Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ УГОЛОВНЫХ ТРИБУНАЛОВ

Авторы:
Город:
Омск
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

    В настоящее время отмечается рост интеграционных процессов, в том числе по вопросам регулирования наказаний за преступления, носящие характер orga omnes. Государства объединяют свои силы, реагируя на международные преступления, сотрудничают в их пресечении и предотвращении, осуществляют взаимопомощь по уголовным делам. В ходе их взаимодействия появляются международные органы уголовной юстиции. Выделяются две его разновидности:

1)     Международные уголовные трибуналы ad hoc (от латинского «для данного случая») – органы международного уголовного правосудия, порядок деятельности и юрисдикция которых определяются нормами международного права, и компетенции которых имеют приоритет перед компетенцией государства (далее - МУТ).

2)     Международный уголовный суд.

    Рассмотрению первых и посвящена данная работа.

  Первые попытки создания международного уголовного трибунала зафиксированы в осуждении Вильгельма II «в высшем оскорблении международной морали и священной силы договоров во время Первой мировой войны» [4]. Однако нечеткие формулировки санкций того времени позволили ему и сподвижникам избежать ответственности. После Второй мировой войны в 1945 году была предпринята еще одна попытка привлечь к ответственности виновных лиц: впервые был сформирован Международный трибунал для суда над главными военными преступниками европейских стран. Позднее, в истории наметится тенденция к созданию судов, внедряемых уже в национальные системы правосудия (называемые теперь смешанными трибуналами). Вместе с тем многие современные ученые международного права в своих исследованиях обходят стороной правовой статус данных органов международного правосудия.

   В процессе рассмотрения вопроса об отличительных чертах международных уголовных трибуналов ad hoc, нами был изучен ряд международных документов данной тематики, исходя из анализа которого, мы выделили организационные и юрисдикционные особенности работы данных органов. Описанию первых и посвящена работа.

   Выделяя организационные особенности трибуналов, хотелось бы начать с особенностей их возникновения. Нами был выделен ряд путей создания данных судов. Самым популярным стало соглашение государств безотносительно объекта рассматриваемых преступлений. В соответствии с такими правилами учреждались Нюрнбергский [1] и Токийский трибуналы.

   Другой механизм, обнаруженный гораздо позже, напрямую зависит от решения Совета Безопасности ООН (далее – СБ ООН). На основании Резолюций СБ ООН учредились Международный трибунал по бывшей Югославии (далее - МТБЮ) [6] и Международный уголовный трибунал по Руанде (далее - МУТР) [7]. Отметим рациональность данного механизма, обращая внимание на роль Организации Объединенных Наций в организации мира, порядка и безопасности в международном сообществе.

   Также отметим существенную особенность работы ООН: создание трибунала не зависело от членства государства в данной организации. На практике мы обнаружили прецедент, исходя из которого отсутствие членства ООН у обратившегося за помощью государства, не будет являться основанием для отказа в создании на его территории международного трибунала. Ярким примером являются коллегии, образованные в Восточном Тиморе.

   Подводя итог вышесказанному по данной особенности, хочется отметить, что существуют различные пути создания уголовных трибуналов. С первого взгляда, их создание вызывает сомнения, так как в процессе такого создания существенно ограничивается  суверенитет государств. Однако, согласно статье  24 устава ООН, на членов Совета Безопасности возлагается ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Согласно статье 29 устава Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, какие он найдет необходимыми для выполнения своих функций [2].

   Обратим внимание на временный характер работы трибуналов. По общим правилам, МУТ ad hoc создаются на время, необходимое для задержания и осуждения лиц, совершивших международные преступления. Этим же собственно и отличаются МУТ ad hoc и международный уголовный суд, который учреждается на постоянной основе. Если к определенной дате, постановленной СБ ООН, все преступления не раскрываются, то работу суда как правило пролонгируют. Так, например, время работы МТБЮ и МУТР в силу различных причин несколько раз продлялось.

   Очередной особенностью отметим неоднородную структуру корпуса судов, состав судей и принцип их назначения.

