Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ И ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
03 июня 2017г.

Аннотация: в статье раскрывается значение таможенного администрирования для внешнеэкономической деятельности, его неразрывная связь с таможенным декларированием. Пристальное внимание уделяется рассмотрению таких современных технологий совершенствования таможенного декларирования, как электронное декларирование, удаленный выпуск, автоматический выпуск товаров. Рассматриваются изменения правового регулирования данных технологий в ТК ЕАЭС.

Ключевые слова: таможенное администрирование, таможенное регулирование, таможенное декларирование, удаленный выпуск, электронное декларирование, автоматический выпуск, ЕАЭС.

 

 

 

ROLE AND TASKS OF CUSTOMS ADMINISTRATION AT THE PRESENT STAGE.

 

Sevostianova A. E.




Annotation: The article reveals the importance of customs administration for foreign economic activity, its inextricable link with customs declaration. Close attention is paid to the consideration of such modern technologies for improving customs declaration, such as electronic declaration, remote release, automatic release of goods. Changes in the legal regulation of these technologies in the EAEC TC are considered.

Keywords: customs administration, customs regulation, customs declaration, remote release, electronic declaring, automatic release, the unified EAEС.

В современных экономических условиях роль таможенного регулирования, качественного таможенного администрирования имеет важное значение для эффективного развития внешнеэкономической деятельности как в государствах-членах ЕАЭС в целом, так и в Российской Федерации, в частности.

Таможенное администрирование как вид управленческой деятельности таможенных органов является одним из основных элементов эффективного функционирования таможенной системы.

Деятельность       предприятий и организаций       по развитию своего экспортного потенциала, организации импорт замещаемых производств в экономике во многом определяется возможностью оперативного выпуска товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, минимального времени прохождения всех таможенных процедур, применения на практике современных информационных технологий при совершении таможенных операций и взаимодействии участников ВЭД с таможенными органами.

В настоящее время таможенная служба России все больше внедряет в повседневную практику современные информационные технологии, постоянно работает над совершенствованием таможенного администрирования по наиболее приоритетным направлениям.

Говоря об основных направлениях совершенствования таможенного администрирования, следует обратить внимание также и на развитие, изменения в таможенном законодательстве. Известно, что на данный момент принят новый Таможенный кодекс ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС), обсуждение которого было активное и долгое. Это большой шаг вперед, его подготовка длилась не один год, поэтому в ТК ЕАЭС наблюдаются существенно новые изменения [3].К таковым можно отнести: приоритет электронного таможенного декларирования - оно будет обеспечивать весь процесс - от прибытия товаров до их выпуска в свободное товарообращение; возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров автоматически, таможенное декларирование сократится до нескольких минут; возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена; совершенствование института уполномоченного экономического оператора.

На современном этапе идет активная реализация разработанного плана мероприятий по "Совершенствованию таможенного администрирования", утвержденного Распоряжения Правительства РФ от 29 июня 2012 г. N 1125-р [1]. Осуществление мероприятий, определенных в дорожной карте позволит усовершенствовать таможенные операции, сделать их более простыми, быстрыми, менее затратными за счет применения современных информационных технологий.

Главным нормативным актом в сфере таможенного регулирования в настоящее время является Таможенный кодекс Таможенного союза [2]. Он имеет статус международного договора и является обязательным для исполнения всеми государствами-членами ЕАЭС.

С 1 января 2015 года Российская Федерация функционирует в Евразийском экономическом союзе [3]. В Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, устанавливается порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу Союза, порядок совершения таможенных операций, связанных с прибытием и убытием товаров, их временным хранением, таможенным декларированием и выпуском, порядок уплаты таможенных платежей и регулируются множество других процедур.

Основное направление, на которое было направленно совершенствование таможенного администрирования, является электронное декларирование. Это комплекс средств, который позволяет осуществлять таможенное оформление товаров и транспортных средств в  электронном виде, создание электронной копии грузовой таможенной декларации, передача ее в автоматизированную систему с помощью специальных каналов связи, регистрация, прохождение через форматно-логистический контроль с целью выявления ошибки несоответствий [5]. Сейчас практически 99% деклараций на товары выпускаются в электронном виде с использованием сети Интернет либо через специальный портал Федеральной таможенной службы «Электронное представление сведений».

Внедрение электронного декларирования позволило избежать необходимости представления большого объема документов на бумажном носителе, значительно сократить сроки проведения таможенных операции.

