Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ ЦЕЛЬНОВАЛЕНОЙ ОДЕЖДЫ ПРИ ДИАГОНАЛЬНОЙ РАСКЛАДКЕ ВОЛОКОН ШЕРСТИ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
27 февраля 2016г.

В начале XXI века происходит интенсивное развитие различных областей дизайна. Возникают новые проектные сферы, изменяются формы дизайнерской деятельности, обновляются методология и профессиональный инструментарий специалистов. Но трансформация не затрагивает глубинных основ, связывающих дизайн с искусством, из недр которого вышло предметное творчество. Композиционная гармония, единство формы и содержания, стилевая завершенность остаются основополагающими факторами, определяющими качественные характеристики всех без исключения художественных объектов и продуктов дизайна. Результаты изучения особой функции искусства, заставляющей людей эмоционально реагировать на лучшие образцы, находят применение в различных областях проектной деятельности. Это закономерно, поскольку воплощение в продукте идеального представления потребителя о нем невозможно без понимания глубинных факторов, участвующих в процессе коммуникации и формировании эстетических предпочтений.

В практике дизайна костюма в последние пятьдесят лет произошли значительные изменения, которые повлияли на формирование современной индустрии модных товаров и на организацию процесса проектирования костюма. Если раньше над коллекцией, ее представлением публике и рекламным оформлением работал художник-модельер с группой ассистентов, то теперь в рамках промышленных компаний, занятых разработкой, производством, продвижением и реализацией одежды, сотрудничают специалисты различных творческих профессий. Темпы и объемы производства возрастают, а, соответственно, увеличивается ответственность дизайнеров на всех этапах создания нового продукта. В таких условиях интуитивный, эмоциональный подход к творчеству не оправдывает себя, и возникает потребность в обновленных методиках. В основу современной методологии дизайна одежды могут быть положены принципы проектирования авторского костюма, определяющего эволюционное развитие сектора [1].

На фоне общего освещения роли художников-модельеров и дизайнеров в формировании модных тенденций возникает потребность в исследованиях, характеризующих особенности художественного языка современного костюма: варианты авторских композиций и способы использования выразительных средств, связанные с материалом и представляющие собой узкопрофессиональную область знаний. Изучение механизмов художественной коммуникации и систематизация составляющих структуры авторского костюма необходимы на современном этапе развития проектной культуры, нацеленной на формирование эстетических предпочтений и расширение диапазона культурных потребностей. Научное осмысление творческих методов художников и дизайнеров последней трети XX — начала XXI вв, с возможностью дальнейшего использования этого опыта в дизайне одежды.

Важно, что взаимодействие специалиста, проектирующего модели одежды, и потребителя, воспринимающего «костюмную информацию», возможно лишь в том случае, если существует общность знаний о реальном мире и о средствах «костюмного общения».

Остаются открытыми вопросы о влиянии специфики костюма на художественные методы и приемы работы с материалом, об особенностях композиционной организации образцов, признанных эстетическими эталонами современности.

Важны исследования, посвященные вопросам выявления общих закономерностей процесса формотворчества в области проектирования современного костюма и систематизации опыта известных художников и ремесленников по костюму.

Исследование строится на междисциплинарной основе с привлечением данных таких дисциплин, как конструирование одежды, теория дизайна, экология одежды, теория проектирования костюма, история костюма и моды, цветоведение и теория живописи.

В современном мире, где каждый день появляются новые технологии, изобретения сменяют друг друга, не успевая состариться, некоторые традиции остаются неизменными. Искусство, бесконечно изменяясь, приобретая всѐ новые формы, остается неизменным по своей сути на протяжении веков, как и стремление человека к прекрасному. Сегодня, когда люди всѐ больше обращают внимание на экологичные материалы, натуральные продукты, второе дыхание обретают и прикладные виды искусства. Например, валяние из шерсти, известно человеку тысячи лет.

В исследовании рассматривается метод плоского валяния с помощью которого изготавливают одежду, аксессуары, украшения, сумки, обувь, головные уборы. Валяние шерсти делят на три больших этапа: раскладка, уваливание, сушка.  С точки зрения формообразования интересна система раскладки волокон, позволяющая создавать различные пластические вариации. Раскладки шерсти выполняется на поверхности или на выкройке (шаблоне). Способы раскладки разнообразны и зависят от того, насколько плотное требуется изделие, какая форма одежды должна быть на выходе и от замысла автора.

