Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Вопросы государственного регулирования малого предпринимательства являются особенно актуальными для стран с посткризисной экономикой. Это связано с существенным значением предпринимательского сектора, в частности   малых   предприятий,   для   формирования   общественно-экономических   отношений.   Малое предпринимательство на общегосударственном уровне выполняет такие важные с макроэкономической точки зрения функции, как формирование конкурентной среды, создание рабочих мест, участие во внедрении и разработке новых продуктов (технологий). Эффективное функционирование малого предпринимательства означает качественную реализацию указанных функций. Поэтому для РФ важным является формирование правового механизма его государственного регулирования, содействие развитию и повышению эффективности.

    Чтобы усилить положительные и ослабить отрицательные стороны деятельности малых предприятий, необходима всесторонняя правовая поддержка государством их деятельности. В странах ЕС правовая поддержка малого бизнеса происходит посредством антикризисных программ, так Европейский инвестиционный банк выделил 30 млрд. евро для кредитования малых предприятий. Выделяют два уровня правовой государственной поддержки малого предпринимательства, каждый из которых предполагает свой подход к стимулированию развитию малого бизнеса [11, с. 37]:

I.   «Микроуровень» – государственная правовая поддержка на этом уровне выражается в предоставлении предприятиям малого бизнеса различных налоговых и кредитных льгот, услуг консультантов, помощи в подготовке кадров.

II.    «Макроуровень» – правовая политика государства на этом уровне имеет долгосрочный характер и выражается в создании адекватной законодательной базы, стимулировании развития инфраструктуры, создании благоприятных условий для доступа малых предприятий к кредитным ресурсам и страхованию деятельности.

   Концепция правового государственного регулирования развития малого предпринимательства состоит из следующих трех основных блоков, которые реализуются согласно Конституции РФ, НК РФ и ГК РФ, а так же ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К первому блоку относятся правовые финансово-бюджетные меры экономические отношения, связанные, в первую очередь, с финансированием. В состав этого блока входят кредитно-денежная политика, инвестиционная политика, антимонопольная политика, амортизационная политика, инновационная политика.

   Ко второму блоку относятся - организационные правовые мероприятия, в частности, поддержка органов малого предпринимательства, отечественных банков и фондов, финансирующих малое предпринимательство.

   К третьему блоку относятся - правовые меры: упрощенная система регистрации и лицензирование, усовершенствованное налоговое законодательство в части внедрения международных стандартов бухгалтерского учета, упрощение системы бухгалтерского учета для малых предприятий и тому подобное. Основными направлениями региональной политики поддержки малого предпринимательства являются современные системы информационно-аналитического обеспечения, стимулирование инновационной деятельности малых предприятий, система инфраструктурного и институционального, кадрового обеспечение малого предпринимательства.

   В настоящий момент в стране нет проработанной системы проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет должного учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

   Поэтому одной из главных задач в обеспечении повышения эффективности развития малых предприятий РФ на современном этапе является существенное усовершенствование управления финансовыми ресурсами, в том числе их структурой в рамках внесения соответствующих изменений в ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

    Одним из направлений сегодняшней правовой государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в РФ является предоставление им законодательно установленных в рамках НК РФ льгот в налоговой сфере в рамках введения их главу 26.2 НК РФ, посвященную упрощенной системы налогообложения. В настоящий момент несовершенство главы 26.2 НК РФ и незавершенность нѐреформирования обуславливают наличие весомых недостатков применение такой системы, в частности это:

1.   Сумма единого налога предпринимателями уплачивается авансом за отчетный период, однако при этом, не учитывается ли фактически получен доход от осуществления такой деятельности за отчетный период, или нет;

2.   При использовании труда наемных работников предприниматель платить за каждого из них порядка 30% суммы единого налога;

3.   Ограничения в возможности использовать большое количество наемных работников.

    Доступность кредитных ресурсов - одно из главных условий развития экономики. Банки являются реальным механизмом вливания средств в экономику через кредитования малого бизнеса, а также контроллером целевого их использования. В РФ правовая основа системы доступа к кредитным ресурсам для предприятий малого бизнеса была сложной даже в докризисные времена, а сейчас вообще почти заблокирована.

  Основные причины недоступности кредитов для предприятий малого бизнеса – это низкая осведомленность его субъектов о возможности использования в бизнесе банковских продуктов вообще и кредитов в частности; отсутствие правового механизма кредитования малых предприятий; неразвитый в законодательном плане рынок лизинга и недостаточное внимание лизинговых компаний в сфере малого бизнеса. В течение 2015 – 2016 года планируется серьезная модернизация всех частей ГК РФ и НК РФ, посвященным вопросам деятельности малого бизнеса в РФ. В рамках этих изменение необходимо законодательное закрепление в ГК РФ некоторых положений в сфере банковой деятельности. Рассмотрим их подробнее.

   Банки не должны подвергаться стереотипам по кредитованию предприятий малого бизнеса. Они должны оценивать риски отдельно для каждого клиента.

   Также в решении финансово-кредитных проблем малого предпринимательства в мировой практике главная роль отводится государству, основная задача которого - способствовать развитию, стимулируя различные формы и методы правовой государственной и неправовой государственной поддержки. Однако ограниченность государственных средств в РФ требует введения рычагов этого процесса, в частности:

1.   Необходимо законодательно установленное стимулирование коммерческих банков и других финансовых небанковских учреждений к предоставлению займов и расширению услуг малым предприятиям путем освобождение от налогообложения тех средств, которые будут направлены в фонд кредитов малому предпринимательству, и предоставление правовой государственной гарантии возврата займа;

2.   Переориентация бюджетных средств, направленных на финансово-кредитную поддержку малого сектора экономики, от прямого обеспечения финансовыми ресурсами на формирование фондов для предоставления услуг с целью стимулирования кредитования субъектов малого предпринимательства;

3.   Активизация процесса создания и деятельности негосударственных гарантийных и страховых учреждений для обслуживания малого предпринимательства через внедрение мотивационных механизмов заинтересованности в этой деятельности;

4.   Эффективное использование иностранной помощи.

