Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О МНОГООБРАЗИИ ПОДХОДОВ К ПОНЯТИЮ «УСЛУГА»

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
24 мая 2016г.

Как и большинство дефиниций, используемых современной цивилистике, понятие «услуги» имеет древнее происхождение. Впервые, законодательное закрепление договор оказания услуг нашел в римском частном праве. В Древнем Риме существовало несколько видов договоров найма: наем вещей, наем услуг, наем работы (подряд).

По договору найма услуг (locatio conductio  operarum) одна сторона (locator, то  есть нанимающийся), принимало на себя обязательство оказать другой стороне (conductor – наниматель) определенные услуги, а наниматель обязывался выплатить за эти услуги определенное договором найма вознаграждение. В соответствии с правилами подобного соглашения нанимающийся предоставлял нанимателю свои способности к осуществлению труда.

Учитывая широкую популярность рабовладения в Древнем Риме, подобный договор не имел большой популярности – тяжелые физические работы выполнялись рабами, а труд людей интеллектуальных профессий – юристов, врачей, учителей, в соответствии с римским  правом  не оплачивался частными лицами. В  период Римской Республики был принят закон, в соответствии с которым подобным лицам выплачивалось вознаграждение - honorarium из казны государства. Таким образом, договор найма услуг использовался преимущественно для выполнения работ по дому. Как отмечал известный знаток римского права профессор И.Б. Новицкий, в отличие от подрядного договора, имевшего целью предоставление подрядчиком готового результата работы, предметом договора найма услуг римляне рассматривали выполнение отдельных услуг по указанию нанявшего, в силу чего нанявшийся выполнять известные работы за плату фактически становился в положение раба.32 Именно наличие или отсутствие овеществленного результата действий нанимающегося стало критерием разграничения договоров выполнения работ и оказания услуг в римском праве. Подобное понимание результата выполнения работ и оказания услуг перешло из римского права в романо-германскую систему права.

История государства и права России также указывает на длительную практику использования подобной договорной конструкции в нашей стране. Возмездное оказание услуг было регламентировано в Русской правде Ярослава Мудрого, Судебниках Московских князей 1497 г., 1589 г., Соборном Уложении 1649 года. В случае заключения подобного договора, свободный человек поступал в зависимость от феодала. От рабства данный договор отличался тем, что наемный работник сохранял свои права, договор был заключен на определенное время либо для выполнения определенной работы, выполнив которую, работник получал вознаграждение и уходил. Законодательство предусматривало возможность досрочного расторжения договора, выплаты штрафных санкций, для стороны, ненадлежащим образом выполнившей условия договора.

  

16 Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. Учебник. М., 2000. 41.


Значительный вклад для установления правового статуса договора возмездного оказания услуг был сделан в 19 веке при подготовке Свода законов Российской империи. Данным законом был закреплен договор личного найма, регулировавший значительное число услуг и послуживший прообразом для современного договора возмездного оказания услуг.

Согласно ст. 2201 Свода гражданских законов предмет договора личного найма составляют: домашние услуги; земледельческие, ремесленные, фабричные и заводские работы, торговые и др. промыслы; услуги по отправлению другого рода работ и должностей, не воспрещенных законом.33

Свод законов Российской империи регулировал права и обязанности сторон договора, срок заключения договора, оплату труда, форму договора и последствия ее несоблюдения, словом, все существенные условия договора. В подобном виде договор оказания услуг просуществовал до революции 1917 года.

В советское время договор оказания услуг утратил свою роль в экономике. На смену ему пришел трудовой договор – в социалистическом обществе не могло быть отношений при которых один человек выполняет работу для другого. Категория «услуга» встречалась в законодательстве эпизодически. Так, в ГК РСФСР 1922 г. услуги упоминались лишь в качестве вклада, вносимого участником простого товарищества (ст. 277). В ст. 228 ГК РСФСР 1964 г. устанавливалось, что "организация, оплатившая товары и услуги, должна получить от другой стороны документ, удостоверяющий уплату денег и ее основание".

