Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АРХИТЕКТУРА ИСКУССТВЕННЫХ ИНТЕЛЛЕКТ-ПОМОЩНИКОВ И МЕГАИНТЕРНЕТ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 марта 2016г.

В 1950 г. Алан Мэтисон Тьюринг опубликовал статью под названием «Может ли машина думать?» (Can the machine think?) [2]. В ней Тьюринг рассмотрел два основополагающих определения — «машина» и «мыслить». Но если размышления ученого по первой проблеме были актуальны в основном для его современников, то разработанный Тьюрингом критерий разумности вычислительных систем используется до сих пор.

Для выявления электронного интеллекта он предложил так называемую «игру в имитацию». Изначально ней участвуют три человека — мужчина, женщина и судья. Последний отделен от двух других стенами комнаты, все общаются посредством телеграфной связи (чтобы исключить узнавание по голосу, в современном случае это будет общение путем ввода текстов с клавиатуры). Цель задающего вопросы состоит в том, чтобы выяснить, кто из остальных участников является женщиной, а кто — мужчиной. Цель игры для женщины — помочь судье, а для мужчины — сбить его с толку.

Следующим шагом было заставить отвечать на вопросы машину вместо мужчины. Будет ли в этом случае задающий вопросы ошибаться столь же часто, как и при игре, где участниками являются только люди? Алан Тьюринг прогнозировал, что в ходе пятиминутного теста компьютер с памятью около 120 Мб сможет обмануть человека в 30% случаев. Современные семантические технологии позволяют поднять планку Тьюринга до 70 и более процентов случаев.

Искусственный интеллект-помощник (ИИП) представляет собой приложение, являющееся обучаемой псевдоразумной системой, связанной в интернет-пространстве с другими интеллект-помощниками. ИИП имеет наращиваемую модульную архитектуру, которая включает ядро и дополнительные модули, которые подключаются к ИИП по стандартному интерфейсу и обрабатывают данные в стандартных или документированных форматах.

Таким образом, предлагаемый проект ставит целью создание персонального помощника и собеседника, который на основе полностью детерминированных семантических алгоритмов сможет решить как задачи оптимизации интеллектуальной работы, включая систематизацию, обучение и накопление знаний, так и поддерживать осмысленный диалог и быть способным к обучению. Этот подход в корне отличается от продюсируемых в настоящее время проектов типа Siri [3] или GoogleNow [4], которые опираются на закрытую архитектуру и неизвестный информационный ресурс, недоступный при отсутствии интернета.

Кроме того, весьма важным является наличие интегрирующего ресурса, возможно, отличного от Интернет, который связывает находящиеся в текущее время в сети ИИП в единую мега-систему, которая транслирует потребности пользователей ИИП и позволяет учесть прецеденты использования и создать постоянно обновляемый и динамичный проект.

Ядро ИИП включает следующие компоненты:

-   блок ввода и распознавания семантических конструкций,

-   блок сопряжения с поисковыми системами,

-   блок постобработки результатов поиска,

-   блок выборки данных с учетом накопленный, явно выраженных и эмоциональных предпочтений,

-   блок настройки,

-   блок связи с другими ИИП,

-   коллекция диалогов, хранящая ранее имевшие место диалоги,

-   коллекция объясняющих конструкций – результат общения и обучения ИИП с пользователем,

-      коллекция прецедентных знаний – первичная коллекция смысловых соответствий, включающая ежедневные словари,

-   коллекция локальных результатов, в которую помещаются результаты работы ИИП за предыдущее время.

Таким образом, Мегаинтернет – совокупность знаний всех Помощников (ИИП), структурированная исходя из полезности для Пользователей, хранящаяся на локальных ресурсах владельцев ИИП. Последовательность работы мегаинтернета задана следующим списком:

·   Ввод вопроса от Пользователя

· Поиск ответа в Локальных знаниях

· Поиск ответа в других Помощниках (ИИП)

· Поиск во внешних Поисковых системах

·   Корректировка  ответа  от  внешних  Поисковых  систем  с      учетом  предпочтений,  событий     и местоположений

· Формулировка ответа (прямой ответ, почта, ссылка, файл, ответы других ИИП и Пользователей)

· Запрос Полезности ответа

· Фиксация Полезности ответа

· Корректировка предпочтений со стороны ИИП

· Прямая корректировка предпочтений Пользователем

· Обновление Локальных знаний

· Прямой совет по инициативе Помощника (по событиям календаря, времени, отложенных действий типа

«напомнить позже»)

Схематически работа ИИП может быть проиллюстрирована следующим образом:

-    пользователь (субъект «Я») текстуально или голосом через блок ввода и распознавания семантических конструкций вводит в произвольной форме вопросы или повествовательные предложения (далее называемыми «запросами» или «запросами пользователя»), предназначенные для обработки искусственным интеллект- помощником (который является субъектом «ты» или субъектом «имя», которое задано на этапе настроек);

-   введенная конструкция сравнивается с имеющейся в БД диалогов и, при наличии близких конструкций субъекту «я» сообщается об имевшем место ранее диалоге («ты уже спрашивал похожее…», при отсутствии близких конструкций запрос анализируется по следующим параметрам:

-     имеются ли слова запроса в коллекции семантических конструкций и если все слова имеются в коллекции, то выявляется смысл запроса – выделяются упоминаемые объекты и связывающие их функции, например, «Где я сейчас еду?» - Ключевой вопрос «где», «я» - отношение к пользователю, «сейчас» - настоящий момент времени, «еду» - малоинформативная компонента, эквивалентная «иду», «нахожусь».

