Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ АБХАЗИИ В УСЛОВИЯХ РАСПАДА СССР

Авторы:
Город:
Сухум
ВУЗ:
Дата:
24 мая 2016г.

В юридической науке общепризнанно, что государственность – это особый признак, которым отмечено историческое развитие страны, нации, сумевшей создать собственное или восстановить утраченное в силу различных причин свое государство [2, с. 68]. Последняя часть данной дефиниции во всей полноте отражает исторический путь становления, утраты и восстановления государственности абхазов.

Как известно, на постсоветском пространстве в результате распада СССР возникли де-факто самоопределившиеся республики, среди которых и Абхазия. Процесс восстановления государственности Абхазии принял жестокие и трагические формы настоящей войны с новой «демократической» республикой Грузия, в состав которой Абхазия в советское время была насильственно включена в качестве автономной республики.

Согласно Конституции СССР 1977 года  входящие в  состав СССР автономные республики сохраняли признаки государств: имели свои  конституции, высшие органы государственной  (законодательной, исполнительной и судебной) власти. При этом необходимо отметить и то обстоятельство, что, согласно этой конституции,  автономные  республики  обладали  исключительным  суверенитетом  на  свою  территорию.Следовательно, Абхазия в этот период обладала суверенитетом, как административным, так и территориальным, хотя и ограниченным тем, что вопросы внешней политики были изъяты даже не в пользу Грузии, а входили в компетенцию СССР, который решал все международные вопросы за союзные и автономные республики [3, с. 105].

В соответствии с Законом СССР от 26 апреля 1990 г. «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», автономные республики являлись субъектами федерации Союза ССР. Таким образом, несмотря на то, что Абхазия являлась автономной республикой в составе ГССР, отношения между Грузией и Абхазией носили характер взаимоотношений между государствами — субъектами СССР.

На основании Закона СССР «О порядок решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля 1990 г. № 1409-1, определявший порядок выхода союзных и автономных республик, в случае выхода союзной республики из состава СССР автономные республики обладали правом самостоятельно решать вопрос о пребывании в Союзе ССР и своем государственно-правовом статусе. Согласно ст. 2 закона референдум объявлялся инструментом реализации права союзной республики на выход из Союза. При этом интересными являются положения ст. 3 закона, которое гласит: «В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе».

Грузия, нарушив Закон от 3 апреля 1990 г. и приняв одностороннее решение, в том числе и за входящие в ее состав автономные образования, вышла из состава Союза. Выходя из состава СССР, она противозаконно включила в состав своих интересов и независимое государство Абхазию. К этому же времени, правительство Грузии денонсировало все законодательные акты, принятые в период существования СССР и РСФСР, начиная с 1921 года [3, с. 108-109]. Грузинские власти, признавая советский период времени оккупационным, объявляя все акты советской власти незаконными и недействительными, апеллируя к Грузинской Демократической Республике как государству-правопредшественнику современной Грузии, тем самым отказались от Абхазии и Южной Осетии, государственно-правовые отношения с которыми были оформлены исключительно благодаря советской власти.

До распада СССР Абхазия ставила вопрос о восстановлении утраченного по воле Сталина статуса союзной республики и, помня свою недавнюю историю и имея реальное представление о том, что ожидает их в случае распада Союза, на всесоюзном мартовском референдуме проголосовала за сохранение Союза. Тем самым, абхазский народ попытался реализовать свое «право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе» (ст. 3). Голос абхазского народа не был услышан, а односторонняя акция Грузии поставила под угрозу само существование абхазского этноса.

Верховный Совет Абхазской ССР, осознавая неправомочность действий Грузии, принял 25 августа 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете Абхазии и постановление о правовых гарантиях защиты безопасности Абхазии.

Согласно Декларации о государственном суверенитете Абхазии от 25 августа 1990 г., Верховный Совет Абхазской Советской Социалистической Республики, выражая волю всего народа республики и реализуя неотъемлемое право абхазской нации на самоопределение, сознавая историческую ответственность за судьбу Абхазии, свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, населяющих Союз Советских Социалистических Республик, действуя в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепризнанными международно-правовыми актами, стремясь создать демократическое правовое государство, торжественно провозгласил государственный суверенитет Абхазской Советской Социалистической Республики [4, с. 182]. Абхазская Советская Социалистическая Республика – суверенное социалистическое государство, созданное на основе осуществления абхазской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, верховенства народа в определении своей судьбы. Суверенитет Абхазской Советской Социалистической Республики распространяется на всю территорию Абхазской ССР. Абхазская Советская Социалистическая Республика обладает всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов прав, добровольно переданных ею Союзу ССР и Грузинской ССР на основании заключенных с ними договоров (ст. 1).