Подобное пренебрежение услугами связано с тем, что в плановой экономике СССР существовало две сферы: материального производства, и непроизводственная. Именно благодаря производственной сфере осуществлялось приращение национального дохода и ВВП. В свою очередь непроизводственная сфера существовала только благодаря выделению на нее средств из национального дохода. Таким образом, исследования, проводимые экономистами СССР имели специфическое направление: "все подчинено одной цели - получению информации о производстве материального продукта".34

Существующая идеология привела к тому, что в непроизводственный сектор экономики были включены только бытовые услуги населению. Как отмечает А.Ю. Кабалкин, наибольшее внимание уделялось отношениям по обслуживанию населения, складывавшимся в розничной торговле, общественном питании, при выполнении по заказам населения всевозможных работ, прокате предметов домашнего обихода и другого имущества личного пользования, перевозке пассажиров и багажа, хранении вещей, по операциям Сберегательного банка СССР, при государственном личном и имущественном страховании, найме жилых помещений, в сфере культурного обслуживания и др.35

Все прочие услуги оказались не востребованными, что не самым лучшим образом повлияло на советскую экономику. В результате, в 70-х годах 20 века интерес к изучению и разработке концепции услуг повторно возникает в научном сообществе.

В настоящее время в науке гражданского права также отсутствует единый подход к понятию услуги. Отсутствие единого, общепринятого определения «услуги» порождает большое количество трактовок указанного понятия. О.С. Иоффе трактовал договор по оказанию услуг, как деятельность таких видов, которые не получают или не обязательно должны получить воплощение в материализованном, а тем более в овеществленном результате".36 Д.И. Степанов понимает под услугами «определенную правомерную операцию т.е. ряд целесообразных действий исполнителя, либо деятельность, являющуюся объектом обязательства, имеющую нематериальный эффект, неустойчивый вещественный результат, либо овеществленный результат, связанный с другими договорными отношениями, и характеризующийся свойствами осуществимости, неотделимости от источника, моментальной потребляемости, неформализованности качества..»37 В то же время Л.Б. Ситдикова дает следующее определение: «…под услугой следует понимать действия (деятельность) юридического лица или гражданина-услугодателя, направленные на достижение определенного нематериального результата, удовлетворяющие потребности нуждающихся в них субъектов-услугополучателей, имеющие самостоятельную имущественную ценность и потребляемые в процессе оказания услуги».38 У С.В. Халудоровой свое видение понятие «услуга», под которой автор понимает «…целесообразное действие одного лица, услугодателя (юридического или физического лица), направленное на удовлетворение нематериальных потребностей, благ другого лица, услугополучателя, и реализующееся в процессе оказания услуги, результат которого имеет определенную ценность».39

    

17 Свод Законов Российской Империи//СПС «Консультант Плюс»

18 Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. М., 2001. С. 378.

19 Кабалкин А.Ю. Законодательство о сфере обслуживания населения. М., 1988. С. 18 - 21.

20 Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 488.

21 Степанов Д.И. Услуги как объект гражданских прав М., 2005 с. 217

22 Ситдикова Л.Б. Теоретические основы критериев оценки качества в сфере оказания услуг // Юрист. 2013. № 6. С. 18 - 21.


Анализ вышеизложенных позиций позволяет сделать вывод, о том, какими признаками обладает понятие «услуга». Услуга – это деятельность исполнителя, направленная на достижение конкретной цели, удовлетворяющая потребности заказчика. Результаты, достигнутые в процессе оказания услуги, не имеют вещественного воплощения и неотделимы от личности исполнителя.

    

23 Халудорова С.В. Понятие «услуга» в российском законодательстве // Гражданское право. 2012. № 4. С. 38 - 40.


Список литературы

1.     Свод Законов Российской Империи//СПС «Консультант Плюс»

2.     Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 488.

3.     Кабалкин А.Ю. Законодательство о сфере обслуживания населения. М., 1988. С. 18 - 21.

4.     Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. Учебник. М., 2000. 41.

5.     Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. М., 2001. С. 378.

6.     Ситдикова Л.Б. Теоретические основы критериев оценки качества в сфере оказания услуг // Юрист. 2013. № 6. С. 18 - 21.

7.     Степанов Д.И. Услуги как объект гражданских прав М., 2005 с. 217

8.     Халудорова С.В. Понятие «услуга» в российском законодательстве // Гражданское право. 2012. № 4. С. 38 - 40.