Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Йошкар-Ола
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Эффективность противодействия коррупции напрямую зависит от зрелости понимания рассматриваемого вопроса, а также, как показывает мировой опыт, нечеткие и не соответствующие друг другу положения понимания указанного явления могут привести антикоррупционные направления деятельности государственных органов в тупик.

    Коррупцию нельзя рассматривать только как уголовно-правовое и административно-правовое понятие. Это также и социальное, и общеправовое явление. В связи с этим перед наукой конституционного права ставятся конкретные задачи, которые связаны с исследованием конституционно-правовых основ противодействия коррупции и антикоррупционной политики, где должно происходить конкретное в данном вопросе разграничение компетенции между федеральными, региональными и местными органами власти, а также четкое определение пределов полномочий законодательных (представительных), исполнительных, судебных и иных органов власти.

   Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина связано с особенностями механизма противодействия коррупционным явлениям, в том числе и на муниципальном уровне власти. Местное самоуправление в данном процессе должно сыграть важную роль, поскольку правильное рассредоточение полномочий местных органов власти в данном направлении может быть приоритетным, учитывая сохранение определенной централизации федеральной политики по противодействию коррупции.

   Представляется, что в данном случае возникает необходимость создания единого направления развития новацийв сфере конституционного законодательства, касающихся полномочий органов государственной власти субъектов и муниципальных образований Российской Федерации по противодействию коррупции,  создание нормативной базы для краткосрочного и долгосрочного прогнозирования, планирования и практического внедрения полученных результатов в данной области.

   Современный этап развития российского общества характеризуется серьезными изменениями во всех отраслях: политике, экономике, социальной сфере. Все эти факторы в той или иной степени оказывают влияние на формирование основ правового государства. Следует согласится с Т.Н. Михеевой, которая отмечала что «правовое государство является естественной средой для защиты, поощрения и эффективной реализации прав человека и достижения справедливости» [4].

   В этой связи повышается роль местных органов власти, которые находятся в наиболее тесном контакте с населением. Как отмечала Е.А. Маслакова, «становление институтов гражданского общества возлагает особую ответственность на органы местного самоуправления, призванные обеспечить стабильность общественного развития и способствовать становлению нового типа отношений между государством и личностью. В указанных условиях профессионализм, качество работы, законность действий работников органов местного самоуправления становятся одним из условий эффективности проводимых в стране реформ» [3].

   Основной задачей конституционного регулирования противодействия коррупции, по мнению П.Ю. Гуцева, является обеспечение публичности в деятельности государственной власти и местного самоуправления. Неизбежным следствием огласки коррупционного поведения служат меры конституционно-правовой ответственности (вотум недоверия, досрочное прекращение полномочий).[1]Конституционный режим публичности фактически является как способом профилактики коррупционных проявлений, так и способом привлечения к ответственности.

   Конституционно-правовую основу антикоррупционной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон о противодействии коррупции, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

    Помимо Федерального закона о противодействии коррупции на федеральном уровне конституционно- правовую основу также составляют Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [7]; Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[8] и др.

    Одной из важнейших составляющих законодательства в сфере противодействия коррупции в Российской Федерации стал Федеральный закон от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов   нормативных правовых актов»[9]. Его основнымназначением является выявление и устранение коррупционных рисков в действующих и в разрабатываемых правовых актах.

   Иные нормативно-правовые акты также содержат меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[5]устанавливает ответственность  должностных  лиц  за совершение административных правонарушений предусмотренных  ст. 19.28    «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» и 19.29. «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)».

    В Уголовном кодексе Российской Федерации [6] разграничены преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (Глава 30) и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (Глава 23). Законодателем определено, что преступления, предусмотренные гл.23 УК РФ имеют отношения к преступлениям в сфере экономики и, возможно, поэтому законодатель посчитал их менее опасными.

    Статья 12 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [10], другие федеральные законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ позволяют демократической местной власти обеспечивать соблюдение законности и не допускать нарушений правопорядка.

    Осуществляемый местным самоуправлением контроль в сфере противодействия коррупции использует такие формы, как публичные слушания, сельские сходы (собрания), публичные доклады и отчеты, гласность, средства доступности общения людей. Социальная среда, мотивы и действия людей становятся легкообозримыми. Коррупционные решения, поступки и действия - на виду местного сообщества. Это очень заметно в тех сферах деятельности, где роль местных органов особенно велика, - образование, землепользование, строительство, бюджетные расходы и т.п. Здесь и встречается немало коррупционных проявлений типа корыстного сговора, незаконных сделок, мошенничества и т.п. Средства реагирования есть. [2]

   Поэтому можно утверждать, что исходя из независимости местного самоуправления в пределах собственной компетенции логично следует осуществление им самостоятельной муниципальной антикоррупционной политики. Вместе с тем эта политика является частью конституционно-правовых основ по противодействию коррупции и должна опираться на правовые общефедеральные и региональные координаты в этой сфере.

Список литературы

1.     Гуцев П.Ю. Конституционные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в системе противодействия коррупции: дис. … канд. юр. наук / П.Ю. Гуцев. – Б., 2010. – 31 с.

2.     Избачков, Ю.С. Ответственность за коррупциогенное нормотворчество / Ю.. Избачков, К.Е. Рыбак // Культура: управление, экономика, право. -2012. - № 1. - С. 29 - 31.

3.     Маслакова Е.А. Коррупция в органах местного самоуправления: криминологические аспекты / Е.А. Маслакова // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2013. - № 4. - С. 24 - 26.

4.     Михеева Т.Н. О принципе верховенства права на современной этапе развития правового государства/ Т.Н. Михеева// Закон и право.-2013.-№9.- С. 29-31.

5.     Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.08.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

6.     Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с ред. от 04.08.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954.

7.     Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 10. - Ст. 1152

8.     Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 7. - Ст. 776.

9.     Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ.– 2009. - № 29. - Ст. 3609.

10. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 40. - Ст. 3822.