Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2018г.

Роль железнодорожных грузовых перевозок в России с каждым годом увеличивается. На сегодняшний день на нее приходится 80% грузооборота. [1].

От эффективной работы данной системы зависит уровень развития экономики государства.

Ежегодно благодаря слаженной работе железной дороги перевозится в основном номенклатура грузов, представленная на рисунке 1.


В рамках реформирования железнодорожного транспорта в России операторская деятельность была практически полностью выведена из сферы деятельности ОАО «РЖД» [2]. На сегодняшний день в целом по стране ОАО «РЖД» имеет в своем парке около 80 тысяч вагонов, но до конца года все они будут переданы в аренду либо в собственность второй грузовой компании. Задача – сформировать конкурентный рынок перевозок и обеспечить равные условия для всех участников перевозочного процесса.

Сегодня, этому мешает наличие вагонов у железной дороги, которая действует в рамках тарифного регулирования, ведь частные компании не имеют такого ограничителя как Федеральная служба по тарифам.

Сейчас на Красноярской железной дороге в перевозках участвуют около 40 операторов – собственников подвижного состава. В частных вагонах перевозится 70% всех грузов.


В стране работают свыше 2,5 тысяч собственников подвижного состава, каждый из них преследует свои интересы. На рисунке 2 представлены основные собственники вагонов. Время от времени происходят нерациональные перевозки. Собственники не учитывают пропускные способности нашей инфраструктуры, действуют по собственному разумению и возникают ситуации при которых «в одном месте пусто, в другом –     густо». На одной станции простаивают порожние вагоны, с другой не можем вывести груз из-за отсутствия подвижного состава.

Высокая конкуренция со стороны других видов транспорта, прежде всего автомобильного, приводят к оттоку высокодоходных грузов и замещению их низкодоходными, так большая часть грузов, перевезенных в последнее время относится к категории нискодоходным (60,5%) и среднедоходных (27,2%); на высокодоходные пришлось только 12,3% перевозок.[4].

Эффективность железнодорожных перевозок в настоящее время снижается. Так, например, за последние годы скорость доставки снизилась, увеличился оборот грузового вагона, и снизилась участковая скорость. По данным критериям построена гистограмма, которая приведена на рисунке 3.




Подобная динамика связана с тем, что на отдельных участках сети общего пользования достигнуты предельные показатели пропускной способности. Это обусловлено:

Во-первых, недостаточным развитием инфраструктуры со стороны ОАО «РЖД», за период с 1989 года и по настоящее время:

·          общее число железнодорожных станций уменьшилось на 18%;

·          развернутая длина станционных путей сократилась на 9%;

·          длина приемо-отправочных путей сократилась на 20%;

·          длина сортировочных путей сократилась на 20%. [4]

Во-вторых, в качестве основной причины снижения эффективности сама компания ОАО «РЖД» называет избыток вагонов в секторе. Одним из результатов государственной программы реформирования железнодорожного транспорта стало создание частного парка грузовых вагонов. Существующий в настоящее время парк грузовых вагонов является избыточным. По расчетам ОАО «РЖД», для обеспечения предъявляемых объемов перевозок достаточно 900–950 тыс. грузовых вагонов.[4]

Для решения данной проблемы Минпромторгом России предложен комплекс мер, включающих ужесточение системы сертификации вагонов, создание базы данных допуска вагонов на сеть железных дорог, ведение которой предполагается поручить Росжелдору, а также введение повышенного коэффициента в размере 1,48 на порожний пробег для универсальных вагонов, эксплуатирующихся за пределами назначенного срока службы.[5]

Председателем Правительства Российской Федерации поручено федеральным ведомствам провести анализ предложений по изменению тарифного регулирования на перевозку порожнего подвижного состава, срок службы которого продлен, а также иных подходов в целях стимулирования ускоренного списания подвижного состава, достигшего назначенного производителем срока службы.[5]

Важным элементом повышения эффективности грузовых перевозок является изменение систем тарификации. Тарификация грузов должны отражать стоимостные аспекты осуществления перевозки при необходимом уровне качества и учитывать транспортную платежеспособность грузоотправителя и конкурентоспособность перевозимой продукции на товарных рынках.[3]

 

Список литературы

 

1. Железнодорожный   моделизм   (http://www.modelzd.ru/ustroystvo-zhd/znachenie-zhd-transporta.html).

2.    Транспорт Россия на рубеже столетий (XX-XXI вв.): состояние, проблемы, перспективы: В.А. Персианов, И.Б. Мухаметдинов.–М. :ИКФ «Каталог», 2006.–283 с.

3. Другие рельсы/Книга о реформе железнодорожной отрасти.–М.: ОАО РЖД, 2009.

4. Бюллетень о развитии конкуренции (апрель, 2015 год).

5.   Реформа железных дорог: сборник материалов по повышению эффективности сектора железных дорог.