В случае отсутствия слов запроса в коллекции семантических конструкций ИИП уточняет их у пользователя и ответами модифицирует коллекцию семантических конструкций, т.е. происходит стадия обучения ИИП также в форме диалога. Например, если пользователь вводит «Мне скучно», ИИП может уточнить вопросом «Что такое «скучно?» и накопить слова, сопровождающие объяснения, в коллекции объясняющих конструкций.

Пользователь может ответить, что «скучно» - «когда ничего не радует», «нечем заняться» и тогда ИИП предлагает «Что сделать, чтобы тебе не было скучно?» и субъект «Я» может ответить разными вариантами «Ничего», «Расскажи сказку», «Расскажи анекдот», «Расскажи что-нибудь веселое». Все четыре вариант будут обработаны ИИП, в первом случае ИИИ уточняет, почему ничего делать не надо и «Я» может ответить вариантами, например – «Я занят», «Я не знаю, чего я хочу». Во втором случае ИИП производит поиск в коллекции локальных результатов на предмет наличия уже рассказанной ранее сказки с меткой «ироничная» или

«веселая» и предлагает ее пользователю, а в случае его отказа производит поиск и сравнивает найденное с уже имеющимся в коллекция локальных результатов и предлагает пользователю сказку, не имеющую аналогов в коллекции локальных результатов и при согласии пользователя предлагает ему текст сказки для прочтения или зачитывает ее вслух и при одобрении (выслушивании или прочтении до конца или бОльшей части) помещает ее в коллекцию локальных результатов. Третий случай обрабатывается аналогично второму, четвертый продолжает диалог с пользователем уточнение «Что ты хочешь услышать – стихи, сказку, анекдот?». Основой распознавания вопросов является анализ вопросительных слов, заданных следующей таблицей.

Таблица 1

кто;1;субъект кого;1;субъект кому;1;субъект кем;1;субъект ком;1;субъект что;2;объект чего;2;объект чему;2;объект чем;2;объект

какой;3;свойство какие;3;свойство какое;3;свойство какого;3;свойство каком;3;свойство чей;4;принадлежность чья;4;принадлежность чье;4;принадлежность

который;5;описание которая;5;описание которое;5;описание сколько;6;количество когда;7;время где;8;место куда;9;местоприбытия как;10;причина1 откуда;11;источник почему;12;причина2 зачем;13;причина3

 

В случае обращения запросов от ИИП к поисковым системам (в первую очередь отбрасывания неинформативных компонент) он преобразуется в формальный запрос в поисковую систему через блок сопряжения с поисковой системой.

Далее блок выборки данных с учетом предпочтений передает результаты постобработки пользователю с учетом его предпочтений или заданных эмоциональных параметров, например, результат поиска некоторого текста может быть соотнесен с желанием субъекта «я» видеть найденный текст «ироничный», «веселый»,

«добрый», либо отфильтрованный по тематике «проза», «стихи», «анекдоты», либо текст, похожий на уже прочитанный пользователем ранее. Так в приводимом примере реплика «Мне скучно» устанавливает текущее состояние настроек на более ироничные или оптимистичные реплики ИИП, при этом словарный контент выбирается из коллекции прецедентных знаний по набору слов в тематиках «веселый», «ироничный», «грустный».

Настройки и предпочтения также могут задаваться в виде запросов, например «я хочу найти научные статьи по» или «мне хочется почитать романтичные стихи»

Субъект «я» может оценивает результат работы ИИП (например, «ты нашел не совсем то, что нужно» или «наиболее полезным были первая и пятая ссылка») и тем самым изменить приоритеты поиска и работы в целом, либо уточнить эти результаты. Принятые пользователем ответы размещаются в коллекции локальных результатов (в виде плоского текста или ссылок).

Кроме того, ИИП выполняет функции секретаря, напоминает о регулярных событиях, например «Тебе надо выбрать подарок на 8 марта. В прошлый раз ты дарил…»

Для улучшения качества работы ИИП может производиться постоянный анализ вводимого пользователем текста во всех приложениях, включая набор sms (в том случае, если ИИП или его часть установлены в рамках мобильного устройства) и формируется технически входящий в коллекцию прецедентных знаний ежедневный словарь – слова, которые пользователь добавляет к своему первичному лексикону. Этот словарь служит как для оценки состоянии пользователя (включая его состояние здоровья), так и для трекинга его активности и инициирования диалога.

Кроме того, производится индексирование созданных пользователем документов, писем и диалогов в соцсетях для их быстрого поиска, коррекции предпочтений, обновления ежедневного словаря. Пользователю может также предлагаться описание или аннотирование изображений, просмотренных, созданных и отобранных им. При этом изображения или ссылки на них помещаются в коллекцию локальных результатов.

С учетом реализации накопления знаний и обучения в течении 2-3 месяцев ИИП превращается в неотъемлемое альтер-эго пользователя и позволяет минимизировать технические вопросы поиска и отбора информации, а также успешно автоматически представлять пользователя в группах общения и соцсетях при помощи модуля генерации текстов. Кроме того, автоматически организуется независимая от доступности глобальных сетей локальная коллекция наиболее нужных пользователю информационных ресурсов.

ФИЦ ИУ РАН в настоящее время заканчивает тестирование макета ИИП, представление планируется на второй квартал текущего года.

Статья подготовлена при поддержке РФФИ, гранты № 14-07-00783 и № 15-07-08522.

 

 

Список литературы

1.     Robert Sheckley Ask A Foolish Question, http://www.readbookonline.net/readOnLine/63673/

2.     The Alan Turing Internet Scrapbook The Turing Test, 1950 http://www.turing.org.uk/scrapbook/test.html

3.     Speech Interpretation and Recognition Interface https://ru.wikipedia.org/wiki/Siri

4.     Google Now https://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Now