Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ПЕРЕВОДНОГО ВЕКСЕЛЯ

Авторы:
Город:
Ярославль
ВУЗ:
Дата:
24 мая 2016г.

Согласно п. 2 ст. 142 ГК РФ вексель является ценной бумагой. Следовательно, в векселе выраженно право требования, которое может быть осуществлено только при предъявлении векселя.

Определить природу данной ценной бумаги и выраженного в ней права требования - значит, указать на правообладателя, на обязанного и на то действие, которое последний обязан совершить в пользу первого. Эта задача существенно усложняется в случае с переводным векселем (траттой), поскольку участниками отношений по его выдаче и оплате являются три субъекта – векселедатель, векселедержатель и плательщик.

Среди многочисленных вексельных теорий выделяется концепция В.А. Белова, который видит в качестве содержания переводного векселя оферту векселедателя плательщику заключить договор об уплате в пользу третьего лица, а так же обязанность векселедателя приложить все усилия к совершению назначенным им лицом (плательщиком) акцепта и (или) платежа по векселю и соответствующее право требования векселедержателя [2].

Однако, во-первых, идея о воплощении в ценной бумаге оферты вступает в противоречие с легальным определением ценной бумаги (ст. 142 ГК РФ), в соответствии с которым в ней может быть выражено только субъективное право.

Во-вторых, анализируя обязанность «приложения всех усилий к совершению плательщиком платежа», сам автор приходит к выводу, что она «не имеет конкретного содержания, не определяет круга действий, подлежащих совершению». [3]

Если не существует действия, которое исполнило бы эту обязанность, то само ее наличие, как и наличие корреспондирующего ей права требования, становится абсурдным. Следовательно, обязанность векселедателя приложить все усилия к совершению платежа не может составлять содержания переводного векселя.

Е.А. Крашенинников и В.Б. Чуваков полагают, что переводной вексель – это «строго формальный документ, выражающий ничем не обусловленное, но существующее под отменительным условием обязательство векселедателя уплатить в указанный срок определенную сумму денег векселедержателю, которое отпадает вследствие совершения платежа лицом, назначенным в качестве плательщика» [5,6].

Однако платеж со стороны плательщика, надлежаще исполняя обязанность, прекращает обязательство в силу ст. 408 ГК РФ, а не в силу того, что он установлен в качестве отменительного условия соглашением сторон. Если признать платеж отменительным  условием, то последует абсурдный вывод, что всякий договор заключается под отменительным условием, которым является исполнение обязанности должником.

К тому же,  используемый авторами термин «отменительное условие» не  применим  к понятию обязательства, поскольку, согласно смыслу ст. 157 ГК РФ имеет отношение к понятию сделки. Согласно п. 2 ст. 157 ГК РФ, отменительным условием является обстоятельство, в зависимость от которого стороны поставили прекращение прав и обязанностей и относительно которого не известно, наступит оно или нет. Бессмысленно указывать в договоре обстоятельство, являющееся законным основанием прекращения обязательства (п. 1 ст. 408 ГК РФ).

Однако главная причина несостоятельности концепции содержания тратты как отменительно- обусловленной обязанности векселедателя перед векселедержателем заключается в противоречии указанной теории презентационной природе ценной бумаги.

«Лицо, обязанное по бумаге, выполняет свою обязанность в отношении предъявителя бумаги», - отмечал М.М. Агарков [1]. Следовательно, согласно презентационной природе ценных бумаг, для осуществления выраженного в бумаге права необходимо ее предъявление обязанному лицу. Иными словами, обязанным по бумаге является тот, кому она предъявляется.

Поэтому утверждение Е.А. Крашенинникова о том, что в переводном векселе выражено обязательство векселедателя уплатить вексельную сумму векселедержателю, существующее под отменительным условием платежа плательщика, вызывает вопрос: «Почему векселедержатель предъявляет бумагу не обязанному по векселю лицу – векселедателю, а плательщику? Почему в векселе выражено право требования к векселедателю, если бумага предъявляется плательщику?»

Ошибочность признания в качестве содержания переводного векселя права требования векселедержателя к векселедателю заключается в том, что плательщик, которому предъявляется вексель и который осуществляет платеж, оказывается вне направленности этого права требования.

Предъявление ценной бумаги происходит плательщику - следовательно, обязанным лицом по векселю является именно плательщик.

Однако до акцепта плательщик не обязан ни к акцепту, ни к платежу. Следовательно, с момента выдачи векселя и до его акцепта в нем невозможно воплощение (полноценного) права требования к плательщику.

Выписывая вексель, векселедатель выражает в нем не право требования к плательщику, а лишь возможность его возникновения в будущем, то есть, будущее требование. Условием такого возникновения является совершение плательщиком акцепта векселя.

При этом договор о выдаче векселя не является сделкой, заключенной под отлагательным условием в смысле ст. 157 ГК РФ, поскольку акцепт векселя порождает возникновение обязательства плательщика не в силу соглашения сторон, а в силу закона (ст. 28 Положения о векселях).

Таким образом, содержанием переводного векселя до его акцепта выступает возможность возникновения права требования векселедержателя к плательщику при условии, что вексель будет акцептован последним (будущее право требования векселедержателя к плательщику).

Условием возникновения вексельного права требования является предъявление векселя к акцепту и акцепт со стороны плательщика.

По мнению В.А. Белова, акцепт есть «односторонняя сделка плательщика, заключающаяся в принятии предложения (оферты) векселедателя уплатить определенную денежную сумму в соответствии с условиями тратты ее законному держателю» [2]. Однако поскольку воплощение «предложения» или оферты в ценной бумаге противоречит легальному определению ст. 142 ГК РФ, акцепт векселя не может быть акцептом в смысле ст. 438 ГК РФ как ответом на оферту векселедателя.

Стоит согласиться с теми авторами, которые полагают, что акцепт векселя представляет собой договор между векселедержателем и плательщиком, [4] который направлен на возникновение права векселедержателя требовать уплаты вексельной суммы от плательщика и соответствующей обязанности последнего.

Акцептуя вексель, плательщик дает свое согласие на его оплату и тем самым принимает на себя обязанность по уплате денежной суммы в пользу векселедержателя. Следовательно, после акцепта содержание векселя составляет право требования векселедержателя к плательщику об уплате денежной суммы и соответствующая обязанность последнего.

Таким образом, в переводном векселе воплощено будущее право векселедержателя требовать уплаты денежной суммы от лица, назначенного в качестве плательщика, условием возникновения которого является акцепт векселя плательщиком, а условием осуществления – предъявление ценной бумаги к платежу обязанному лицу.

 

Список литературы

1.     Агарков М.М. Учение о ценных бумагах // Избранные труды по гражданскому праву. Т.I. М., 2012. 426с.

2.     Белов В.А. Вексельное право. М, 2004. 320с

3.     Белов В.А Содержание так называемых регрессных вексельных обязательств // Законодательство. 2008. №6. С.12-22

4.     Грачев В.В. Теоретические вопросы вексельного права // Очерки по торговому праву. Вып.1. Ярославль, 1994 С.48-54

5.     Крашенинников Е.А. Составление векселя. Ярославль, 1992. 46с

6.     Чуваков В.Б. Юридическая природа тратты // Очерки по торговому праву. Вып.4. Ярославль, 1997. С.23-33