07 марта 2016г.
С целью повышения конкурентоспособности специалистов железнодорожного транспорта, необходимо более детально рассмотреть компетенции будущих специалистов путей сообщения, в частности специалистов в области организации и управления перевозками. В понятие «компетенции» можно объединить необходимые знания, умения и навыки, которыми должен обладать специалист в области железнодорожных перевозок.
В настоящее время идет динамичное внедрение современных технологий управления в области железнодорожного транспорта и к молодым специалистам предъявляются достаточно жесткие требования в частности умение мобильно разрешать возникающие производственные ситуации.
Как известно, задачей железнодорожного транспорта является не только транспортировка груза или пассажиров из одной точки в другую в оптимальные сроки, но и обеспечение сохранности груза и здоровья пассажиров во время транспортировки. Решение данной задачи состоит в оптимизации многих факторов, влияющих на сам процесс доставки. Поэтому специалист-управленец должен не только обладать достаточным объемом знаний, навыков и умений, но и уметь правильно и оперативно применить те или иные в конкретной производственной ситуации. В связи с этим, необходимо обучать молодых специалистов навыкам инженерного творчества.
В понятие «инженерное творчество» можно включить формулировку и решение задач, связанных с разработкой, испытанием, эксплуатацией различных технических систем разных уровней сложности, их элементов, и технологий, обеспечивающих рост безопасности и конкурентоспособности такой мощной и многоуровневой системы, как железнодорожный транспорт.
Знакомство с азами инженерного и инженерно-технического творчества необходимо начинать с первых же курсов обучения будущего специалиста, а образовательную программу формировать таким образом, чтобы студенты могли применять полученные знания в решении практических задач уже на начальных этапах обучения.
На первом этапе знакомства студентов с инженерным творчеством необходимо конкретизировать цели и задачи, а также методы, используемые в этом процессе.
Целью инженерного и инженерно-технического творчества является совершенствование конкретной технологии или определенного технического объекта для достижения оптимальных результатов работы всей системы «железнодорожный транспорт» или ее подсистемы «перевозочный процесс».
Данные цели, а также некоторые знания и умения, необходимые при достижении этих целей (например, при поиске оптимальных условий доставки грузов) можно представить следующим образом:
Как видно, процесс решения
поставленных целей инженерно-технического творчества затрагивает достаточно широкие области знаний, навыков и умений, которыми должен в конечном
итоге обладать инженер- управленец.
Каждое из приведенных знаний и умений по
отдельности может быть стандартной прикладной задачей, но в совокупности с остальными становится составляющей инженерно-технического творчества.
Дальнейшим этапом инженерно-технического творчества должен быть выбор методов
достижения поставленных целей.
Как известно, при решении задач оптимизации различных процессов традиционные методы не всегда приносят
желаемые результаты. В таких случаях и возникает потребность в инженерно-техническом творчестве как в инструменте
поиска новых путей решения поставленных задач. Кроме того, с помощью методов инженерно-технического творчества
В результате можно получить инновационный продукт, удовлетворяющий поставленным целям и задачам, в нашем случае – оптимизация перевозочного процесса.
Таким образом, инженер-управленец должен обладать не только определенными компетенциями в своей области, но и иметь представления о смежных областях
науки, должен уметь мыслить и правильно применять на практике
полученные знания,
навыки и умения.
Результатом инженерного творчества часто является внедрение инновационных технологий, повышение конкурентоспособности различных областей производства и транспорта, в частности, железнодорожного транспорта.
Поэтому необходимо использовать разнообразные средства интенсификации технического творчества для повышения заинтересованности студентов в применении
данного инструмента в процессе обучения и на производстве.
Как известно, для
качественной подготовки специалистов
железнодорожного транспорта необходимы сбалансированные знания
по теории и практике во всех областях отрасли.
Будущие специалисты получают
достаточный объем теоретических знаний
в объеме курса, а вот практические навыки
могут быть получены только
на производственной практике. Тем не менее есть возможность «проигрывать» производственные ситуации на практических занятиях,
как отмечалось ранее, в виде ситуационных задач.
Как правило, уровень
сложности практических занятий
рассчитан на среднего студента.
Но, в учебной группе подбираются студенты
с разным уровнем
подготовки, скорости мышления
и развитием логики.
Поэтому у более сильных студентов пропадает заинтересованность в решении
задач среднего уровня. Задачи
творческой направленности не только позволяют приблизить студентов
к производственным ситуациям, но и стимулируют их интерес к боле глубокому изучению дисциплины. Кроме того, в учебных
заведениях существует система рейтинговой оценки
студентов. Студенты,
как правило, заинтересованы в получении
высокого балла и соответственно высокого
рейтинга. Поэтому предлагается введение нескольких уровней
сложности практических задач (по тем дисциплинам, где это возможно). Уровни сложности задаются
в исходных данных
или в самой производственной ситуации.
Например, в рамках одной из дисциплин, студенты
получают основные понятия о маневровой работе на железнодорожном транспорте и в частности
на предприятиях железнодорожного транспорта. В процессе изучения материалы студенты
выполняют ряд практических работ, связанных с формированием составов
на путях станции.
В исходных
данных задается количество станций участка,
порядок расположения заданных
станций на схеме участка (Рисунок
2), количество путей в сортировочном парке участковой станции,
порядок расположения накопленных вагонов на путях сортировочного парка (Рисунок 3) и порядок
отцепки вагонов на всех станциях участка:
Необходимо сформировать состав в соответствии с требованиями ПТЭ с минимальным количеством перемещений вагонов
по путям сортировочного парка.
Предлагается введение трех уровней
сложности исходных данных:
I
уровень – стандартный (не применяем термин «низкий» уровень
сложности, так как он влияет на самооценку студентов, что не менее важно, чем закрепление учебного материала)
– решение стандартных ситуаций, разобранных с преподавателем в качестве примера,
с изменением одного параметра. Например, в разобранном примере
необходимо сформировать состав
на станции участка при условии
отцепки групп вагонов
с головы состава на всех станциях
участках, а для самостоятельного решения предлагаются те же станции,
тот же порядок их расположения на участке, только изменяется порядок
отцепки вагонов – с хвоста состава
для всех станций участка;
II
уровень сложности – средний
– вводятся элементарные творческие составляющие. Например, сформировать состав на исходные
станции заданного участка, но на одних из них отцепка
вагонов производится с головы состава, а на других - с хвоста.
III
уровень сложности – повышенный – вводятся более сложные творческие составляющие, например – наличие в составе поезда
вагонов с опасными
грузами, вагонов с негабаритными грузами
и так далее.
В процессе
решения задач повышенного уровня сложности
студенты вынуждены обращаться к дополнительным источникам информации, изучать нормативную литературу и обращаться к уже существующему опыту решения
аналогичных ситуаций.
Для поощрения студентов разрабатывается соответствующая система дополнительных баллов за решение задач II-го и III-го уровней сложности.
Таким образом,
происходит стимулирование студентов к решению задач
более высокого уровня сложности, что не только позволяет
расширить круг разбираемых производственных ситуаций, но и повышает самооценку студентов
и определения себя как будущего специалиста.