Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О ВЛИЯНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Одной из важнейших задач, которые ставит перед собой современная начальная школа, является развитие личности учащихся посредством формирования у них универсальных учебных действий, способности к организации своей деятельности, освоения способов решения проблем творческого и поискового характера, начальных форм познавательной и личностной рефлексии. С позиции деятельностного подхода Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, вышесказанное означает, что основной задачей начального образования в  настоящее время является, прежде всего, формирование у младших школьников полноценной учебной деятельности. Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, именно в младшем школьном возрасте освоение учебной деятельности определяет развитие ребенка, именно в ней формируются основы теоретического мышления с соответствующими способностями к анализу, рефлексии и планированию [4].

Деятельностный подход в обучении младших школьников, положенный в основу современных ФГОС, создавался начиная с 60-х годов прошлого века и был воплощен в широко известной в России системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Прошлый век являлся последним веком доцифровой эпохи. Поколения 70-х – 90-х, которым была адресована система развивающего обучения, осваивало мир без повсеместного внедрения информационных технологий, распространения средств массовой коммуникации, развернутого информационного пространства, порождающего иной тип сознания и мышления, чем правилосообразное, формально-эмпирическое (по В.В. Давыдову) или рассудочное (по Гегелю) мышление, на «преодоление» которого направлено развивающее обучение в начальной школе.

Отметим, что деятельностный подход к построению обучения в начальной школе оказался эффективным для учеников XX века. Об этом свидетельствуют данные разнообразных исследований. Так, в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века коллективом разработчиков обучения в Системе учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова были созданы диагностики развития содержательно-теоретического мышления у младших школьников и собран большой экспериментальный материал, представленный в [4]. Согласно полученным результатам, при организации развивающего обучения у значительно большего, чем в традиционных классах, числа учеников и в более короткие сроки формируются мыслительные действия анализа, рефлексии и планирования (являющиеся основой содержательно-теоретического, системного мышления). Ученик, у которого сформированы основы теоретического мышления, способен к выделению существенного в ситуации, поиску общих принципов, лежащих в основе наблюдаемых закономерностей, отделению главного от второстепенного, выделению существенных оснований собственных действий, поэтому такой ученик более успешен в осуществлении и управлении собственной учебной деятельностью.

Современное поколение младших школьников является поколением «Digital natives» (цифровыми с рождения), оно с рождения растет под влиянием компьютеров и гаджетов [1], что порождает существенно иные, чем у «Digital Immigrants» (цифровых иммигрантов, детей XX века) типы мышления, мировосприятие, способы освоения информации [1]. Специфика сознания современного общества, а, следовательно, и формирующегося детского сознания, предопределена развитием информационно-коммуникационных технологий, СМИ, и все более ориентирована на восприятие звуковых и визуальных образов.

Согласно С.В. Докуке, мозаичная специфика представленности информации в виртуальном коммуникационном пространстве породила фрагментарность сознания современного человека и привела к формированию, так называемого, «клипового мышления» [2]. Мозаичность, как характерную черту постиндустриальной культуры, предсказал А. Моль («Социодинамика культуры», 1967), который одним из первых исследовал феномены клипового мышления. Он отмечал, что, в связи с беспорядочностью и агрессивностью потоков информации «экран понятий», на который человек «… проецирует и с которым сопоставляет свои восприятия внешнего мира, больше не обладает логической структурой, он больше «похож на массу волокон, скрепленных как попало, – длинных, коротких, толстых, тонких, размещенных почти в полном беспорядке» [3]. Тем самым современная культура взращивает человека с расщепленным сознанием, не способного к системному мышлению. Трактовка «клипового  мышления»  более  четко  представлена Т.В. Семеновских как «процесс отражения множества разнообразных свойств объектов без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира» [5].

Таким  образом,   клиповое   мышление,  которое   называют  также  «фрагментарным»,  «дискретным», «мозаичным» и др., представляет собой новый когнитивный тип мышления. Поколение «Digital Immigrants», в основном, подчеркивает его негативное значение и необходимость «борьбы» с ним. Однако, это именно тот тип мышления, который стихийно формируется у современных младших школьников, в отличие от школьников прошлого века, обладающих формально-эмпирическим мышлением, позволяющим им систематизировать и классифицировать явления наблюдаемого мира, действовать в соответствии с заданными правилами и образцами. Способность к рефлексии, содержательному анализу ситуации, планированию собственных действий продолжает являться условием успешности и в современном мире. Как уже отмечалось выше, соответствующие образовательные результаты заложены в последних ФГОС. Однако приходящие в школу дети, с присущим им клиповом мышлением, неспособны анализировать и систематизировать информацию, оперировать ей, находить связи между понятиями, видеть основания собственных действий, выделять существенные отношения между явлениями, поскольку большие объемы поступающей информации представляет собой слабо связанные или вообще не связанные между собой образы, которые, не задерживаясь в сознании, сменяются один на другой. Поэтому задача формирования у младшего школьника теоретического мышления по-прежнему является актуальной. Однако стартовая ситуация начала обучения, по сравнению со стартовой ситуацией, для которой создавались в прошлом веке технологии деятельностного подхода, существенно изменилась.

Так, например, в деятельностном подходе знания не даются в готовом виде, а самостоятельно добываются учениками. Одной из распространенных деятельностный форм самостоятельного получения нового знания является учебно-исследовательская деятельность, базирующаяся на наблюдении и выделении закономерностей. Богатая виртуальная среда потенциально дает больше возможностей для визуализации этих связей. Но мир в клиповом восприятии – это мир без связей и закономерностей.

Таким образом, возникает проблема снижения эффективности разработанных технологий обучения младших школьников в рамках деятельностного подхода при обучении современных «Digital natives» учеников.

Основная гипотеза состоит в том, что без осознанных трансформаций классических деятельностных технологий обучения, которые бы не только учитывали, но и использовали как ресурс клиповое мышление и сознание современных учеников, применение этих технологий для обучения современных школьников гораздо менее эффективно, чем для поколения «Digital Immigrants».

Мы предполагаем, что одним из способов подтверждения указанной гипотезы может быть получение посредством диагностики сформированности теоретического мышления, описанной в [4], экспериментальных данных для существующих в настоящее время классов, обучающихся по системе развивающего обучения, и последующем сопоставлении этих данных с результатами 90-х годов.

 

Список литературы

1.     Гринева М.И. Новый код эпохи: проблемы взаимодействия «цифровых иммигрантов» и «цифровых с рождения» // На путях к новой школе №1, 2012.- 25-26с.

2.     Докука С.В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность №2, 2013.-169-176с.

3.     Моль А. Социодинамика культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/cultur/mol_ sociodinamika_cult-a.htm. (Дата обращения: 20.01.2016).

4.     Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование/Под ред. В.В. Давыдова; Науч.-исслед.ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР.- М.: Педагогика, 1990.- 160 с.

5.     Семеновских Т.В. Клиповое мышление - феномен современности // Оптимальные коммуникации. / Эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208. (Дата обращения: 20.01.2016).