В постановлении Верховного Совета АССР «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии» от 25 августа 1990 г. приводятся аргументы, подтверждающие неправомерность претензий Грузии по отношению к территории и государственности независимой Абхазии, основанные на историческом процессе развития взаимоотношений между этими странами.

В феврале 1992 г. грузинские власти отменили действие Конституции Грузинской ССР 1978 г. и объявили о возвращении к досоветской Конституции Грузинской Демократической Республики 1921 г., согласно которой Абхазия односторонне введена в ее состав и "является неотъемлемой частью Грузии с правом автономного управления в местных делах", при этом как субъект государственно-правовых отношений не значится.

После того как Временный военный совет Грузии под руководством Шеварднадзе Э.А. принял решение о переходе к Конституции Грузинской Демократической Республики 1921 г., Верховный Совет Абхазии 23 июля 1992 г. принял Постановление «О прекращении действия Конституции Абхазской АССР 1978 г.» и переходе к Конституции 1925 г., в соответствии с которой Абхазия провозглашалась в качестве суверенного государства, осуществляющего государственную власть на своей территории самостоятельно и независимо от другой какой- либо власти. На этом же заседании был принят закон Республики Абхазия «об изменении названия Социалистической Советской Республики Абхазия», которая впредь должна была именоваться как Республика Абхазия. Были также утверждены новые Государственный флаг и Государственный герб, принято решение ускорить работу над проектом Договора об основах взаимоотношений между Грузией и Абхазией.

Согласно проекту Договора об основах взаимоотношений между двумя республиками, Абхазия и Грузия определялись в качестве независимых государств. В то же время государственное объединение этих республик предполагало установление федеративных отношений. Так, ст. 3 проекта предусматривала: Республика Абхазия добровольно объединяется с Республикой Грузия и обладает на своей территории всей полнотой законодательной, исполнительно и судебной власти, кроме тех полномочий, которые отнесены Конституциями Грузии и Абхазии к ведению Республики Грузия. В качестве законодательной инициативы проект Договора был внесен в повестку дня сессии Верховного Совета Абхазии, его обсуждение должно было состояться на заседании парламента 14 августа 1992 г. [1, с. 155].

Однако именно в этот день 14 августа 1992 года началось вторжение грузинских войск на территорию Республики Абхазия с целью ликвидации абхазской государственности и уничтожение абхазского народа как этнос. Для этого Грузия обрушила на Абхазию всю мощь своего военного потенциала, включая боевую авиацию и бронетанковые войска. В течение более тринадцати месяцев народ Абхазии подвергался истреблению, ликвидировались памятники культуры народа, была полностью уничтожена и разграблена вся экономическая инфраструктура республики. Таким образом, Абхазия была поставлена в условия, когда единственной возможностью самосохранения стало вооруженное сопротивление агрессору.

В результате военных действий была решена судьба государственно-правовых отношений двух народов. Грузино-абхазская война 1992-1993 гг., ставшая для абхазского народа поистине судьбоносной – Отечественной войной, привела де-юре и де-факто к завершению правовой институционализации независимости Абхазии. После окончания войны Верховный Совет Абхазии 26 ноября 1994 г. принял  новую Конституцию, которая стала правовым основанием уже созданного независимого государства – Республики Абхазия. Новая Конституция провозгласила Республику Абхазия как «суверенное, демократическое, правовое государство, исторически утвердившееся по праву народа на самоопределение» (ст. 1).

Мировой опыт государственного строительства выявил ряд важнейших факторов легитимного формирования и существования государств. К ним относятся наличие непосредственной связи народа с территорией проживания, т. е. право народа на данную территорию, стремление народа к политическому самоопределению, т. е. к формированию публичной власти, способность народа обеспечить функционирование государства. Все эти факторы реальны в отношении Абхазского государства [3, с. 141].

Сегодня восстановлена историческая справедливость, абхазский народ реализовал свое право на самоопределение. Республика Абхазия, являясь субъектом международного права, восстановила  свой суверенитет как государство, образованное в результате распада Советского Союза, на основании исторически принадлежащей ей территорией и коренным населением – абхазами, проживающими на этой земле.

 

Список литературы

1.     Барциц И.Н. Государственное (конституционное) право Республики Абхазия: монография: в 2-х т.- М.: Изд-во РАГС, 2009. Т 1. Развитие абхазской государственности. Основы конституционного строя Республики Абхазия. – 418 с.

2.     Политология: энциклопедический словарь. М., 1993. – 158 с.

3.     Шамба Т.М., Непрошин А.Ю. Абхазия: Правовые основы государственности и суверенитета. Издание 2-е переработанное. М.: Изд-во РГТЭУ, 2004. – 171 с.

4.     Шанава Т.А., Возба С.З. Документы по политической истории Абхазии. Выпуск №2. Конституции Абхазии. XX век. АНА. Абхазский институт гуманитарных исследований им. И.Д. Гулиа. – Сухум: Дом печати, 2015. – 192 с.