Разработка шаблона для цельноваленой (бесшовной) одежды представляет большой интерес для исследования. В выкройке отсутствуют нагрудные вытачки, не учитывается степень прилегание по заднему шву и области талии. Формообразование изделия зависит только от системы раскладки волокон шерсти. Существуют диагональная (лучевая, паркетная), круговая, крестообразная раскладка и их модификации. Соединяя на одном шаблоне различные способы раскладки волокон, меняя угол их наклона, можно добиться идеального прилегания по фигуре или соответствия выбранной модели на выходе.

Последовательность создания шаблона для конкретной модели или основы для валяния изделия начинается с точных мерок фигуры, построения чертежа конструкции (используется методика построения для трикотажных изделий), увеличения выкройки на 30% по основным точкам с помощью лучей от центра лекала. Далее идет двусторонняя раскладка волокон диагональным и комбинированным способом по всей поверхности шаблона с учетом антропометрии тела человека и конструкции модели. Угол диагональной раскладки дает различную сцепливаемость волокон при валянии, что позволяет добиться нужной формы при полной усадке изделия.

На кафедре дизайна и технологии изделий легкой промышленности ЮЗГУ ведутся исследования расчетного диагонального и комбинированного расположения волокон на шаблоне и влияния пластических свойств полученного материала (войлока) на формоустойчивость и формообразование изделия. Исследования проводятся на образцах войлока и фетра с применением различных вариантов наклона раскладки волокон и качества шерсти. Опытные образцы и готовые изделия, полученные на основе разрабатываемой методики диагональной раскладки волокон, позволяют рассчитать схему распределения, количество слоев и угол наклона раскладки волокон по поверхности шаблона с учетом конструкции модели.

Целью дальнейших исследований является возможность применения результатов, полученных при пластическом формообразовании единичных моделей цельноваляной одежды, в проектирование мелкосерийных коллекций.

В виду плоскостного вида шаблона, разработка конструкции возможна с применением исследований по методам распознавания образов форм одежды [2]. Автоматизирование начального этапа проектирования с целью получения разверток поверхности одежды согласно поставленной задаче (эскиза, изображения), реально с применением систем автоматизированного распознавания образов. Данная система во многом сократит затрачиваемое на разработку время, позволяя тем самым улучшить качество производимой продукции, увеличить ее ассортимент путем внедрения новых и интересных моделей, что  не маловажно для современного потребительского рынка.

Т.к. определение отдельных участков контуров объекта (выпуклости, изломы, кривизну, длину) при разработке шаблона для цельноваленого изделия имеет второстепенное значение, то метод несколько упрощается в применении.

Необходимо отдельно отметить методологические основы изучения валеной одежды, широко представленного в материальных носителях в российских музеях. Являясь воплощением «народной мудрости» и источником вдохновения для многих отечественных и иностранных художников-модельеров, валеная одежда постоянно становится объектом изучения со стороны специалистов-этнографов и специалистов по костюму.

Изучение механизмов, составляющих структуры авторского костюма необходимы для формирования эстетических предпочтений и расширение диапазона культурных потребностей с возможностью дальнейшего использования этого опыта в проектировании одежды.

Исследование пластических возможностей бесшовной, цельноваленой одежды, тесно взаимосвязано и с экологическими проблемами в современном проектировании одежды [3].

Формирование экологически верного стиля потребления предполагает не только сокращение потребления, но и ориентацию на использование экологически безопасных продуктов, произведенных при помощи технологической экологизации. При производстве одежды эти проблемы решаются путем отказа от искусственных и синтетических материалов, которые практически не ассимилируются с окружающей средой, негативно влияют на здоровье человека.

Натуральные материалы, традиционно используемые для производства одежды, новые технологические приемы формообразования и производства изделий, исследование и взаимопроникновение индивидуальных особенности авторского моделирования и проектирование серийного производства являются практически неисчерпаемым источником для создания новых технологических приемов и конструкторских поисков.

 

Список литературы

1.      Формирование отечественной школы моделирования костюма в XX веке /Кузнецова М.М. // Искусство и образование. 2010. - № 2. С. 73 -81. (0,4 п. л.) Перечень ВАК.

2.        Разработка методов распознавания образов форм одежды/ Килимов А.С., Федотова И.В., Тихонова Т.П., Диева О.Н // IV Международная конференция «Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности»/ Сборник трудов.-М: Издательство «Спутник+», 2014.-136

3.      Экологические тенденции в дизайне костюма /Будникова О.В., Диева О.Н. // Известия ЮЗГУ. Серия Техника и технологии. 2014. – №2. С.60-69.