В Федеральном Законе РФ № 63-ФЗ от 25.03.2011 г. «Об электронной подписи» к преимуществам электронного декларирования следует отнести: доступность, оперативное взаимодействие между инспекторами и подающими их субъектами, скорость декларирования, возможность хранить все документы, связанные с поставками на едином таможенном сервере. В то же время есть определенные недостатки: не все действующие таможенные посты могут работать с центрами электронного декларирования, присутствует риск сбоя программы.

Благодаря созданию Таможенного союза и принятию Таможенного кодекса Таможенного союза был сделан значительный шаг в развитии института электронного декларирования. И, конечно же, изменения видны и в законодательстве, ведь приоритет отдается именно электронному декларированию. Теперь п.3 ст.104 ТК ЕАЭС устанавливает, что таможенное декларирование осуществляется в электронном виде, и есть лишь несколько условий, когда можно прибегать к письменной форме [6].

Статистические данные показывают высокую эффективность в электронном декларировании. Так по состоянию на 2 февраля 2017- 99,96 % деклараций было оформлено в электронной форме [7]. ФТС России ведет постоянный мониторинг практики электронного декларирования, что позволит перейти на новый уровень работы.

Другим перспективным направлением совершенствования является технология удаленного выпуска товаров и транспортных средств. Удаленный выпуск товаров – это технология таможенного декларирования и таможенного контроля, предусматривающая совершение таможенных операций при фактическом размещении товаров и транспортных средств на складе временного хранения и осуществлении обмена информацией между этими таможенными органами в электронном виде. Естественно и в этом направлении были внесены изменения ТК ЕАЭС. Теперь выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации, данное положение закрепляется в ст. 119 ТК ЕАЭС, а раньше на выполнение данной операции отводился один рабочий день [9].

Основной задачей таможенного администрирования стало ускорение осуществления таможенных операций, в результате чего разработана система автоматического выпуска товара. В соответствии с данной технологией решение о выпуске принимается компьютером, а не должностным лицом таможенного органа, а значит, будет занимать гораздо меньше времени. Кроме того, устраняется влияние различных субъективных факторов при таможенном декларировании, в том числе коррупциогенных, оказывающих значительное влияние на скорость и результаты совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций.

Рассмотренные выше технологии таможенного декларирования отражены в нормах ТК ЕАЭС. Между тем необходимость детализации и конкретизации данных норм очевидна, о чем свидетельствует обилие нормативных правовых актов ФТС России по применению данных технологий. Представляется, что важным направлением совершенствования таможенного администрирования является принятие уполномоченным в области таможенного дела федеральным органом исполнительной власти административных регламентов, которые четко, последовательно и единообразно закрепили административные процедуры реализации применяемых таможенными органами таможенных технологий [10, с. 50-57].

Таким образом, развитие таможенного администрирования играет важную роль для Российской Федерации, позволяет решать ряд крупных задач по дальнейшему инновационному развитию экономики, совершенствованию законодательства в области таможенного дела. Поэтому принятие нового, усовершенствованного ТК ЕАЭС является значительным шагом в совершенствовании таможенного администрирования, что непосредственно оказывает положительное влияние на развитие экономики Российской Федерации, улучшение показателей внешнеэкономической деятельности как в государстве, так и ЕАЭС в целом, направлено на качественное углубление евразийской экономической интеграции.

 

 

 

Список литературы

 

1.                   Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 N 1125-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования"» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – 9 июля. N 28.

2.                   Таможенный кодекс Таможенного союза от 8 мая 2015 г. // Собрание законодательства РФ.- 2010. – 12 декабря.- N 50.

3.                   Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/.

4.                   Трунина Е. В. Ведомственный контроль деятельности таможенных органов Российской Федерации: проблемы правоприменения и судебная практика // Е. В. Трунина. – Вестник арбитражной практики.- 2013. №1.- 25-33 с.

5.                   Информационно – аналитическое обозрение «Таможня».-2014. -№8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosteck.ru/Nashi_Izdania

6.                    Распоряжение Евразийского  межправительственного совета от 16 ноября 2016 г. №19 “О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза” // Альта-Софт: https://www.alta.ru

7. Федеральная таможенная служба. Таможенная статистика внешней торговли. [Электронный ресурс].    –    Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?id=13858&Itemid=2095&option=com_content

8.    Информационно-аналитическое обозрение «Таможня».- 2016. - №19. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.rosteck.ru/Nashi_Izdania

9 .Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 16 ноября 2016 г. №19 “О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза” // Альта-Софт: https://www.alta.ru

10 .Трунина Е. В. Административные регламенты в области таможенного дела: вопросы методологии // Е. В. Трунина. – Право и экономика. – 2013. – № 12 (310). – С. 50-57.