02 июня 2017г.
Содержание принципа российского федерализма, раскрывается в Конституции РФ, которая закрепляет следующие важнейшие положения, на которых строится российская государственность:
государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, равноправие и самоопределение народов в РФ и равноправие субъектов РФ (ст. 5).
Д. Дж. Элейзер в своей статье «Сравнительный федерализм» пишет, что понятие «федерализм» в узком смысле обозначает взаимоотношения между различными правительственными уровнями, а в более широком –сочетание самоуправления и долевого правления через конституционное соучастие во власти на основе децентрализации[1].
По мнению Н. Глазуновой, федерализм – это совокупность структур, норм и методов государственного управления, устанавливающих взаимодействие центра и мест, обеспечивающих рациональное и эффективное функционирование федеративного государства в интересах как федерации в целом, таки её субъектов[2].
С точки зрения Л. Карапетяна, федерация – это тип реальной государственной организации, соответствующей всем принципам федерализма, и является воплощением его философии. Другими словами, федерализм содержит теорию определенной формы государственного устройства, а федерация – реальный институциональный механизм ее организации и функционирования[3].
Следовательно, вышеотмеченное обосновывает прикладной характер федерации и теоретический характер федерализма.
Н. Глазунова, отмечает, что федерализм как принцип стал этимологической основой для производного от него и более узкого по смыслу понятия – федеративное государство. Подобная теория исходит из явного приоритета принципа федерализма над федерацией как формы государственно- территориального устройства[4].
Следовательно, мы приходим к выводу, что под федерацией подразумевается одна из форм государственного устройства, а под федерализмом, один из принципов деятельности органов государственной власти, который подразумевает под собой разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти федерации и субъектов федерации.
Развитие федеративных отношений в России показывает, что с течением времени требуется уточнение системы и содержания принципов федерализма.
В начале 2000-х гг. в связи с объективной необходимостью укрепления российской государственности был взят курс на укрепление «вертикали власти», в результате чего наметилась тенденция к централизации в сфере разграничения предметов ведения и полномочий, судебного устройства, построения силовых структур, а также формирования бюджета страны. На практике это привело к отступлению от самой идеи федерализма и создало определенную опасность для государственной целостности России. Отступления от принципов федерализма в последние годы не должны приводить к унитаризации российского государства. Необходимо устранить сложившийся дисбаланс в разделении власти по вертикали, установив дополнительные правовые гарантии эффективного и демократичного федерализма. В частности, представляется возможным приращение конституционно-правовых принципов федерализма.
Сложившаяся сегодня российская модель разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами носит централистский характер, поскольку круг полномочий в компетенции субъектов РФ весьма ограничен перечнем, закрепленным в статьях 71 и 72 Конституции РФ. Более демократичным в федеративном государстве представляется распределение объема прав Федерации и ее субъектов по вертикали на основе принципа субсидиарности, т.е. оптимального разграничения предметов ведения, полномочий, а также ответственности между Федерацией и ее субъектами, в соответствии с которым публичная власть осуществляется преимущественно на том уровне, который ближе к гражданам и субъектам хозяйственной деятельности, а вышестоящий уровень власти сохраняет за собой только те полномочия, выполнение которых наиболее эффективно осуществляется на данном уровне власти, обеспечивает государственный суверенитет и безопасность страны[5]. Принцип субсидиарности в настоящее время не получил своего системного правового закрепления и лишь только частично раскрывается в отдельных федеральных законах.
Актуальным для России является также конституционно-правового закрепление принципа верности Федерации, который является ключевым принципом в некоторых зарубежных странах, например, Германии. В соответствии сданным принципом не противоречащее интересам Федерации поведение является основной обязанностью Федерации и ее субъектов, ограничивает «эгоизм» как Федерации, так и ее субъектов, противодействует проявлениям ослабления федеративных связей и сепаратистских тенденций, возлагая на участников обязательство не предпринимать ничего, «что могло бы повредить государству в целом или его частям»[6]. Не имея нормативного выражения в российском законодательстве, принцип верности Федерации все же нашел воплощение в позициях Конституционного Суда РФ. Он отражен в ряде его решений о юридической природе Российской Федерации, связанных с разрешением споров о компетенции, защитой прав и свобод человека и гражданина, конституционно-правовым статусом субъектов Российской Федерации, государственным строительством в субъектах Российской Федерации[7]. Таким образом, представляется, что принцип верности Федерации является неписаным конституционным принципом российского федерализма.
Таким образом, по итогам данного исследования можно сделать вывод о том, что Конституция России закрепляет систему принципов федеративного устройства, в развитии федеративных отношений очевидно проявляет себя тенденция к централизации, что ставит под сомнение существование в России реального федерализма.
Предполагается, что доктринальное и судебное обоснование таких принципов федерализма как субсидиарность, а также принципа верности Федерации, их последующее нормативное закрепление и проведение в жизнь позволит повернуть вектор развития федеративных отношений в сторону демократизации и обеспечит большую эффективность российского федеративного государства.
1Элейзер Д. Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5.
2Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. М., 2006.
3Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Издательство НОРМА,2005.
4Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. М., 2006.
5 Умнова И.А. Проблемы дефедерализации и перспективы оптимизации современной российской модели разграничения предметов ведения и полномочий в контексте доктрины субсидиарности//Современное конституционное обозрение.2012. № 2. С. 46-52
6 Бауэр Х. Верность федерации как определяющий принцип германского федерализма // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. М., 2003. № 3. С. 14-21.
7Витрук Н.В. Конституционный принцип верности федерации в практике Конституционного суда Российской Федерации//Сравнительное конституционное обозрение.2003. № 3. С. 22-38
Список литературы
1. Бауэр Х. Верность федерации как определяющий принцип германского федерализма // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. М., 2003. - № 3. - С. 14-21.
2. Витрук Н.В. Конституционный принцип верности федерации в практике Конституционного суда Российской Федерации//Сравнительное конституционное обозрение. - 2003. - № 3. - С. 22-38
3. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. М., 2006. – 512 с.
4. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Издательство НОРМА,2005. – 352 с.
5. Умнова И.А. Проблемы дефедерализации и перспективы оптимизации современной российской модели разграничения предметов ведения и полномочий в контексте доктрины субсидиарности//Современное конституционное обозрение. - 2012. - № 2. - С. 46-52
6. Элейзер Д. Дж. Сравнительный федерализм // Полис. - 1995. - № 5. -С.63-65.