18 февраля 2018г.
Роль железнодорожных грузовых перевозок в России с каждым годом увеличивается. На сегодняшний день на нее приходится 80% грузооборота. [1].
От эффективной работы данной системы зависит уровень развития экономики государства.
Ежегодно благодаря слаженной работе железной дороги перевозится в основном номенклатура грузов, представленная на рисунке 1.
В рамках реформирования железнодорожного транспорта в России операторская деятельность была практически полностью выведена из сферы деятельности ОАО «РЖД» [2]. На сегодняшний день в целом по стране ОАО «РЖД» имеет в своем парке около 80 тысяч вагонов, но до конца года все они будут переданы в аренду либо в собственность второй грузовой компании. Задача – сформировать конкурентный рынок перевозок и обеспечить равные условия для всех участников перевозочного процесса.
Сегодня, этому мешает наличие вагонов у железной дороги, которая действует в рамках тарифного регулирования, ведь частные компании не имеют такого ограничителя как Федеральная служба по тарифам.
Сейчас на Красноярской железной дороге в перевозках участвуют около 40 операторов – собственников подвижного состава. В частных вагонах перевозится 70% всех грузов.
В стране работают свыше 2,5 тысяч собственников подвижного состава, каждый из них преследует свои интересы. На рисунке 2 представлены основные собственники вагонов. Время от времени происходят нерациональные перевозки. Собственники не учитывают пропускные способности нашей инфраструктуры, действуют по собственному разумению и возникают ситуации при которых «в одном месте пусто, в
другом –
густо». На одной
станции
простаивают порожние
вагоны, с другой
не можем вывести
груз
из-за отсутствия подвижного состава.
Высокая конкуренция со стороны других видов транспорта, прежде всего автомобильного, приводят к оттоку высокодоходных грузов и замещению их низкодоходными, так большая часть грузов, перевезенных в последнее время относится к категории нискодоходным (60,5%) и среднедоходных (27,2%); на высокодоходные пришлось только 12,3% перевозок.[4].
Эффективность железнодорожных перевозок в настоящее время снижается. Так, например, за последние годы скорость доставки снизилась, увеличился оборот грузового вагона, и снизилась участковая скорость. По данным критериям построена гистограмма, которая приведена на рисунке 3.
Подобная динамика связана с тем, что на отдельных участках сети
общего пользования достигнуты предельные показатели пропускной способности. Это обусловлено:
Во-первых, недостаточным развитием инфраструктуры со стороны ОАО «РЖД», за период
с 1989 года и
по настоящее время:
·
общее число железнодорожных станций уменьшилось на 18%;
·
развернутая длина станционных путей сократилась на 9%;
·
длина приемо-отправочных путей сократилась на 20%;
·
длина сортировочных путей сократилась на 20%. [4]
Во-вторых, в качестве основной причины снижения эффективности сама компания ОАО «РЖД» называет избыток вагонов в секторе. Одним из результатов государственной программы реформирования железнодорожного транспорта стало создание частного парка грузовых вагонов. Существующий в настоящее время парк грузовых вагонов является избыточным. По расчетам
ОАО «РЖД», для обеспечения предъявляемых объемов перевозок достаточно 900–950 тыс. грузовых вагонов.[4]
Для решения данной проблемы Минпромторгом России предложен комплекс мер, включающих ужесточение системы сертификации вагонов, создание базы данных допуска вагонов на сеть железных дорог, ведение которой предполагается поручить Росжелдору, а также введение повышенного коэффициента в размере 1,48 на порожний пробег для универсальных вагонов, эксплуатирующихся за пределами назначенного срока службы.[5]
Председателем Правительства Российской Федерации поручено федеральным ведомствам
провести анализ предложений по изменению тарифного регулирования на перевозку порожнего подвижного состава, срок службы которого продлен, а также иных подходов в целях стимулирования ускоренного списания подвижного состава,
достигшего назначенного производителем срока службы.[5]
Важным элементом повышения эффективности грузовых перевозок является изменение систем тарификации. Тарификация грузов должны отражать стоимостные аспекты осуществления перевозки при необходимом уровне качества и учитывать транспортную платежеспособность грузоотправителя и конкурентоспособность перевозимой продукции на товарных рынках.[3]
Список литературы
1. Железнодорожный моделизм (http://www.modelzd.ru/ustroystvo-zhd/znachenie-zhd-transporta.html).
2. Транспорт Россия на рубеже столетий (XX-XXI вв.): состояние, проблемы, перспективы: В.А. Персианов, И.Б. Мухаметдинов.–М. :ИКФ «Каталог», 2006.–283 с.
3. Другие рельсы/Книга о реформе железнодорожной отрасти.–М.: ОАО РЖД, 2009.
4. Бюллетень о развитии конкуренции (апрель, 2015 год).
5. Реформа железных дорог: сборник материалов по повышению эффективности сектора железных дорог.