24 мая 2016г.
Одной из целей наказания, закрепленной в ч. 2 ст. 43 УК РФ, является исправление осужденных. Законодатель не дает определения данной цели в самом Уголовном кодексе. Вопросам исправления осужденных посвящена обширная научная литература, авторы которой порой высказывают диаметрально противоположные суждения по содержанию самого понятия «исправление», а также о возможности достижения исправления осужденных и критериях исправления.
Представляется необходимым остановиться на данной проблеме, так как данное понятие, будучи по своей сути психолого-педагогической и социально-правовой категорией, вместе с тем является ключевым для решения ряда именно правовых вопросов, влияющих на содержание правового положения осужденных.
Историко-сравнительный анализ этого правового понятия позволяет лишь дать общий вывод: исправление осужденного есть категория изменчивая, не имеющая четко устоявшихся признаков этого явления.
Русское дореволюционное уголовное законодательство не предусматривало специальной нормы, указывавшей на цели наказания. Однако, как известно, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. [15, с. 3] уже из названия самих наказаний указывало на определенный процесс исправления, которому, видимо, были подчинены наказания исправительные.
В свою очередь ст. 4 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик от 31 октября 1924 г. указывала, что меры социальной защиты наряду с иными целями преследуют цель исправительного трудового воздействия на осужденных [12, с. 204].
Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик от 25 декабря 1958 г. (ст. 20) указывали на цель «исправления и перевоспитания осужденных в духе частного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития» [10, с. 6].
Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик от 2 июля 1991 г., которые не вступили в юридическую силу, наряду с другими целями указывали лишь на исправление осужденных, отказавшись от цели перевоспитания [11, с. 862].
Действующее уголовное законодательство (ч. 2 ст. 43 УК РФ) традиционно указывает на цель исправления осужденного, также не дает официального толкования ее содержания.
Уголовно-исполнительное законодательство (ч. 1 ст. 9 УИК РФ) содержит так называемое «уголовно- исполнительное понятие» исправление осужденного. В.Н. Орлов предлагает в полной мере распространить его на уголовно-правовое исправление [9, с. 130].
Согласно ч. 1 ст. 9 УИК РФ под исправлением осужденных понимается «формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения». Но, так как исправление осужденных - это психолого-педагогическая категория, соответственно к ней должны быть применены определения из этих областей знания.
В педагогике чаще оперируют понятием «коррекция» (буквально – «исправление») – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков, исправление как отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность в целях достижения положительного результата [6, с. 11].
В психологии - возможность исправления основана на присущей человеческой психике способности претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды [2, с. 606].
Можно сделать вывод, что в педагогике и психологии понятие «исправление» связано с изменениями психологических и морально-нравственных качеств личности и коррекцией предшествующего результата воспитания.
Не зря с 2010 года государство в качестве ведущих задач в сфере исполнения наказаний определило изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы именно с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки к жизни в обществе, а также разработку форм проведения воспитательной работы, организацию образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания [4, с. 5544].
В словаре русского языка С.И.Ожегова понятие «исправление» трактуется как «улучшение, изменение, исправляющее что-нибудь, поправка» [8, с. 254].
В современной уголовно-правовой и пенитенциарной науке существуют два основных подхода к понятию
исправления:
1) нравственное исправление осужденных и 2) юридическое исправление осужденных [16, с. 23]. Нравственное исправление означает изменение у осужденных искаженных ценностных ориентаций, обуславливающих правонарушения, на позитивные ориентации [1, с. 21].
Юридическое исправление означает, что у лица, совершившего преступление, происходит переориентация противоправного поведения на законопослушное.
На нравственный и юридический аспекты исправления указывали и другие исследователи проблемы. В частности, профессор И.С. Ной под моральным исправлением понимал «такую переделку личности осужденного, при которой нового преступления он не совершит не из-за страха перед наказанием, а потому что это оказалось бы в противоречии с его новыми взглядами и убеждениями» [7, с. 114].
Нравственное воспитание – это высокая педагогическая категория, которая предполагает и соответствующую педагогическую ее составляющую. В педагогике нравственность сводится к нормам и правилам, регулирующим отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующим или тормозящим их поведение и деятельность [13, с. 495].
Профессор Н.Ф. Кузнецова и ряд других исследователей рассматриваемой проблемы под «исправлением» также понимают нравственное и юридическое исправление [5, с. 744].
Говоря об исправлении осужденного, прежде всего надо иметь в виду нравственное исправление, поскольку нельзя добиться юридического исправления без изменения сознания человека, его морально- нравственных воззрений.
По мнению М.С. Гринберга цель исправления заключается в том, чтобы осужденный стал законопослушным, добропорядочным гражданином общества, уважающим труд и правила общежития [3, с. 164].
В действующем же УИК РФ, говорится, скорее, не о собственно понятии исправления осужденных, а о процессе осуществления исправления: «формирование», «стимулирование», а не достижение конкретного, определенного результата, которое должно достигаться путем изменения психологических и морально- нравственных качеств личности [14, с. 26]. В связи с этим, целесообразно изложить ч.1 ст. 9 УИК РФ в следующей редакции: «Исправление осужденных – это изменение у осужденных искаженных ценностных ориентаций, обуславливающих правонарушения, произошедших в результате комплексного воспитательного воздействия в период отбывания наказания, в результате чего его поведение становится социально адаптивным».
Заметим также, что понятие исправления осужденных должно быть закреплено в первую очередь в УК РФ, а затем уже регламентировано в уголовно-исполнительном законодательстве.
Список литературы
1. Анисимков В.М., Капункин С.А., Рыбак М.С. Уголовно-исполнительное право: курс лекций / Под ред.
В.М.Анисимкова. Саратов: СГАП, 2001. С. 21 (автор главы – В.М.Анисимков); Рыбак М.С. Воспитательная работа как средство ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях: Учебно-методическое пособие. Саратов: СГАП, 1998. С. 4.
2. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер. 2002. С. 606.
3. Гринберг М.С. Понятие наказания в уголовном праве // Вестник ОМГУ. Серия: право. 2009. № 3. С.164.
4. Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 14 окт. 2010 г. // Собр. законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
5. Кузнецова Н.Ф. Понятие и цели наказания. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. С. 744; Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. М.: Норма, 2002.
6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1991. С. 11; Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1995. С. 184.
7. Ной И.С. Сущность и функции уголовного наказания в советском государстве. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1973. С. 114.
8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «ИТИ Технология», 2003. С. 254.
9. Орлов В.Н. Уголовное наказание: понятие, цели, система, объекты и субъекты: монография. М.: Издательство МГЮА имени О.Е. Кутафина, 2011. С. 130.
10. Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик // Ведомости ВС СССР. 1959. № 1.Ст. 6.
11. Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик от 2 июля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 30. Ст. 862.
12. Собрание законов и распоряжений рабочее-крестьянского Правительства СССР. М., 1924. Отдел первый. Ст. 204.
13. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Ралацевич. Мн.: Современное слово, 2001. С. 495.
14. Ткачевский Ю.М. Восстановление социальной справедливости – цель уголовного наказания и уголовно- исполнительный кодекс РФ // Вестник Мокс. Ун-та. Серия 11. Право. 1998. № 6. С. 26.
15. Уложение о наказаниях уголовных исправительных // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). СПб., 1907. С. 3.
16. Ферри Э. Уголовная социология / Сост. и предисл. В.С. Овчинского. М.: ИНФРА М, 2005. С. 23.