    Судей в международных уголовных трибуналах можно подразделить на постоянных и временных (ad litem). Говоря о первых, отметим самое наименьшее их количество в Международном военном трибунале для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси – четверо. Соответственно, наибольшее количество судей числилось в МТБЮ и МУТР, которые состояли из трех камер: двух судебных и одной Апелляционной. Камеры, в свою очередь, состояли из 16 судей, представлявших разные страны.

   Отдельно отметим численный состав ряда других трибуналов: Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи состоят из 5 судей, а верховная палата состоит из 7. Во временную администрацию ООН Восточного Тимора входили 3 судей, а при рассмотрении серьезных дел – 5 [8]. В специальный суд по Сьерра-Леоне входит 8 до 11 судей [3], трибунал по Ливану состоит из 3 судей судебной камеры и 5 судей Апелляционной палаты [9].

   Отдельно вынесем вопрос правового статуса судей ad litem. Они избираются, как правило, Генеральной Ассамблеей из списка, представляемого Советом Безопасности ООН. Главной их функцией является ускорение судебного производства по конкретным делам [5].

   Следующей организационной особенностью данного института выделим возможность их эволюции  в органы иной правовой природы. Так наглядно этот элемент прослеживается в учреждении Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов в 2010 году. Его образование происходит на базе трибунала по Руанде и по бывшей Югославии для исполнения их основных функций. Неясным остается актуальность создания данного органа с идентичными целями и полномочиями. Сами должностные лица, в ходе встречи в Кигали в конце 2013 года отметили, что объединение трибуналов в единый механизм очень хорошо скажется на их работе, так как «они смогут обменяться практическим опытом» [10].

   Рассмотрев теоретические вопросы особенностей образования, развития и функционирования международных уголовных трибуналов, отметим, что каждому трибуналу свойственна своя «юридическая природа». История трибуналов берет начало в XX веке. Однако, как мы выяснили, данный институт является очень востребованным в рамках международного права и одним из самых развивающихся институтов международного уголовного права. Столкнувшись с изучаемым материалом, мы обнаружили большое количество организационных особенностей. Общая тенденция такова: органы международного правосудия и национальные органы все теснее строятся относительно друг друга, а количество составов преступлений, по которым такие трибуналы создаются - непременно растет.

   В своей работе мы попытались дать толчок развитию научных преставлений о данных органах, выделить их признаки и особенности, поняв тем самым их современную правовую природу. И если ранее этот институт был нужен для наказания и угнетения проигравшей в войне стороны, теперь он становится оплотом международной законности в мире.

Список литературы

1.     Устав Международного Военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси: 08.08.1945 г. // http://docs.cntd.ru/document/901737883 (Дата обращения 18.03.2015);

2.     Устав ООН: 26.06.1945 г. // http://www.un.org/ru/documents/charter/chapter5.shtml (Дата обращения 25.03.2015);

3.     Устав специального трибунала по Сьерра-Леоне: Соглашение между ООН и правительством Сьерра-Леоне об учреждении специального суда по Сьерра-Леоне, 16.01.2002 г. // http://www.un.org/ru/documents/bylaws/charter_sierra.pdf (Дата обращения 27.03.2015);

4.     Мирный договор между союзными и объединившимися державами и Германией (Версальский договор): 28.06.1919 г. // http://ppt.ru/newstext.phtml?id=20302 (Дата обращения 25.03.2015);

5.     Резолюция Совета Безопасности ООН: № 1481, 19.05.2003 г. // http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/ (Дата обращения 27.03.2015);

6.     Официальный сайт трибунала по бывшей Югославии, URL: http://www.icty.org/ (Дата обращения 25.03.2015);

7.     Официальный сайт трибунала по Руанде, URL: http://www.unictr.org/en/tribunal (Дата обращения 25.03.2015);

8.     Официальный сайт судебного мониторинга в Тимор-Лешти, URL: http://jsmp.tl/en/ (Дата обращения 21.03.2015);

9.     Официальный сайт трибунала по Ливану, URL: http://www.stl-tsl.org/en/documents/stl-documents/statute-of- the-tribunal/statute-of-the-special-tribunal-for-lebanon (Дата обращения 27.03.2015);

10. Официальный  сайт остаточного механизма уголовных трибуналов, URL: http://www.unmict.org/en/news/international-criminal-tribunal-rwanda-and-mechanism-international-criminal- tribunals-make-0 (Дата обращения 25.03.2015).