   Взаимосвязь государства и малого бизнеса должна осуществляться на взаимовыгодной основе и носить долгосрочный характер. При этом роль государства на законодательном уровне заключается в обеспечении высокого уровня конкурентоспособности национальной экономики, проведении прозрачной, стабильной, эффективной налоговой и регуляторной политики, создании равных благоприятных условий для развития различных форм бизнеса, а также всесторонней поддержке предпринимательства и частной инициативы. Все вышеизложенное должно осуществляться в рамках внесения соответствующих изменений в ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

   Следует отметить, что большую роль в формировании и осуществлении правовой государственной политики по развитию и поддержке малого предпринимательства играет именно организационное обеспечение. Содействие и поддержка малого предпринимательства является самостоятельной составляющей правовой государственной политики во многих странах. Поэтому существуют специальные правительственные органы управления (координации) и поддержки малого предпринимательства. Наряду с деятельностью центральных органов, местные органы власти оказывают всестороннюю поддержку созданию и деятельности субъектов малого предпринимательства.

    Важной правовой проблемой является развитие малого предпринимательства, решение которой нуждается в целостной системной методологии развития малого предпринимательства с точки зрения как бюджетной так и налоговой политики, отношения государства к малому бизнесу в рамках внесения соответствующих изменений в ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Начало действительного подъема в развития малого предпринимательства в целом является неизбежным, однако оно в значительной степени детерминируется реальным подъемом и оживлением развития всей экономической системы РФ. Таким образом, малое предпринимательство в РФ имеет значительный потенциал и перспективы, особенно в условиях рыночной экономики, основанной на частном бизнесе и личной инициативе. Решение существующих проблем развития малого бизнеса в РФ и создания благоприятной среды для него требуют коренной перестройки правовой государственной политики по содействию этому сектору экономики в рамках изменений в ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

   Активизация предпринимательской деятельности требует поддержки власти на всех уровнях. Именно формирование партнерских отношений между предпринимателями и властью, взаимопонимание даст возможность развивать предпринимательскую среду. Достаточно эффективными могут быть косвенные методы финансирования предпринимательской деятельности, такие, например как, льготы в части налогообложения. Государству следует оказывать прямую правовую помощь на формирование фонда средств для предоставления гарантий по кредитам для субъектов малого бизнеса. Необходимо организовать подготовку предпринимателей по вопросам современных методов и форм хозяйствования, стимулировать инновационную активность малого бизнеса.

     Основными принципами формирования системы правовой государственной поддержки малого предпринимательства должны стать законодательно утвержденные на региональном и муниципальном уровне государственные программы, направленные на:

-     обеспечение защиты субъектов предпринимательской деятельности путем создания благоприятных социально-политических, экономических, правовых предпосылок реализации  интересов предпринимателей в рамках внесения соответствующих изменений в ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

-       расширение инфраструктуры поддержки малого бизнеса путем создания бизнес-инкубаторов, информационных центров, центров переподготовки;

-   дальнейшая законодательная дифференциация систем налогообложения предпринимательских структур с учетом отраслевых особенностей ведения бизнеса. В частности нужны серьезные изменения в главу 26.2 НК РФ.

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) [Текст]- Москва: Проспект, 2014. - 24 с.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [Текст]- Москва: Проспект, 2014. - 236 с.

3.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ [Текст]- Москва: Проспект, 2014. - 322 с.

4.     Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ. - Москва: Проспект, 2014. - 311 с.

5.     Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ - Москва: Проспект, 2014. - 316 с.

6.     Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»- Москва: Проспект, 2014. - 24 с.

7.     Актуальные проблемы гражданского права [Текст]: сборник научных статей по материалам Межрегионального круглого стола по гражданскому праву «Модернизация общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации: проблемы и перспективы», 13 марта 2013 г. / Краснодарский ун-т МВД России [и др.]; [редкол.: В.П. Камышанский, И.В. Петров, М.В. Жаботинский]. - Краснодар: КрУ МВД России, 2013. - 189 с.

8.     Атлас глобализации [Текст]: попытка осмысления современного мирового пространства / Мари-Франсуаза Дюран [и др.]; предисл. Бертрана Бади; [пер. с фр. Головина Е.В.]. - Москва: Прогресс-Традиция, 2014. - 184 c.

9.     Современные проблемы глобальной экономики: от торжества идей либерализма к новой «старой» экономической науке [Текст]: материалы международной научной конференции / [отв. ред.: М. Л. Альпидовская]. - Москва: Директ-Медиа, 2014. - 455 c.

10. Структурно-институциональное обеспечение инноваций [Текст]: материалы заочной научно-практической конференции с международным участием (25 ноября 2013 года) / Ин-т упр., бизнеса и технологий [и др.; под общ.науч. ред. Крутикова В. К.]. - Калуга: ВашДомЪ, 2014. - 136 с.

11. Тенденции и проблемы развития отраслей и субъектов хозяйственной деятельности в условиях членства России в ВТО [Текст]: материалы IX Научно-практической конференции молодых ученых экономического факультета / Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Российский ун-т дружбы народов, Экономический фак., Каф. экономики предприятия и предпринимательства; [отв. ред. Н. П. Карпусь]. - Москва: МАКС Пресс, 2013. - 165 с.

12. Трубникова, Л. С. Учетно-аналитическое обеспечение деятельности предприятий малогобизнеса [Текст]: монография / Трубникова Л. С. - Астрахань: Синергия, 2014. - 98 с.