Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГЕРМАНИИ

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Правовой статус служащего в РФ находиться в стадии становления. Изучение опыта других стран, особенно актуально в настоящее время, так как и формирование современной и эффективной модели государственной службы является приоритетным направлением развития государства.

    Государственная служба в Российской Федерации является институтом, обеспечивающим реализацию основных функций и механизмов государства. Правовой статус государственного гражданского служащего занимает одно из значимых мест в контексте современного законодательства. Согласно статье 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», государственным гражданским служащим является лицо, профессионально осуществляющее служебную деятельность на должностях государственной службы (государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации) по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации, а также получающее денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета (бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации) [8].

    Федеральный закон от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дает немного иное толкование понятия государственного гражданского служащего. Статья13 вышеуказанного закона гласит, что гражданский служащий - это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации [9]. В Российской Федерации статусом «государственного гражданского служащего» должностное лицо обладает только в период прохождения службы.

    В Германии используется более широкая трактовка, термин «государственная служба» в  буквальном переводе на русский язык означает - «общественный»или «публичный». Публичная служба в Германии - это профессиональная деятельность, которая заключается в выполнении определенными субъектами публично- правовых функций в органах федеральной государственной власти, земельных органах, общинах и других субъектах публичного права [10]. Это понятие можно отнести ко всем работникам государственных учреждений. Это не только сотрудники органов управления, а также и учителя, работники дошкольных учреждений, профессора и преподаватели государственных университетов, судьи, министры, члены дирекции Федерального банка, полицейские, военнослужащие, служащие железных дорог, почтовых учреждений и т.д. [6]. Предъявляемые требования к лицу, претендующему на определенную должность, тем выше, чем выше сама должность [10].

    Можно отметить, что государственная служба в Германии является трехуровневой:

-   уровень Федерации;

-   уровень земель;

-   уровень общин.

   Регулируется государственная служба в Германии федеральным законодательством.

   Для всех трех уровней установлена единая система званий, чинов, рангов, единые правила прохождения службы, права и обязанности, ограничения и гарантии, система пенсионного обеспечения и оплаты труда [6].

  Понятие же правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации появилось в юридической науке сравнительно не так давно и можно отметить, что оно до сих пор является дискуссионным и спорным.

    Одни ученые рассматривают понятие «статуса государственного служащего» в широком смысле, включая в него такие категории, как правоспособность, гарантии, ответственность, принципы, соответствующие права и обязанности служащего. Другие, наоборот, «статус государственного служащего»сводят к совокупности прав и обязанностей [2]. Однако, практически все ученые едины в том, что права и обязанности государственного гражданского служащего являются основой правового статуса государственного гражданского служащего.

   По мнению Коренева А.П.«права и обязанности являются настолько бесспорными элементами правового статуса, что признаются в качестве таковых всеми исследователями. Административно – правовой статус гражданина немыслим без единства прав и обязанностей» [5]. Абрамов В.И. полагает, что «в правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной деятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности» [1]. Старилов Ю.Л. делит права служащих их на три группы: статусные, функциональные, социально-личностные [7].

   В Германии, лиц, находящихся на государственной службе, можно разделить на три группы: чиновники, служащие и рабочие. Характер их взаимоотношений с государством определяет различия в их статусе. Выражаются эти различия в порядке приема на работу, прохождения и прекращения службы, вознаграждения за нее, в предъявляемых к ним требованиях, в содержании их прав и обязанностей. Особый статус чиновника и условия его продвижения по службе определяет специфику подготовки и переподготовки работников государственного и муниципального управления в Германии. Немецкий чиновник обладает пожизненным статусом и является представителем особого сословия [3]. С государственными служащими в Германии не заключают договор, а берут клятву служить отечеству верой и правдой. Они получают жалованье или денежное довольствие, как военнослужащие, а не заработную плату. Отправить в отставку (уволить) чиновника с государственной службы вопреки его желанию возможно только в ходе дисциплинарного разбирательства, если чиновник очевидно злоупотребляет своим служебным положением.

   Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что в Российской Федерации права государственного гражданского служащего и их ответственное и добровольное исполнение формирует представление о «правовом статусе государственного гражданского служащего», определение которому можно дать следующим образом - это совокупность прав и возложенных на него обязанностей, а также система поощрений, запретов, ограничений и мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, а также соблюдения запретов и ограничений, которые тем или иным образом связанны с государственной гражданской службой.

   Таким образом, анализ правового статуса и государственной гражданской службы Российской Федерации и Германии позволяет сделать следующие выводы:

   Современная государственная служба обоих государств функционально реализуется как через деятельность государственных служащих, так и через свою институциональную целостность.

   В Германии государственным служащим-чиновником считается лишь тот, кто находится в публично- правовых отношениях с государством. Особый пожизненный статус гражданских служащих определяется наличием института государственной присяги.

   Государственная служба в Российской Федерации является институтом, обеспечивающим реализацию основных функций и механизмов государства.

Список литературы

1.     Абрамов В.И. Правовой статус ребенка // Современное право. 2005. № 9.

2.     Витрук Н.В.Правовой статус личности: Содержание, виды и тенденции в развитии // Проблемы правового статуса субъектов права: Межвуз. сборник. М., 2013. С. 13.

3.     Государственная служба в зарубежных странах: Сборник обзоров законодательства. /Н.М. Касаткина, В.И. Лафитский, А.Ф. Ноздрачев и др. М.,1996. 166 с.

4.     Государственная служба за рубежом. Эффективность кадрового менеджмента. М., 2007. № 2. 152 с.

5.     Коренев А. П. Нормы административного права и их применение. М., 1978. С. 18.

6.     Пронкин С. В., Петрунина О. Е. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие. М., 2001. С. 301, 305-306.

7.     Старилов Ю.  Л. Административное право. В 2-х т. Ч. 2. Кн. первая. Субъекты. Органы  управления. Государственная служба. Воронеж, 2001. С. 439.

8.     Федеральный закон [Электронный ресурс]: от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» //Официальный сайт компании «Консультант Плюс». //URL: http://www.consultant.ru/popular/gossluzh/

9.     Федеральный закон [Электронный ресурс]: от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173310/

10. Черников Б. Чиновник в России и за рубежом // Служба кадров 2007. № 5. С. 24.