: супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внука или внучки.

    

Список литературы
1.     Конституция РФ 1993 г.

2.     Соглашение о порядке пребывания граждан Республики Казахстан на территории Российской Федерации и граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан 2012 г.

3.     Федеральный закон РФ № 186-ФЗ от 11 июня 2011 года "О ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей"

4.     Федеральный Закон РФ №115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

5.     Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 02 января 2000 года

6.     Указ Президента РФ от 19 октября 2011 года № 1391 «О внесении изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325»

7.     О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года